Урок русского языка на тему "Безударные гласные в окончаниях глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


>Цель: Систематизирование существенных признаков при определении написания безударных гласных в окончании глаголов.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов.
  • Развивать устойчивость внимания, творческое воображение, оперативность мысли, речевые способности.
  • Воспитывать стремление к овладению грамотной речи.

1. Организационный момент.

Работа в тетрадях:

Запись числа. Классная работа.

2. Предлагаю урок начать с небольшой разминки, во время которой мы определим тему, цель, задачи урока.

Собери пословицы:

Маленькая спичка

Каждый человек

Упуст...шь огонь –

не потуш..шь.

сжига...т большой лес.

загодя дума...т о пожаре.

Проанализируйте пропущенные орфограммы и сформулируйте тему урока.

Запись темы урока: Личные окончания глаголов I и II спряжения.

- Как вы думаете, какая образовательная цель вытекает из данной темы?

(До автоматизма научиться определять спряжение глагола и правильно определять их личные окончания)

- Прочитайте ещё раз пословицы и скажите, в чём заключается их мудрость? (Быть осторожными с огнём.)

- А как вы объясните эту народную мудрость:

Чему не гореть, того не зажечь.

- Когда так можно сказать о человеке? (Если он равнодушен ко всему, ленив)

– Я попрошу вас сегодня “гореть”, т.е. быть активными, отдавать все силы, чтобы ваша “искорка” “зажгла” наш урок, чтобы получить твёрдые и полезные знания. Во время урока будет самооценка и взаимооценка ваших знаний, умений.

3. Повторение знаний о глаголе, как части речи.

Работа с пословицами.

  • Маленькая спичка сжига...т большой лес.
  • Каждый человек загодя дума...т о пожаре.
  • Упуст...шь огонь – не потуш..шь.

Морфологический разбор глагола.

сжига...т – коллективно с учителем.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

1. Часть речи.

2. Начальная форма.

3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

- Совпали ли ваши рекомендации и мои действия? Оценивание. Советы.

- Сейчас я предлагаю вам самостоятельно разобрать слова по данному плану

дума...т – 3 ряд

упуст...шь - 2 ряд

не потуш..шь – 1 ряд

Проверка. Оценивание. Советы.

6. Минуты релаксации.

А сейчас я приглашаю вас на лесную прогулку отдохнуть, расслабиться.

Просмотр видеоролика “Тайга”

- Понравилось? Кто хочет составить предложение на данную тему, употребив глаголы с безударными окончаниями 1 или 2 спряжения?

Работа 1 группы. Письмо предложений под диктовку у доски.

В тайге обитает богатый животный мир. В ней существует своя уникальная жизнь.

- Разобрать предложения по членам предложения.

Работа 2 группы:

- Прочитайте очень внимательно отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “Костёр”.

Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пылает костер.
Пышет пламя в лицо; теплый дым на ветру развеваете;
Затянул весь лесной косогор.

Лес гудит на горе, низко гнутся березы ветвистые,
Меж стволами качается тень...
Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые
Этот солнечный ветреный день.

А в долине - затишье, светло от орешника яркого,
И по светлой долине лесной
Тянет гарью сухой от костра распаленного, жаркого,
Развевается дым голубой.

Камни, заросли, рвы. Лучезарным теплом очарованный,
В полусне я лежу у куста...
Странно желтой листвой озарен этот дол заколдованный,
Эти лисьи, глухие места!

Ветер стоны несет... Не собаки ль вдали заливаются?
Не рога ли тоскуют, вопят?
А вершины шумят, а вершины скрипят и качаются,
Однотонно шумят и скрипят...

- А сейчас послушайте меня. (Монотонное чтение учителя.)

- Понравилось ли вам моё чтение?

- Почему нет? (Интонация не соответствовала, т.к. пожар - это страх, смерть)

- Кто прочитает с правильной интонацией?

- Поаплодируем за красивое чтение!

- Найдите мне в тексте все глаголы и определите их спряжения.

Работа в парах. (2 пары)

Вставьте пропущенные гласные.

Обоснуй свой ответ по алгоритму:

  • К какой части речи относится данное слово?
  • В какой части слова орфограмма?
  • Какие правила вы применили?

1 пара:

Шип...т и зл...тся,

Воды бо...тся.

2 пара:

С языком, а не ла...т,

Без зубов, а куса...т?

Взаимопроверка 2- х пар (на полях “+” или “-”), отметить недочёты простым карандашом. Оценивание. Советы.

Коллективная проверка.

Посчитайте баллы своих работ на полях.

  • 4-5 баллов – высокий уровень
  • 3 балла – средний уровень
  • 1-2 балла - низкий уровень

Мозговой штурм.

  1. Имена существительные склоняются, а глаголы ...
  2. Спряжение – это изменение глагола по числам и ...
  3. Определить спряжение легко, если окончание глагола ...
  4. Как определяется спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
  5. Что именно в неопределённой форме помогает определить спряжение?
  6. В окончаниях глаголов 2-го лица ЕД. ЧИСЛА после Ш пишется ...
  7. Если в окончаниях буква гласного И, а в 3-м лице МН. ЧИСЛА -ат/ -ят, то это глагол ...

Ключи к правильным ответам.

  1. Спрягаются
  2. Лицам (Наст. время и Буд. время)
  3. Ударное (ударное личное окончание)
  4. По неопределённой форме.
  5. Суффиксы перед -тъ.
  6. Мягкий знак
  7. II спряжение

Итог урока.

- Над какой темой работали?

- Разрешили проблему, которая стояла перед нами в начале урока?

- С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?

- Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности?

- Какие глаголы относятся к I спряжению?

- Какие глаголы относятся ко II спряжению?

Самооценка работы на уроке:

- Сегодня я доволен работой, т. к. ...

- Не совсем доволен своей работай, ведь я ...