Программные задачи:
- Закрепить знания детей о светофоре, о его сигнале;
- Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
- Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
- Развивать наблюдательность, мышление, воображение;
- Учить детей найти выход из проблемной ситуации;
- Воспитывать у детей чувство ответственности за личную безопасность, уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им.
Активизация словаря:
- Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
- Закрепить в речи названия дорожных знаков.
Интегрированные задачи:
“Безопасность”:
- Расширять и закреплять знания детей о сигналах светофора, ПДД;
- Продолжать знакомить детей с дорожными знаками;
- Поощрять стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
“Коммуникация”:
- Обогащать словарь детей названиями дорожных знаков.
“Социализация”:
- Развивать игровую деятельность детей;
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.
“Чтение художественной литературы”:
- Расширять словарный запас детей стихотворениями, загадками;
- Совершенствовать исполнительские навыки при чтении стихотворений.
“Художественное творчество”
- Воспитывать самостоятельность, развивать активно и творчески применять ранее усвоенные способы лепки.
Предварительная работа:
Беседы: “Правила поведения на дороге”, “Правила поведения в общественном транспорте”, “Беседа о пешеходном светофоре”, рассматривание иллюстраций “Опасные ситуации” “Азбука ПДД”, карточек с изображением дорожных знаков, транспорта. Чтение стихов, загадок, художественных произведений: С.Маршак “Световор”, С.Михалков “Дядя Степа – милиционер” и др.
Дидактические игры: “Собери светофор”, “Кто найдет больше и назовет дорожных знаков”, “Домино”.
Ход занятия
Дети входят в зал под мелодию песни “Светофор”
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! К гостям повернитесь, улыбнитесь, правой рукой помашите, левой рукой помашите и громко здравствуйте, скажите! А теперь ко мне повернитесь, крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь!
Воспитатель: Сегодня наш зал немного необычен. Вы заметили?
Дети: Да!
Воспитатель: А что в нем необычного? Ответы детей
Слышится голос полицейского (аудио запись).
Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы прибыли в страну Правил дорожного движения. Я убедительно вас прошу запомнить правила дорожного движения и соблюдать их. За хорошие знания вас ждет сюрприз, а какой это секрет!
Воспитатель: Значит, мы куда попали? Мы попали в страну правил дорожного движения. Давайте представим, что мы с вами гуляем по этой необычной стране. В этой большой красивой стране много улиц. По ним движутся машины и легковые, и грузовые, и автобусы, и никто никому не мешает. Это потому, что есть строгие и четкие правила для водителей машин и пешеходов. Как хорошо мы представили страну, улицы, машины, а вот они уже едут
Просмотр видеоролика “Улица с машинами”
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось?
Ответы детей
Воспитатель: Скажите, как называется дорога для автомобилей?
Ответы детей - проезжая часть
Как называется дорога для пешеходов?
Ответы детей – тротуар
А вы играете на проезжей части дороги?
Дети: Нет. Это очень опасно. Можно играть на спортивных площадках, в специально отведенных местах.
Воспитатель: Но иногда на дороге происходят различные ситуации, посмотрите, пожалуйста на “Вернисаж дорожных происшествий”.
Видеоролик “Вернисаж дорожных происшествий”
Воспитатель: Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать правила дорожного движения. А запомнить их нам поможет наш сегодняшний друг. Хотите знать какой друг? Тогда отгадайте загадку:
“Три разноцветных глаза
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают”
Дети: Светофор.
Воспитатель: Правильно. У любого перекрестка нас встречает светофор и заводит очень просто с пешеходом разговор.
“Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
Я машинам помогаю,
И тебе хочу помочь”
Воспитатель: О каких глазах говорит нам светофор?
Дети: О красном, желтом, зеленом.
Воспитатель: А как называются эти огоньки?
Дети: Сигналы.
Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Ребята, а как вы думаете, зачем нужен светофор?
Дети:
1. Чтобы правильно переходить дорогу;
2. Чтобы на улице был порядок;
3. Чтобы не было аварий.
Воспитатель: Светофор регулирует движение на дорогах.
Слышится аудио запись, как тормозит машина
Воспитатель: Как вы думаете, что это сейчас было?
Маша: Ой, ой, ой! Как больно! Чуть не задавили!
Воспитатель: Что случилось с тобой Маша?
Маша: Дорогу переходила, чуть меня машина не сбила.
Воспитатель: Как же ты переходила через дорогу?
Маша:
“Шла я волосы чесала
И вдруг расческу потеряла
Наклонилась поискать,
Тут меня машина – хвать!”
Воспитатель: Машенька, ну разве можно идти по дороге и чесать волосы? Ребята, как вы думаете, правильно вела себя Маша?
Ответы детей
Воспитатель: Маша, нужно смотреть на сигналы светофора. Сейчас каждый сигнал сам про себя расскажет. А ты, Машенька, послушай и вы, ребята, тоже.
Инсценировка стихотворения “Три чудесных цвета”.
Выходят дети в шапочках: красной, желтой, зеленой
Ребенок в красной шапочке:
“Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Красный свет – опасность рядом,
Стой не двигайся и жди,
Никогда под красным взглядом
На дорогу не ходи!”
Ребенок в желтой шапочке:
“Жёлтый - светит к переменам,
Говорит: “Постой, сейчас
Загорится очень скоро
Светофора новый глаз”
Ребенок в зеленой шапочке:
“Свет зеленый говорит:
Вот теперь идите смело,
Пешеходам путь открыт!”
Воспитатель: На какой же сигнал светофора нельзя переходить?
Дети: На красный.
Воспитатель: Маша, на какой сигнал светофора можно переходить?
Маша: На зеленый цвет, цвет травы и листьев.
Воспитатель: Молодцы, хорошо! А теперь светофор проверит ваши знания. Ребята, что нам светофор сейчас покажет, то и будем дружно выполнять. Договорились?
Видеоролик “Танцевальная игра “Если правила ты знаешь – делай так”
Воспитатель: Молодцы, не ошиблись, светофор вами очень доволен и приготовил для вас интересный мультфильм.
Видеоролик “Светофор”
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о светофоре? Какой он?
Дети: Сильный, смелый, решительный, отважный.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете, для чего нужен светофор, что означают его сигналы. А сейчас, всю информацию отправим в мозговую копилку.
Поглаживание головы
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, у светофора есть помощники?
Дети: Да, есть. Дорожные знаки.
Воспитатель: Маша, какие ты знаешь дорожные знаки?
Маша: Дорожные знаки я знаю. Они сладкие, есть соленые и медовые.
Воспитатель: Да не сладкие они и не соленые, потому что их не едят. Дорожные знаки стоят на дорогах и подсказывают водителям и пешеходам как надо действовать. Наши дети знают загадки о дорожных знаках. Послушайте их и отгадайте.
Ребенок:
Полосатая лошадка
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
Дети: Пешеходный переход.
Ребенок:
Должен каждый пешеход
Знать, что “зебра” - переход.
Чтоб дорогу перейти,
Надо нам его найти.
Воспитатель: Кто из вас найдет этот дорожный знак?
(Дорожный знак вывешивается на мольберт)
Ребенок:
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный,
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
Воспитатель: Какого цвета полоски на пешеходном переходе?
Дети: Белые.
Воспитатель: А почему они белого цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Чтобы издалека было видно пешеходный переход. Пешеходный переход показывает нам, где можно переходить дорогу. Хорошо запомните, что переходить надо только по пешеходному переходу. А теперь слушайте следующую загадку:
Ребенок:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Воспитатель: Какой это дорожный знак?
Ответы детей, показ иллюстрации со знаком “Дорожная остановка”
Воспитатель: Как надо вести себя на автобусной станции?
Ответы детей: не бегать, а терпеливо ждать автобуса, держаться за руку взрослого
Воспитатель: Как надо вести себя в автобусе?
Ответы детей: не разговаривать громко, не отвлекать водителя, не высовываться в окно, не нажимать на незнакомые кнопки, крепко держаться за поручни
Воспитатель: Ребята, а какие дорожные знаки вы еще знаете?
Дети: “Опасный поворот”, “Стоянка”, “Пункт питания”.
Воспитатель: Что означает знак “Опасный поворот”?
Ответы детей. Показ наглядного материала
Воспитатель: Водителям автомашин этот знак говорит: “Будь вдвойне внимателен”
Воспитатель: Что означает знак “Стоянка”?
Ответы детей. Показ наглядного материала
Воспитатель: Водителям автомашин этот знак информирует водителей, где можно оставить автомобиль.
Воспитатель: Что означает знак “Пункт питания”?
Ответы детей. Показ наглядного материала
Воспитатель: Этот знак может быть установлен у придорожного кафе или столовой.
Коли вам нужна еда,
То, пожалуйста, сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания.
Дети, вы хотели быть шоферами?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы умеете водить машину?
Ответы детей.
Воспитатель: А голос у транспорта есть? Как он называется?
Ответы детей.
Дети: Сигнал.
Воспитатель: Молодцы! Тогда, мы сейчас с вами поиграем.
Игра “Узнай по голосу транспорт”
Аудиозапись “Сигналы транспорта”
Слышится свисток полицейского
Полицейский: Здравствуйте ребята, мне очень приятно вас видеть в стране Правил дорожного движения! Вам понравилось путешествовать?
Дети: Да!
Полицейский: Все правила запомнили?
Ответы детей
Полицейский: Я слышал, как вы отгадывали сигналы транспорта и слышал, что вы умеете ездить на машине?
Дети: Да.
Полицейский: И так, девочки выбирают легковые машины, а мальчики – грузовые.
Полицейский раздает рули
Игра “Мы – шоферы”
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли
Вправо, влево – чистота! (движение руки вправо, влево)
Волосы ерошит ветер (пальцами массируем голову)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх).
Полицейский: Хорошие водители. Выезжаем на дорогу, но внимательно смотрим на дорожные знаки!
(Дорожные знаки: “Опасный поворот”, “Пункт питания”, “Стоянка”, “Автозаправочная станция”)
Полицейский: Молодцы ребята, вы внимательно смотрели на дорожные знаки и не совершили аварий.
Полицейский: А что у меня в руках? (показывает жезл)
Дети: Жезл.
Полицейский: Зачем мне нужен жезл? (Ответы детей.) Когда не работает светофор, я жезлом регулирую движение. Поняли? Давайте всю полученную информацию о дорожных знаках, жезле поместим в мозговую копилку.
(Массаж головы)
Полицейский: Знания у вас ребята хорошие, поэтому я предлагаю вам игру “Разрешается – запрещается!”
Игра “Разрешается – запрещается!”
- Играть на проезжей части дороги (запрещается);
- Переходить улицу при зеленом сигнале светофора (разрешается);
- Переходить улицу при желтом сигнале светофора (запрещается);
- Помогать старикам и старушкам переходить дорогу (разрешается);
- Кататься на велосипеде, не держась за руль (запрещается);
- Громко говорить в транспорте (запрещается);
- Ходить по пешеходному переходу (разрешается);
- Шуметь в автобусе (запрещается);
- Быть примерным пешеходом (разрешается).
Молодцы! И Маша молодец.
Давайте поиграем в другую игру.
Игра “Ответь правильно”
- Пешком по улице идет. Значит это (пешеход);
- Кто ходит по тротуару? (пешеходы);
- Если ты едешь в автобусе, автомобиле, кто ты? (пассажир);
- Голос автомобиля (сигнал);
- Сколько глаз у светофора? (три);
- Как называется место, где люди ожидают автобус? (остановка);
- Сколько сигналов у светофора для пешеходов (два);
- Кто изображён на красном сигнале светофора (человек);
- Что делает человек (Стоит);
- Кто изображён на зелёном сигнале светофора (человек);
- Что делает человек (Идёт);
- На какое животное похож пешеходный переход? (зебру).
Полицейский:
Правила вы знаете
И их соблюдаете.
А теперь вы мне
Помочь должны,
Моим светофорам
Сигналы найти.
Игра “Почини светофор”
(Полицейский предлагает детям пройти в мастерскую и обратить внимание на светофоры).
Полицейский: Посмотрите, какие они грустные. Надо их развеселить и сигналы правильно разместить. Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы разминать.
(сжимаем и разжимаем)
Светофор развеселим
(хлопаем в ладоши)
Огонечки разместим.
(указательным пальцем касаемся, то одной ладони, то другой. Дети выполняют работы)
Полицейский: Какие красивые светофоры получились. Все ребята старались и Маша молодец.
Маша: А я хочу рассказать стихотворение про светофор.
Полицейский: С удовольствием.
Чтение стихотворения “Светофор”
Полицейский: Молодец, Маша! Хорошее стихотворение. Я думаю, теперь ты не будешь нарушать правила дорожного движения. Давайте подарим гостям сувенирные светофоры.
Дети дарят подарки гостям
Дети:
Правила движения соблюдайте всегда,
Чтоб не приключилось на улице беда!
Полицейский: Мне очень понравилась сегодняшняя встреча, вы, ребята, молодцы! А вам понравилось наше путешествие, что особенно?
Ответы детей
Полицейский: Какое хорошее дело мы сегодня с вами совершили. Запомнили все правила дорожного движения и соблюдали их. Ребята, на улицах нашего поселка тоже соблюдайте правила. Хорошо! Я для вас приготовил подарки.
Раздает шоколадные медали и предлагает проводить в детский сад, уезжают в группу под мелодию песни “Бибика”