Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
О чём мы говорили на предыдущем уроке?
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.
2. Формулирование учащимися темы и целей урока.
1) Артикуляционная гимнастика.
Мы прижмём язык зубами – та – та – та.
А теперь прижмём губами – па – па – па.
Работа со скороговоркой:
- От топота копыт пыль по полю летит.
Какой звук повторялся в скороговорке?
2) Назовите одинаковый звук в словах: повар, плотник, парикмахер, почтальон, продавец. ( [п] )
Назовите одним словом все эти слова так, чтобы первым звуком тоже был звук [п]. (профессии)
Итак, давайте сформулируем тему и цели нашего урока.
1) Мы познакомимся со звуком ... ( [п] ), буквой ... (п).
2) Научимся читать слоги и слова с ... (буквой п).
3) Научимся писать букву ... (п).
Молодцы!
3. Знакомство с новым звуком.
Посмотрите на доску (на доске иллюстрация попугая и петуха).
Назовите этих птиц.
Какие звуки вы слышите в начале слов?
Произнесите эти звуки.
Воздух свободно проходит через рот? (Нет)
Что встречает воздух? (преграду : губы сжимаются)
Вывод: звук [п] – согласный.
Участвует ли голос при произношение звука? (Нет)
Звук [п] – глухой.
Чем отличаются первые звуки в словах петух, попугай?
[п’] – мягкий.
[п] – твёрдый.
Молодцы!
4. Физ. пауза.
Игра “Кто самый внимательный?”
Дети играют стоя.
Распознавание на слух звуков [п], [п’]
Учитель произносит слова, дети хлопают, когда слышат [п’], когда [п] – тишина.
Пять, пенал, подушка, пингвин, капель, паук, пилот, Пётр.
5. Знакомство с новой буквой.
Ребята, а какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [п], [п’]? (Буквой П [пэ].)
Посмотрите на иллюстрацию (на доске, затем в учебнике на ст. 83)
Так выглядела печатная буква в старину в церковно-славянском языке и называлась она “Покой ”. Далее рассматривается современное написание буквы П.
На что похожа буква?
Разучивание стихотворений про букву П.
Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
А теперь мы будем учиться писать печатную букву П.
Дети работают на листе бумаги: штрихуют букву П, печатают буквы Пп по образцу, выполняют задание к рисунку.
Учитель контролирует посадку детей при письме.
Молодцы!
6. Физ. пауза.
Ребята, вспомните игру, в названии которой есть звук [п] (“Повар Булочка”)
Мы поставим в печь пирог
И достанем из печи.
Из трубы идет дымок такой приятный!
Там за лесом у реки
Повар Булочка живёт!
По утрам печёт пирог он ароматный!
(Дети повторяют слова и имитируют движения)
В каких словах мы произносим звуки [п], [п’]?
7. Развитие фонематического слуха, развитие навыков чтения.
1) Работа по учебнику стр. 82–83
Чтение слогов – слияний, звуковой анализ слов пила, плотник.
Чтение слов с пометами.
Какие из этих слов обозначают названия профессий?
Плотник, повар, пилот, капитан.
Выясняется значение слов.
Слова делятся на слоги, выделяется ударный слог.
2) Беседа по иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 82-83
Как вы думаете, что за события здесь изображены? (выслушиваются ответы)
Здесь изображены события, которые происходили 300 лет назад в городе Воронеже. Молодой русский царь Пётр Первый (слева на иллюстрации) начал строить первые военные корабли, начал создавать российский флот.
Местом постройки флота царь избрал г. Воронеж и его обильные лесами окрестности. Воронеж так и называют теперь: “... колыбель российского флота”.
Как вы думаете, что это означает? Воронежский край всегда славился строительными лесами, мастеровыми людьми, судоходными реками. Всего за несколько месяцев под руководством Петра I были построены и спущены на воду первые галеры “Принципиум”, “Святой Матвей”, многопушечный корабль “Апостол Пётр”. Более двухсот кораблей построенных на воронежских верфях, составили славу и гордость русского флота.
Посмотрите, как замечательно они выглядели. (Показ иллюстрации)
8. Чтение и обсуждение пословиц стр. 83. О чём все эти пословицы? Чему они нас учат? (учат трудолюбию)
9. Занимательный материал.
1) Игра “Кто больше” (дети делятся на команды и играют стоя)
Нужно набирать как можно больше слов из слова “трудолюбие” (труд, блюдо, любо, рублю, дело , лоб и т.д)
10. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Что было сложно делать?
- Кто доволен результатами своей работы?