У детей с ОНР отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений.
Такие дети испытывают затруднения в определении правой или левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, у них трудности в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Грамматическими средствами, выражающими пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами.
Практика показывает, что неправильное использование предлогов в речи, их пропуски встречаются у детей с ОНР чаще, чем все другие виды аграмматизмов.
Использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой – помогает в работе по формированию предложно-падежных конструкций. Любая игра – это деятельность.
Игра активирует внимание детей, снимает психологическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала и закрепление ранее пройденного. Участвуя в играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения.
Учить играя мне помогают мои помощники – кубики-предлоги.
Игры
Цели: повышение интереса детей к занятиям по формированию коммуникативной компетенции посредством активизации в речи предлогов.
Задачи:
- понимать значения предлогов;
- закреплять умение детей использовать предлоги в речи;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение;
- развивать диалогическую речь (в диалоге с логопедом в процессе выполнения заданий на использование предлогов в речи);
- формировать грамматический строй речи;
- учить согласовывать слова в предложении;
- развивать мелкую моторику.
Оборудование: кубики со схемами предлогов, предметные картинки, сюжетные картинки, игрушки.
Описание кубиков: пластмассовые кубики разных цветов, на гранях которых наклеены схемы предлогов.
Примеры кубиков:
Ход игры
В начале игры каждый ребенок произносит: “Кубик я бросаю, игру я начинаю”.
Бросив кубик, ребенок называет выпавшее “маленькое слово”, выполняет действие с предметом (карандаш, ручка, линейка, книга, тетрадь, кукла, мяч, машинка и т.д.) соответственно схеме предлога и составляет предложение.
Бросив кубик, ребенок называет выпавшее “маленькое слово”. На столе перед ним расположены картинки, на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением. Ребёнок выбирает картинку, соответствующую своему “маленькому слову”, называет расположение предметов и составляет предложение.
Бросив кубик, ребенок называет выпавшее “маленькое слово”, а логопед произносит три отдельных слова и предлагает ребенку составить с этими словами предложение, включив в него “маленькое слово”. Например:
- мальчик – идет – каток (на)
- гриб – растет – листком (под)
- рыба – плавает – реке (в)
- девочка – спряталась – дерево (за)
- машина – подъехала – дому (к)
- мышка – убегает – лисы (от)
- муха – ползает – стеклу (по)
- дым – идет – трубы (из)
- шишка – упала – елки (с)
- лампа – висит – столом (над)
- котенок – вылезает – стула (из-под)
- заяц – выглядывает – кустов (из, из-за)
Бросив кубик, ребенок называет выпавшее “маленькое слово”. Логопед предлагает ребенку запомнить и повторить сочетания данного “маленького слова” с существительными в предложениях. Логопед произносит 2–3 предложения, например:
- Самолет летит над озером.
- Бабочка кружится над цветком.
- Машина едет по дороге.
- Красная Шапочка бежит по тропинке.
Бросив кубик, ребенок называет выпавшее “маленькое слово”. Логопед дважды зачитывает четверостишие (выделяя голосом предлоги) и просит повторить строчку с выпавшим “маленьким словом”.
Например:
- Белка на ёлке,
- Ворона над ёлкой,
- Лиса идёт к ёлке,
- А ёжик – от ёлки.
- Кушать садятся за стол,
- Выходят из-за стола.
- Нож уронили под стол,
- Достали из-под стола.
- Ваза стоит на столе,
- Люстра висит над столом,
- Стулья стоят у стола,
- Дети сидят за столом.
Бросив кубик, ребенок называет выпавшее “маленькое слово”. Логопед читает предложения, в которых неправильно использованы предлоги, и просит исправить ошибки, вставив выпавшее “маленькое слово” и согласовав слова в предложении.
Например:
- Мама пошла на магазин.
- Платок лежит на кармане.
- Солнце спряталось на тучу.
- Девочка ходила под ягодами.
- Заяц ускакал к лисе.
- Ваня отбежал к дому.
- Медведь вылез от берлоги.
- Птица вылетела под гнездо.
Бросив кубик, ребенок называет выпавшее “маленькое слово” и получает сюжетную картинку. Логопед предлагает ребенку составить предложение (предложения) про предметы, изображенные на данной сюжетной картинке, с использованием выпавшего “маленького слова”.
Кубики-предлоги позволяют:
- разнообразить деятельность детей на занятии;
- заинтересовать детей;
- поддерживать внимание на протяжении всего занятия;
- улучшить ожидаемый результат.
Список литературы
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”. М.: Просвещение, 1990
- Ткаченко Т.А. “Если дошкольник плохо говорит”. СПб.: Акцидент, 1997
- Парамонова Л.Г. “Стихи для развития речи”. СПб.: Дельта, 1998