Урок обучения грамоте «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П п». УМК «Школа России». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

О чём мы говорили на предыдущем уроке?

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.

2. Формулирование учащимися темы и целей урока.

1) Артикуляционная гимнастика.

Мы прижмём язык зубами – та – та – та.

А теперь прижмём губами – па – па – па.

Работа со скороговоркой:

  • От топота копыт пыль по полю летит.

Какой звук повторялся в скороговорке?

2) Назовите одинаковый звук в словах: повар, плотник, парикмахер, почтальон, продавец. ( [п] )

Назовите одним словом все эти слова так, чтобы первым звуком тоже был звук [п]. (профессии)

Итак, давайте сформулируем тему и цели нашего урока.

1) Мы познакомимся со звуком ... ( [п] ), буквой ... (п).

2) Научимся читать слоги и слова с ... (буквой п).

3) Научимся писать букву ... (п).

Молодцы!

3. Знакомство с новым звуком.

Посмотрите на доску (на доске иллюстрация попугая и петуха).

Назовите этих птиц.

Какие звуки вы слышите в начале слов?

Произнесите эти звуки.

Воздух свободно проходит через рот? (Нет)

Что встречает воздух? (преграду : губы сжимаются)

Вывод: звук [п] – согласный.

Участвует ли голос при произношение звука? (Нет)

Звук [п] – глухой.

Чем отличаются первые звуки в словах петух, попугай?

[п’] – мягкий.

[п] – твёрдый.

Молодцы!

4. Физ. пауза.

Игра “Кто самый внимательный?”

Дети играют стоя.

Распознавание на слух звуков [п], [п’]

Учитель произносит слова, дети хлопают, когда слышат [п’], когда [п] – тишина.

Пять, пенал, подушка, пингвин, капель, паук, пилот, Пётр.

5. Знакомство с новой буквой.

Ребята, а какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [п], [п’]? (Буквой П [пэ].)

Посмотрите на иллюстрацию (на доске, затем в учебнике на ст. 83)

Так выглядела печатная буква в старину в церковно-славянском языке и называлась она “Покой ”. Далее рассматривается современное написание буквы П.

На что похожа буква?

Разучивание стихотворений про букву П.

Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.

А теперь мы будем учиться писать печатную букву П.

Дети работают на листе бумаги: штрихуют букву П, печатают буквы Пп по образцу, выполняют задание к рисунку.

Учитель контролирует посадку детей при письме.

Молодцы!

6. Физ. пауза.

Ребята, вспомните игру, в названии которой есть звук [п] (“Повар Булочка”)

Мы поставим в печь пирог
И достанем из печи.
Из трубы идет дымок такой приятный!
Там за лесом у реки
Повар Булочка живёт!
По утрам печёт пирог он ароматный!

(Дети повторяют слова и имитируют движения)

В каких словах мы произносим звуки [п], [п’]?

7. Развитие фонематического слуха, развитие навыков чтения.

1) Работа по учебнику стр. 82–83

Чтение слогов – слияний, звуковой анализ слов пила, плотник.

Чтение слов с пометами.

Какие из этих слов обозначают названия профессий?

Плотник, повар, пилот, капитан.

Выясняется значение слов.

Слова делятся на слоги, выделяется ударный слог.

2) Беседа по иллюстрации.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 82-83

Как вы думаете, что за события здесь изображены? (выслушиваются ответы)

Здесь изображены события, которые происходили 300 лет назад в городе Воронеже. Молодой русский царь Пётр Первый (слева на иллюстрации) начал строить первые военные корабли, начал создавать российский флот.

Местом постройки флота царь избрал г. Воронеж и его обильные лесами окрестности. Воронеж так и называют теперь: “... колыбель российского флота”.

Как вы думаете, что это означает? Воронежский край всегда славился строительными лесами, мастеровыми людьми, судоходными реками. Всего за несколько месяцев под руководством Петра I были построены и спущены на воду первые галеры “Принципиум”, “Святой Матвей”, многопушечный корабль “Апостол Пётр”. Более двухсот кораблей построенных на воронежских верфях, составили славу и гордость русского флота.

Посмотрите, как замечательно они выглядели. (Показ иллюстрации)

8. Чтение и обсуждение пословиц стр. 83. О чём все эти пословицы? Чему они нас учат? (учат трудолюбию)

9. Занимательный материал.

1) Игра “Кто больше” (дети делятся на команды и играют стоя)

Нужно набирать как можно больше слов из слова “трудолюбие” (труд, блюдо, любо, рублю, дело , лоб и т.д)

10. Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что понравилось?
  • Что было сложно делать?
  • Кто доволен результатами своей работы?