Ход урока |
|
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
1. Организационный момент | |
Гулять сегодня некогда: Мы заняты другим. Пришли сегодня гости к нам И мы их удивим! Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книга, ручка и тетрадки, И линейку не забудь: Отправляемся мы в путь! |
Идёт работа по развитию мотивационного
компонента учебной деятельности, создание
ситуации для положительной эмоциональной
мотивации. Мобилизация внимания. |
2. Актуализация необходимых знаний | |
Графически диктант: Спал кот на крыльце. Он сжал лапки. Села около него синичка. Берегись, синичка! Коты хитры. - Это текст? Докажите. - Сколько предложений в тексте? - Какие знаки препинания вы поставили в конце предложений? Почему? - А какие еще знаки препинания можно ставить в конце предложения? |
Учащиеся на листочках чертят схемы
предложений. Отвечают на вопросы учителя,
вспоминая предыдущий языковой материал.
Проводят взаимопроверку в группе.
Самооценивание и взаимооценивание, отмечают
результат на лесенке успеха. Один учащийся работает на откидной доске. Его проверяем, оцениваем. |
3. Мотивация (самоопределение к деятельности) | |
- Уметь разборчиво писать – первое
правило вежливости. Василий Осипович
Ключевский. (знаменитый историк России) (Слайд 2)
Я тетрадь свою открою - Ребята, откройте тетради, запишите число и классную работу. И пропишите рядом с моими буквами-образцами еще по две такие же буквы. Какие буквы вы прописали? |
Пишут минутку чистописания. В результате должно получиться по 2 буквы “Д”, 2 буквы “И”, 2 буквы “А”, 2 буквы “Л”, 2 буквы “О”, 2 буквы “Г”. |
4. Физминутка 1 (для глаз) | |
А давайте наши глазки Отдохнут немного в сказке! Посмотри на потолок! Что ты видишь там, дружок? Там волшебные сестрицы И большие мастерицы: С синей линией у нас Отдыхает правый глаз! По зеленой – левый бродит! Правый с левым – ходят-ходят! Перпендикуляр застыл- Как оглоблю проглотил! А смотрите, наша стенка Превратилась вдруг в лесок. По березкам лучик солнца Пробежал наискосок! А в окошке что сейчас? Тучи? Солнце? Все для вас! Отдохнули? Помечтали? Возвратись из светлой дали, Принимайся за урок, Мой мечтательный дружок! |
Расслабление глаз для уменьшения их утомляемости и повышения работоспособности (Таблицы Базарного на потолке см. рис. 1 + на стене - фотообои “Утро в березовом лесу”) |
5. Определение темы урока, постановка целей и задач. | |
Давайте вспомним веселые стихи К.И.
Чуковского из сказки “Телефон” (Слайд 3) и
разыграем некоторые отрывки текста по ролям. У
нас с вами даже есть маски героев (Рис.
9-13). Каждая команда получает свой текст,
который надо будет разыграть по ролям и маски. (4
команды – 4 текста: разговор со слоном, разговор
со свиньей, с крокодилом, с газелями) (Приложение
1) - Что прозвучало? - сказка - Сколько действующих лиц в каждом отрывке, который продемонстрировали ребята? - Двое (Айболит и слон, или свинья, или крокодил) трое (газели) - Как называется разговор между двумя или несколькими лицами? Кто может сказать? Тот, кто не знает, может из букв чистописания составить слово ДИАЛОГ) - Диалог! Сформулируйте тему и цели урока. (Слайд 4) Что такое диалог? - Разговор двух или нескольких лиц. Это слово произошло от греческих слов (диос – два) и (логос – слово). |
Продолжается работа по развитию
мотивационного компонента учебной деятельности. Работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно мыслительных операций; анализа, сравнения, классификации, произвольной концентрации внимания. Создаётся проблемная ситуация для развития познавательной мотивации и активизации мыслительной деятельности. Репродуктивная беседа. Фронтальная форма работы. Принятие учебной задачи. Развитие познавательной мотивации. Развитие операционного компонента учебной деятельности через принятие учебной задачи, развитие рефлексии. Постановка задачи проекта с дидактическим аспектом. |
Какие цели мы перед собой ставим? (Слайд 5) Ребята, что-то я забыла, напомните мне еще раз - Что такое диалог |
Нам надо Узнать... (что такое диалог?) Мы хотим Научиться... (оформлять диалог на письме) А также Отличать... (диалог от других видов текста) И еще Вести правильно ... (диалог по телефону) Дети определяют тему, цели и задачи урока. |
6. Изучение нового материала, усвоение новых знаний | |
Работа по учебнику. Хорошо, а теперь давайте откроем учебник на стр.14 и посмотрим верно ли мы сформулировали правило. Что говорит умная сова? Упражнение 7. С.14 - Прочитайте текст - Узнали сказку и ее автора? - Правильно! Только в этом отрывке Айболит разговаривает уже с Носорогом. Прочитайте диалог по ролям. Посмотрите еще раз на текст сказки. Что вы заметили в записи этого текста? Работа в тетради. Упр.7. Запишите 2 первых предложения в тетрадь. Что нужно вспомнить, для того чтобы не допустить ошибок в написании. (Предложение начинается с большой буквы, заканчивается каким-либо знаком препинания, каждая фраза-реплика героя оформляется с помощью тире.) Кто напишет – встает. |
Ученики работают с учебником; учитель:
наблюдает, координирует, поддерживает, сам
является информационным источником; Реализация практической направленности урока. Введение нового понятия (диалог). Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися. Развитие регулирующего компонента: самопроверки. Идёт работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно – внимания. Используется средство – учебник. Практическая значимость содержания нового материала. Чтение диалога по ролям. |
7. Физминутка 2 | |
- Покажи-ка Оля мне Как звезды тянутся к Луне? - Покажи мне Коля, Как шуршат травинки в поле? - А как шагает отважный солдат? - Как прыгает зайчик, когда он рад? - Как головой завертела сова? Раз-два, раз-два. Как наклонился пить воду жираф? Как спину выпрямил важный граф? Как потянулся усталый сосед? И быстренько выключил в комнате свет? Как птица летела из дальних стран? Как застучали у нас в барабан? Как мельница мелет зерно? В мире движений полно! Мы часть показали – не все мы успели! Но мы отдохнули – работать присели! |
Физическая активность для повышения работоспособности |
8. Закрепление изученного материала. | |
Ребята, давайте еще раз повторим, что
такое диалог? Прочитайте на стр.15 на что нужно обратить внимание. Ребята, у нас в гостях рисованные персонажи – Коля и Оля. (Рис. 2, рис. 3) Они разговаривали. У них получился замечательный диалог. Но кто-то рассыпал и перепутал все предложения. Помогите составить из предложений диалог (Приложение 2). |
(Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) |
Работа в группах. Задание: у вас на столах файлы с предложениями и листы, куда надо наклеить эти предложения. Предлагаю склеить текст. Кто первый? (Слайд 6) - Какие вежливые слова вы видите в диалоге? А зачем? - Как вы думаете, а чтобы вести диалог, нужно соблюдать правила? Какие? (Слайды 7-8) - А зачем соблюдать правила? - А пригодятся ли нам эти правила в жизни? А где конкретно? (по телефону, в магазине, при общении с другом и учителем в школе – везде, где идет взаимодействие людей!!!) Теперь, когда вы вооружены правилами, возьмите по сюжетной картинке и составьте маленький диалог самостоятельно. |
Текст, сложенный учениками: - Здравствуй, Оля! - Добрый день, Коля! - Куда ты, Оля, идешь? - Я иду на урок! - А зачем? - ..... (И у каждой команды свое продолжение текста).
Команды получают сюжетные картинки (Рис. 4, 5, 6, 7) |
9. Рефлексия, подведение итогов. | |
Мы все отлично поработали. Я очень рада,
что у меня такие замечательные ученики. Подведем
итог, вы продолжите фразы: (СЛАЙД 9) Сегодня я узнал... Мне было интересно.. Теперь я умею... Урок пригодится мне в жизни... Смайлики на весы! Возьмите ваши смайлики зеленые или желтые и прикрепите их на весы (Рис.8). Условия такие: Урок мне понравился, все получилось – зеленый смайл на левую чашу весов. Урок мне понравился, но я не совсем понял тему урока – желтый смайл на правую чашу весов. А теперь наши гости-эксперты хотят поделиться своими впечатлениями от урока и у них есть для вас сюрприз! |
Работа по развитию регулирующего
компонента учебной деятельности при помощи
анализов итогов урока. Фронтальная работа. Итоговый контроль. Развитие положительной самооценки. Макет весов прикрепляется на доске, чаши весов подвижны. При накоплении смайлов одну из чаш весов учитель опускает. Дети видят, каких смайлов больше. (Учитель также может узнать у детей, почему именно весы он приготовил для Рефлексии. Один из вариантов ответов “Весы тоже ведут диалог – одна чаша поднимается, другая – опускается. Развитие межпредметных связей – с математикой. Развитие критического мышление, формирование межпредметных УУД) Гости-эксперты (учителя, завучи по УВР, родители) дарят каждой команде вымпел со звездочкой и надписями “Самые дружные”, “Самые артистичные”, “Самые быстрые”) (Приложение 3) |
Технологическая карта урока русского языка по теме "Диалог". 1-й класс
- Шаунина Дарья Дмитриевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 1