Цель: активизировать двигательный опыт детей для формирования сенсорных эталонов.
Задачи:
- Образовательные: развивать и активизировать речь детей, познавательный интерес, наблюдательность, мышление; формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал.
- Развивающие: развивать навыки ориентировки в пространстве; координацию и ритмичность движений.
- Воспитательные: учить называть характерные признаки животных; воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительная работа: чтение книг про животных (Чарушин Е.И., Баруздин С.А), рассматривание иллюстраций по теме, игра с игрушками.
Демонстрационный материал: желтые и красные листики, иллюстрации (“осенний лес”, “поезд”,) мягкие игрушки (“мишка”, “зайка”), угощение для лесных зверей (“бочонок меда”, “морковка”), 2-е длинные веревки, елка, музыкальное сопровождение: слова и музыка Е.А. Гомоновой: “Осень в гости к нам идет”, музыка и слова Железнова Е.С.: “Паровоз”; две корзины: красная и желтая.
Раздаточные материалы: по 2-а листика на ребенка (красный и желтый).
Интеграция областей: “Физическое развитие”, “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”.
Используемая литература:
1. О.П. Власенко, Т. В. Ковригина, В.Н. Мезенцева, О.В. Павлова. “Комплексные занятия” первая младшая группа. Издательство “Учитель”, Волгоград 2011г.
2. Н. Ф. Губанова. “Развитие игровой деятельности”. Издательство “Мозаика-Синтез”. 2008г.
3. С. Я. Лайзане. “Физическая культура для малышей”. Москва “Просвещение” 1987г.
4. Т. А. Тимофеева. “Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста”, Москва “Просвещение” 1986г.
5. Э.Г. Пилюгина, “Занятия по сенсорному воспитанию”. Москва “Просвещение” 1983г.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, там уже сидят гости (дети здороваются).Педагог предлагает детям подойти к доске и обратить внимание на иллюстрации, которые висят на ней (“паровоз”, “осенний лес”, “заяц”).
2. Основная часть: развитие и активизация словаря.
Воспитатель: сегодня, мы поедем на поезде в осенний лес, там живут лесные звери (мишка, заяц) и мы повезем для них подарки (мишке-“бочонок меда”, зайке – морковку”).
Вопросы:
1. Куда мы поедем?
2. На чем мы поедем?
3. Какой поезд длинный или короткий?
4. Какие подарки мы повезем мишке и зайке?
Предполагаемые ответы:
1. В осенний лес.
2. На поезде.
3. Длинный.
4. Мишке – мед, зайке -морковку.
3. Игра малой подвижности: (“Паровоз”).
Цель: учить детей ходить друг за другом, держаться друг за друга, останавливаться по сигналу воспитателя.
Педагог предлагает детям встать друг за другом, сам становится впереди них, (лицом к детям) и говорит: “Вы будете вагончиками, а я – паровозиком”. (звучит магнитофонная запись”гудок паровоза”). И поезд начинает двигаться с начало медленно, а затем быстрее. Движение сопровождаются звуками, которые произносят дети. “Паровоз” замедляет ход и останавливается. “Вот и остановка” - говорит педагог.
4. “На лесной полянке” - обще развивающие упражнения с листочками. Посмотрите, малыши, куда с вами попали (в лес). Это осенний лес, листья пожелтели и начали падать.
Дети выполняют движения за воспитателем.
- “Сели, встали” - по сигналу воспитателя вернуться в исходное положение
- “Попрыгаем, как зайчики” - подскоки на месте.
- “Спрятали листочки” - руки за спиной, по сигналу воспитателя помахали листочками.
Музыкально-ритмические движения: “Осень в гости к нам пришла” (дыхательное упражнение).
5. “Положи в корзинку свой листочек” - учить детей по заданию воспитателя положить в красную корзинку, красные листочки, а в желтую – желтые.
6. “Отгадай загадку” - развивать у детей мышление.
Отойди-ка от берлоги.
Уноси скорее ноги,
А не то начну реветь.
Я не ежик, а (медведь).Комочек пуха,
Белое ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (зайчик).
7.
1. “С кочки – на кочку” - продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях.
2. “Залезем к лисичке в норку” - совершенствовать навыки пролезания через препятствия.
8. Подвижная игра “Зайка-побегайка” учить детей ходить и бегать врассыпную, не натыкаясь друг на друга, действовать по сигналу.
9. “Угостим мишку и зайку” - развивать доброту и желание помочь животным.
10. “Едем, едем мы домой на паровозе” - развивать у детей умение действовать по сигналу.
Педагог говорит о том, что закончилось наше путешествие в осенний лес и пора возвращаться в детский сад. Звучит “гудок поезда”, дети встают друг за другом и едут на “поезде” домой.