Цели и задачи урока:
- Актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх
- Расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх
- Включение школьников в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей
- Сформировать устойчивые знания и понимание школьниками ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения
- Актуализация информации о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения
- Мотивация школьников к активному освоению новой информации о спорте
Формы работы учащихся на уроке:
- Интерактивный диалог-обсуждение
- Проведение игры
- Обобщение полученной информации
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран
- Дидактические материалы
- Мультимедиа-презентация (Смотри Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Актуализация информации об олимпийских ценностях
Беседа по вопросам:
- Что вам известно об Олимпийских играх?
- С чем, прежде всего, связывают понятие “Олимпийские игры”?
- Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские?
- Что вы знаете о Паралимпийских играх?
- Что значит “Паралимпийские”?
- Как выступила российская сборная в Играх 2010 в Ванкувере? Сколько медалей она получила?
- Можете ли назвать имена самых ярких спортсменов?
II. Изучение материала по теме урока:
1. Олимпийские игры и их история.
Вопросы к учащимся:
- С какой периодичностью проводятся Олимпийские и Паралимпийские игры? (Один раз в четыре года)
- Какая эмблема у Олимпийских игр? Что она символизирует? (Пять колец, символизирующих пять континентов. В августе 1913 года основатель современных олимпийских Игр Пьер де Кубертен отметил в “Олимпийском ревю”, что “эмблема была выбрана, чтобы проиллюстрировать и представить мировой конгресс 1914 года: пять переплетенных колец разных цветов – синего, желтого, черного, зеленого и красного – помещены на белом листе бумаги. Эти пять колец представляют пять частей света, которые сегодня завоеваны Олимпийским движением, и желают принимать соревнования здоровья)
- Какая эмблема у Паралимпийских игр? Что она символизирует? (Три агитоса (agitos = “я двигаюсь” на латыни), символизирующие тело, несломленный дух и разум. Агитосы раскрашены в три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира)
- Какими видами спорта вы увлекаетесь? Какие из названных видов спорта относятся к олимпийским?
- Сколько олимпийских зимних видов спорта? (По классификации МОК существует всего 7 олимпийских зимних видов спорта: лыжный спорт, конькобежный спорт, санный спорт, бобслей, биатлон, хоккей на льду, керлинг. Это соответствует числу международных федераций. В свою очередь, лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды (всего их 15).
- Может ли изменяться количество видов спорта, включенных в Игры? (Да, количество видов спорта постоянно растет. Так, в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд.)
- Что вы знаете о фристайле? О шорт-треке? О сноуборде? (В отличие от олимпийских, паралимпийские виды спорта регулируются не международными спортивными федерациями, а непосредственно Международным паралимпийским комитетом. Исключение составляет паралимпийский керлинг на колясках, который регулирует WCF (Всемирная федерация керлинга)).
- Какие паралимпийские виды спорта вы знаете? Сколько их? (Всего 5 паралимпийских зимних видов спорта: биатлон, горные лыжи, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.)
- Что вы знаете о паралимпийском биатлоне?
2. Талисманы Олимпийских и Паралимрийских игр.
Каждые Олимпийские и Паралимпийские игры имеют свои талисманы. Медвежонок Миша Олимпиады-80, пекинские веселые талисманы в виде рыбки, панды, антилопы, ласточки и олимпийского огонька – это то, что видит и запоминает весь мир. Олимпийские талисманы способствуют повышению интереса и привлечению внимания к конкретным Играм, у каждых Игр они разные.
Талисманы Игр в Сочи выбирали всей страной. Сначала прошел конкурс идей Талисманов. Из работ, поданных на конкурс, жюри выбрало самые интересные и оригинальные. Эти идеи потом доработали профессиональные дизайнеры и художники-мультипликаторы. Выбор талисманов состоялся 26 февраля 2011 года в прямом эфире на Первом канале. В голосовании приняло участие более 1 млн. человек. Талисманами Олимпийских игр в Сочи стали: Зайка, Белый Мишка и Леопард. Талисманами Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка – они были выбраны чемпионами-паралимпийцами.
3. Диалог-диспут “Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения”
СОВЕРШЕНСТВО.
Дидактический материал:
Если проанализировать достижения участников Олимпийских игр, обнаруживается положительная динамика в их показателях. Например, посмотрите данные в таблице рекордов по бегу на 100 метров. Каждый результат, кажется, достигнут на пределе человеческих возможностей, в стремлении достичь совершенства в выбранной деятельности. Но со временем он превосходится атлетами нового поколения.
На экране – таблица рекордов в беге на 100 м
Вопросы к дискуссии:
- Как вы думаете, почему человечество бежит быстрее?
- Можно ли достичь в чем-либо совершенства? Как вы понимаете ценность “Совершенство”?
(Международным олимпийским комитетом ценность “Совершенство” трактуется так: “Полная самоотдача – как на спортивной арене, так и в жизни. Речь идет не столько о победе, сколько о борьбе за достижение поставленных целей, преодолении себя”).
ДРУЖБА
Дидактический материал:
Современный мир отличается нестабильностью. Политические и экономические кризисы, религиозные разногласия часто становятся причиной самых негативных последствий. Олимпийские игры изначально были проектом мира. Вам, конечно, известно, что в Древней Греции в период проведения Олимпийских игр прекращались войны. Политика сотрудничества, внимания стран друг к другу и сегодня является приоритетом для Олимпийской семьи.
Вопросы к дискуссии:
- Знаете ли вы, что в мире развивается инициатива Международного олимпийского комитета ОЛИМПИЙСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ? Какова ее миссия, цели?
- Подумайте, какие проекты может реализовывать Олимпийская солидарность, какие меры предпринимать, чтобы спорт развивался во всех странах. Как им помочь?
Один из вариантов ответа:
Цель Олимпийской солидарности состоит в оказании помощи всем Национальным олимпийским комитетам (НОК), прежде всего в развивающихся странах, с тем, чтобы они могли совершенствовать собственные структуры во имя развития спорта в своих странах. Все ваши предложения в различной степени реализуемы, но при одном условии: если они будут осуществляться совместно, с опорой на такую ценность Олимпийского движения, как ДРУЖБА.
В 1936 году Олимпийские игры проходили в нацистской Германии. Адольф Гитлер впадал в ярость от побед чернокожих спортсменов. Однако неожиданно для него весь мир обошла фотография немецкого легкоатлета Лутца Лонга, который весело болтал со своим чернокожим соперником – четырехкратным олимпийским чемпионом Джесси Оуэном. Они подружились на Олимпийских играх.
- Какие отношения между народами пропагандирует Олимпизм? (Ценность “Дружба” понимается как поиск взаимопонимания между людьми и целыми народами, несмотря на существующие между ними различия и разногласия.)
УВАЖЕНИЕ
Дидактический материал:
В спорте есть такой термин как Фэйр Плей (Fair Play). Кто знает, как это переводится? (Это означает, что спортсмены должны соблюдать правила и соревноваться между собой только в честной борьбе, без подножек и без запрещенных лекарств (допинга).
Вопросы к дискуссии:
- Как вы относитесь к проблеме допинга?
- Р асскажите об антидопинговых программах
- Знаете ли о программах WADA?
Один из вариантов ответа:
ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство, англ.) – независимая организация, созданная при поддержке Международного олимпийского комитета (МОК). ВАДА была учреждена 10 ноября 1999 в Лозанне, Швейцария, для координации борьбы с применением допинга в спорте. В 2001 штаб-квартира ВАДА переехала в Монреаль, Канада. Основным документом ВАДА является Всемирный антидопинговый кодекс, последняя редакция вступила в силу с 2009 года. Борьба с допингом регламентируется международными стандартами.
Олимпизм предполагает соблюдение признанных правил, правил честной игры.
- Как вы сформулируете эту ценность?
Ответ: Уважение
Подведение итогов диалога-диспута:
Итак, мы с вами сформулировали три ценности Олимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган “Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!”
Вопрос для дискуссии:
- Вы можете привести примеры проявления этих ценностей из своей жизненной практики?
Дополнительное задание:
Одна из олимпийских ценностей – уважение – подразумевает не только уважение к людям, но и уважение к окружающей среде, к природе. Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду. Одновременно с возведением Олимпийских объектов, в городе модернизируют дороги, строят очистные сооружения, создают современную систему обращения с отходами, внедряют наилучшие технологии, “зеленые стандарты” в строительстве. Оргкомитет “Сочи 2014” разработал Экологическую стратегию.
Вот основные направления Экологической стратегии “Сочи 2014”:
- Игры в гармонии с природой
- Игры без климатических изменений
- Игры без отходов
- Игры просвещения.
Вопросы для дискуссии:
- Что еще нужно для того, чтобы сделать Сочи центром развития спорта и курортом мирового уровня?
- Как обеспечить гармоничное включение Игр в уникальную природу Сочи?
4. Ценности Паралимпийского движения”
Мы уже говорили сегодня о том, что в Сочи будут проводиться и Паралимпийские игры. Вы знаете, как выступили наши спортсмены-паралимпийцы в Ванкувере? Они заняли первое место в общекомандном зачете, завоевав 38 медалей!
Вопросы для дискуссии:
- Расскажите о наиболее ярких победах спортсменов-паралимпийцев.
- Какие качества проявили наши спортсмены-паралимпийцы в этой борьбе?
Учитель показывает картинку с изображением четырехкратного чемпиона Паралимпийских игр в Ванкувере Ирека Зарипова и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпиона. Российский спортсмен Ирек Зарипов – четырехкратный паралимпийский чемпион и серебряный призер Паралимпийских зимних игр 2010 года в Ванкувере по лыжным гонкам и биатлону, Посол “Сочи 2014”. В 17 лет Ирек попал в тяжелую аварию, после которой последовал этап долгого восстановления. Только после 2 лет реабилитации он смог начать новую жизнь – в этом ему помогли занятия спортом. По-настоящему впечатляющих успехов Ирек достиг, встав на лыжи: всего через четыре месяца в составе сборной России он принял участие в Кубке мира. На Паралимпийских зимних играх 2010 года в Ванкувере Ирек Зарипов выиграл 4 золотых медали.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов?
Ответ: Смелость
- Кто знает, как слово “смелость” звучит на английском язвке?
Ответ: Courage
Вопрос для дискуссии:
- Раскройте понятие “Смелость”. Что для Вас означает это понятие?
Учитель показывает картинку с изображением чемпиона Паралимпийских игр в Афинах Оскара Писториуса и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпиона.
Яркий пример преодоления барьеров и достижения равенства продемонстрировал южноафиканский бегун-спринтер, паралимпийский чемпион Оскар Писториус. Спортсмен с ампутацией обеих ног, использующий специальные протезы, смог добиться впечатляющих успехов наравне со спортсменами без инвалидности. Оскару Писториусу удалось не только принять участие в соревнованиях для спортсменов без инвалидности, но и завоевать право выступать на Олимпийских играх в Лондоне. История жизни Оскара Писториуса – история исчезновения барьеров, олицетворение идеи равенства людей с инвалидностью и без не только в спорте, но в жизни в целом.
Паралимпийский спорт призван стирать границы и барьеры между людьми с инвалидностью и без инвалидности. Какую ценность символизирует пример Оскара Писториуса?
Ответ: Равенство
Вопрос для дискуссии:
- Когда и в связи с чем вы вспоминаете о равенстве?
Успех – это результат огромных усилий, и добиться его, самореализоваться нелегко всем, особенно людям с инвалидностью. В Пекине после Паралимпийских игр коренным образом изменилось отношение к ним, там сумели создать безбарьерную среду, стараясь обеспечить равные условия и возможности для всех. Каким вы представляете себе город, соответствующий стандартам всеобщей доступности?
- Кто знает, как слово “равенство” звучит на английском языке?
Ответ: Equality
Учитель показывает картинку с изображением паралимпийской чемпионки Игр в Пекине Олеси Владыкиной и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпионки.
После тяжелой травмы Олеся потеряла руку, но не оставила спорт. Всего за полгода научилась плавать по-новому. Целенаправленно и планомерно она осваивала новую технику и на Паралимпийских играх в Пекине завоевала золотую медаль. Какое качество помогло Олесе Владыкиной целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и, в конце концов, установить мировой паралимпийский рекорд?
Ответ: Решимость
Вопрос для дискуссии:
- Согласитесь, что решимость связана с таким
качеством, как ответственность, сила воли. Можно
принять решение, но важно довести его до
воплощения. Те спортсмены-паралимпийцы, о
которых мы сегодня говорили, сумели не только
принять решение, но и следовать поставленной
цели.
Кто знает, как слово “решимость” звучит на английском?
Ответ: Determination
Учитель показывает картинку с фотографией американского горнолыжника Джо Томпкинса и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя спортсмена.
Вы знаете что-либо о Премии Паралимпийского вдохновения? Этой награды удостаиваются не только спортсмены, но и те, кто помог им добиться побед (родные, близкие, тренеры, учителя). Вот история американского горнолыжника Джо Томпкинса: “После окончания средней школы, я, как и многие подростки, планировал свою жизнь. Все изменилось 23 января 1989 года. В ту ночь мы вместе с друзьями ехали в машине. Водитель оказался пьян, и мы попали в серьезную аварию. Один мой друг погиб, другой длительное время находится в коме. Меня парализовало ниже пояса. Моя жизненная траектория круто изменилась. Цели и мечты были разрушены в возрасте 19 лет. Я чувствовал себя лишним в этом мире. Уходил от реальности с помощью наркотиков и алкоголя. Я потерял волю к жизни. Сейчас я знаю, что если бы не любовь, забота и поддержка моей матери, я не был бы жив сегодня”. Это только одна судьба. А их тысячи…
Премия Паралимпийского вдохновения – это признание заслуг тех, кто никогда не получит свои собственные олимпийские медали, но сделал все для того, чтобы это стало возможным для других. Претенденты отбираются Олимпийским комитетом США, а общественное голосование организовано через страницу голосования Facebook. Это позволяет посетителям получить информацию о каждой номинации Премии и голосованием отметить самые впечатляющие и вдохновляющие, по их мнению, судьбы. Посетители также могут прокомментировать и поделиться историями и размышлениями с друзьями на Facebook.
Вопрос для дискуссии:
- Вдохновение – еще одна ценность Паралимпийского движения. Когда и в связи с чем вы вспоминаете о вдохновении?
- Кто знает, как слово “вдохновение” звучит на английском?
Ответ: Inspiration
Подведение итогов разговора о ценностях паралимпийского движения:
Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности Паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган “Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!”
III. Обобщение полученной информации. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итог урока:
Игры – это не просто спорт, а олимпийские и паралимпийские ценности применимы не только к спортсменам. Никто не станет спорить, к примеру, что равенство – это хорошо, или что дружба делает общение приятным и интересным. И честно признаемся, что немного решительности никому еще не повредило. Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, окружающим миром и другими людьми.
IV. Объяснение нового домашнего задания.
- Напишите на выбор эссе на темы олимпийских/паралимпийских ценностей/взаимосвязи спорта и окружающей среды (задание можно выполнить вместе с родителями)
- Выясните, когда и на каких Играх появился первый официальный талисман. Кто это был?