Законы природы устанавливают связи
между физическими величинами, которые
можно описать математическим аппаратом.
Цель работы:
- научиться определять плотность жидкостей и твердых тел;
- определить, существует ли зависимость между массы от объема, плотности от массы, плотности от объема; какой функцией ее можно описать.
- построить график зависимостей массы от объема, плотности от массы, плотности от объема.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Физика: весы, набор гирь, мензурка, набор твердых тел, сосуды с молоком и водой.
- Математика: карандаш, линейка, ластик, калькулятор.
- Продукты: молоко, яблочный сок, соль и сахар
Ход урока
1. Вступление.
Часто бывает полезно узнать, можно ли установить зависимость между изучаемыми величинами, и как ее можно описать.
2. Актуализация знаний (5 минут).
Можно задать следующие вопросы
Вопросы по физике
- Что такое масса, объем, плотность?
- Как найти массу?
- Каким образом можно найти объем твердого тела?
- Каким образом можно узнать массу воды в стакане?
Вопросы по математике
- Что такое функция?
- Как можно задать функцию?
- Что такое линейная функция?
- Что является графиком линейной функции?
Общие вопросы
- Какими способами можно установить связи?
- Рассмотреть графики и обсудить следующие вопросы
- Какая зависимость изображена на графике? Какой формулой можно задать эти зависимости?
- Какие единичные отрезки отложены на осях? Почему они разные?
3. Основная часть урока (35 минут).
Сегодня на уроке вам предстоит рассмотреть связь между массой и объемом, объемом и плотностью, массой и плотностью жидкостей и твердых тел и попробовать описать эти связи, используя знания, полученные на уроках алгебры.
Для определения, какая существует между ними зависимость, вы должны выполнить практическое задание, следуя инструкции.
У вас на столах стоят весы и набор гирь. Каждая из пар получит свое исследуемое вещество. Чтобы мы получили качественное исследование, нам необходимо собрать как можно больше данных, поэтому с одинаковыми твердыми веществами и жидкостями будут работать сразу несколько пар одновременно (не менее 3 на каждое вещество). Затем мы соберем все результаты измерений и занесем данные в соответствующие таблицы (Приложение1)
4. Подведение итогов урока (5 минут).
5. Домашнее задание на усмотрение учителя.
Список литературы.
- Алгебра 8 класс под ред. С.А. Теляковского и др. – М.: Просвещение, 2014.
- Физика 8 класс, в 2 частях Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. под ред. Орлова В.А.,Ройзена – М.: ИОЦ “Мнемозина”, 2013.