Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
На начальном этапе (в 2013 году) мы испытывали острую потребность в некотором обновлении содержания педагогического процесса. В качестве основной стратегии мы выбрали пути проведения в жизнь необходимых преобразований:
1) создание внутрисадовой системы, которая позволила бы направить внедрение новообразований в нужное русло.
2) изучение возможностей воспитателей к освоению и разработке педагогических технологий.
3) создание условий, побуждающих педагогический коллектив осваивать новшества.
Успех осуществления данной работы во многом зависит от профессионализма воспитателя, его педагогической культуры.
Анализ качественного и количественного состава педагогических кадров детского сада за 2013 - 2016 годы показал, что в настоящее время педагогический коллектив ДОУ характеризуется:
I. образовательным уровнем: 42% педагогов имеют высшее образование, 58% - средне-специальное, из них обучаются в педагогических вузах 21%.
II. уровнем профессиональной компетентности, достаточным для функционирования ДОУ и перехода при определённых условиях к режиму развития:
- положительная динамика роста профессиональной компетентности педагогов;
- возможность "внешней учёбы" - повышение своей квалификации за пределами детского сада (за 4 года такую учёбу прошли 11 человек);
- оптимальный уровень (по самооценке) внутрисадовой методической учёбы;
- складывающаяся система работы с молодыми специалистами и с вновь прибывшими педагогами.
Распределение педагогов ДОУ по уровням профессиональной компетентности в сравнении за 4 года также характеризуется положительной динамикой:
- 1 педагог имеет I квалификационную категорию,
- 5 педагогов - II квалификационную категорию, из них трое являются претендентами на I квалификационную категорию в 2016 году.
- 7 педагогов имеют потенциал на получение категории.
Около 63% педколлектива - это педагоги со стажем больше 10 лет, имеющие профессиональный опыт для организации учебно - воспитательного процесса на достаточно высоком уровне, но есть и молодые перспективные педагоги.
Возрастной состав коллектива детского сада, по нашему мнению, оптимален - около 70% педагогов в возрасте до 35 лет и чуть старше, т.е. сочетаются опыт и работоспособность.
Последние исследования микроклимата коллектива, проведённые психологом, показали, что сформировано ядро коллектива, которое начинает приобретать черты коллектива единомышленников.
Всё вышеобозначенное положительно влияет на образовательную среду ДОУ и на развитие личности ребёнка.
ВЫВОД: педагогический коллектив детского сада по своему качественному и количественному составу является достаточным для перехода к работе в инновационном режиме”.
Всякое развитие можно представить как различные ступени развития, связанные друг с другом, т.о., что одна ступень является продолжением другой. Это подтверждает нашу мысль о том, что детский сад в своём развитии проходит ряд этапов.
Интенсивность цвета отражает развитие инновационной деятельности в ДОУ поэтапно / Схема №1 /.
Первый из них - ПОЯВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИДЕИ, которая зародилась в результате работы МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА” А идея эта:
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ДОУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ:
- развитие детского словотворчества",
- “формирование основ экономической культуры дошкольников",
-“формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста через поисковую деятельность в природе",
- "методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет" по системе А.З.Зака,
- " интегрированный подход в интеллектуальном развитии дошкольников",
- "раннее обучение детей английскому языку".
Для определения участников направлений, прогнозирования разрабатываемого содержания, перспектив реализуемых инновационных проектов была скоординирована деятельность методического совета и диагностической лаборатории, куда вошли руководитель ДОУ, старший воспитатель, психолог, опытные педагоги, имеющие высшее образование.
Оба центра вели целенаправленную работу, а именно, при проведении диагностического обследования педагогов было выявлено, что проблемы соотносимы с потенциальными возможностями коллектива воспитателей и каждого в отдельности, правильность выбора проблемы показали результаты анкетирования педагогов где они отразили:
- актуальность избранной проблематики, её связь с проблемами обновления содержания,
- направленность поисково-творческой работы:
- на обновление содержания (факультатив, спецкурс, разработка перспективных планов, циклов занятий),
- на поиск диагностических методик, новых способов оценивания познавательной деятельности развития дошкольников
- характер поисково-творческой работы:
- внедрение опыта воспитателей - новаторов,
- обобщение новаторского опыта,
- научно-методическая проработка проблемы.
Работа опирается на анализ
психолого-педагогической и методической
литературы:
- используется комплекс разнообразных методов исследования, наблюдения, анкетирования, эксперимент.
- результаты поисково-творческой работы и их оформление
Для того, чтобы проблема обновления содержания образования была достижима в ближайшее будущее педагоги объединились в группы (микротворческие, методические пары). Было создано 6 групп-объединений по разным направлениям внедрения новшеств, благодаря чему процесс осуществлялся интенсивно. В группах были перемещения:
1. Меняющийся лидер в зависимости от изменяющейся на данном этапе проблемы.
2. Генераторы идей - мог быть любой творческий педагог.
3. Организаторы и исполнители принятых решений. В зависимости от ситуации эти роли по взаимной договорённости берут на себя практически все члены группы.
По мере работы творческих групп и перемещений в них педагогов эти инновации обогащались новым содержанием, на базе их развивались новые идеи. Как вам известно, чем тщательнее разработаны цели, задачи, перспективные планы, тем меньше затруднений будет испытывать педагогическая система при переходе с одного уровня развития на другой.
II ЭТАП – НАЧАЛО ВНЕДРЕНИЯ НОВШЕСТВА означал переход к осуществлению образовательного процесса – АДАПТИВНОЙ МОДЕЛИ, которая характеризовалась:
- готовностью педагогов к инновационной деятельности, знания прогноза развития новшеств, как отдельных компонентов сложной педагогической системы
- подготовкой каждого педагога к разработке и внедрению своего новшества, умением анализировать собственные методические затруднения, обобщением опыта педагогической деятельности, выявления сущности своей педагогической системы;
ДОУ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА - III ЭТАП инновационного развития образовательного учреждения, когда творчество педагогов развивалось за счёт внедрения отдельных инновационных направлений детского сада, которые постепенно переходили в совокупность инновационных идей и новшеств.
Первоначально на данном этапе новшества развивались хаотично и бессистемно. Целостность в развитии инноваций достигалась рядом методических мероприятий для педагогов: спецкурс "Детское словотворчество", педагогический факультатив "В мире экономики", семинары, работа творческой лаборатории. Перечисленные формы работы стали стимулом для дальнейшей поисковой педагогической деятельности воспитателей в интересах детей.
Структура и содержание внедряемых новшеств неоднократно корректировалась в зависимости от условий деятельности детского сада, запросов родителей и детей, кадровой и материально-технической обеспеченности.
Ориентация нового содержания на развитие личности выявила необходимость перехода к вариативному, дифференцированному подходу в воспитании и обучении, который стал глубоко изучаться коллективом ДОУ с 2014 года и нашёл отражение во всех инновационных направлениях.
Целесообразность и результативность использования дифференцированного подхода и инновационных направлений ДОУ очевидна:
I) Они способствуют комплексному развитию личности ребёнка, в частности; работа по проблеме:
- "Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет по системе А.З.Зака предопределяет развитие нестандартного мышления, формирует у детей самостоятельность в действиях, способность управлять собой в сложных ситуациях.
- "Развитие детского словотворчества" знакомит с богатством русского литературного языка, искусством построения диалога, культурой речи.
- “Формирование основ экономической культуры дошкольников” развивает экономическое мышление, способствует воспитанию трудолюбия, бережливости, хозяйственности.
- “Раннее обучение детей английскому языку" способствует усвоению иноязычной культуры.
- "Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста через поисковую деятельность в периоде обеспечивает подготовку к последующему изучений естественных предметов.
- Благодаря интегрированному подходу у детей формируется более объективная и всесторонняя картина мира. Каждый вид деятельности оказывает влияние на развитие какой-либо из сторон личности.
2) Использование дифференцированного подхода способствует применению творческого, гибкого воздействия, реализует каждого на уровне его возможностей, адаптирует познание и способности к особенностям различных групп детей.
Таким образом, инновационные направления, в детском саду, пройдя стадии коррекции и апробации "растворяются” в КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ, придавая ему инновационный характер. На этом этапе стёрты все границы между направлениями.
Эти (4 и 5) этапы развития ДОУ как развивающиеся системы максимально раскрывают потенциальные возможности педколлектива, опасаясь на развёртываемые инновационные процессы в компоненте, инновационный потенциал решаемых проблем, возникающих в детском саду непрерывно возрастает за счёт потока нововведений: в частности интегрированного подхода, когда воспитатели объединяют различные направления, пронизывая один другого, с учётом своего приоритетного.
Наш детский сад находится в преддверии к этапу ВНЕДРЕНИЯ НОВШЕСТВ В КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ.
В перспективе намечены пути перехода к следующему этапу - СОЗДАНИЕ АМДО в системе "Детский сад - Школа". Мы полагаем, что он не завершающий. При наличии новых идей этот круг будет расширяться.
Мы считаем, что нами проведена большая работа, следствием которой является интеллектуальный потенциал, заложенный в наших воспитанниках. Так, за последние 3 года (с 2014 по 2016) выпускники ДОУ распределились в школы города: в лицей и гимназии, в классы развивающего обучения, в классы общего развития.
Больше половины от общего числа детей поступили в школы с развивающим обучением. Расхождения в цифрах незначительны.
Однако, мы вправе ожидать плодотворных результатов в развитии ребенка, если будем рассматривать его развитие как никогда не прекращающийся процесс постоянного совершенствования.
С этой целью мы реализуем единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
В "Программу развития детского сада" в раздел "Инновационная деятельность" заложено создание программы развития приемственности, которая включает компоненты, характеризующие целостное развитие образовательного учреждения:
Содержание образования
- Организация учебно-воспитательного процесса
- Внедрение новых передовых технологий
- Готовность педагогов к инновационной деятельности
- Организация дополнительного образования
- Управление развитием учреждения
Все компоненты целостного развития заложены в структуру управления образовательного пространства "детский сад - школа".
Данная модель структуры управления апробируется в настоящее время совместно со средней школой №48.
Почему выбор пал на школу №48? Потому что, мы нашли опорные точки для сотрудничества:
- близкая расположенность
- администрация и педагоги школы разделяют наши взгляды по вопросу преемственности
- по нашим наблюдениям за последние 2 года выявилась тенденция к увеличению потока выпускников нашего детского сада в среднюю школу №48: в 2014 году – 25%, в 2016 году - 57,7%.
- и детский сад и начальная школа работают в едином инновационном русле (основные направления работы ДОУ и начальной школы совпадают). Поэтому, они должны решаться не изолированно, а во взаимосвязи. Однако, осуществив экспресс-анализ программ детского сада и средней школы №48, мы пришли к выводу: несмотря на общность направлений, они требуют корректировки целей и задач с учетом принципов: непрерывности, системности, индивидуализации, дифференциации, интеграции.
Нами отмечено: по обучению детей английскому языку темпы дошкольной программы часто дублируются со школьной; в курсе “Развитие детского словотворчества” идет подмена умения общаться на умение читать, не обращается внимание на речевой этикет, правила ведения диалога.
Прослеживается отсутствие взаимосвязи в использовании дифференцированного подхода в обучении.
Если наш детский сад имеет определенный накопленный опыт и результаты по данному вопросу, где представлены различные подходы и виды дифференциации, то школа осуществляет дифференцированный подход односторонне (в основном, по уровню развития).
Последняя причина натолкнула нас на идею создания АМДО - адаптивной модели дифференцированного обучения. Мы полагаем, что придать системе дифференцированного подхода гибкость, адаптивность, позволит:
- возможность передвигаться учащимся из одного одноуровневого класса в другой в соответствии с результатами обучения и темпами развития;
- при сохранении обычных разноуровневых классов группы по одному уровню создаются на определенное время или по нескольким предметам.
Далее хотелось бы раскрыть отдельные компоненты в целостной структуре управления этим процессом.
На I ступени управления выступают главные субъекты образовательных учреждений: Заведующая ДОУ и директор школы, которые управляют образовательным пространством: заведующая и другие субъекты со стороны ДОУ через методический совет, Директор школы - через большой и малый совет педагогов.
Центром управления образовательного пространства является Совет по стратегии развития, главной целью которого является формирование концепции, то есть планирование, координирование всей работы образовательного пространства.
Советом по стратегии развития разработан договор о сотрудничестве, структура управления образовательным пространством. В настоящее время выдвинута идея о создании АМДО. На перспективу планируется создание сквозных программ: по обучению детей английскому языку, экономическому воспитанию, ЗАКу.
II ступень характеризуется наличием следующих субъектов: старший воспитатель - завуч, которые входят в Совет по стратегии развития, но - ведущим компонентом для них является организация работы в педагогическом консилиуме.
II ступень также доказывает наличие точек соприкосновения. В ДОУ и в школе действуют творческие лаборатории, методические объединения и другие.
При анализе развивающей среды двух образовательных пространств было выявлено:
- общее: наличие музеев;
- экологическая комната - теплица;
- и в детском саду и в школе имеются центры для детского экспериментирования.
Однако, есть и различия, которые в тесном сотрудничестве взаимодополняются: наши дошкольники могут посещать танцевальный класс, стадион, теплицу, библиотеку.
В перспективе в образовательном пространстве ДОУ намечено создание библиотеки, музыкального салона, гостиной, театральной мастерской, которое уже начато в настоящее время.
Новые пространства также предполагают взаимообогащение.
Диагностика и коррекция развития объединила в тесном сотрудничестве педагогов/психологов детского сада и школы, всех функциональных служб.
В перспективе на базе детского сада предполагается организация группы социальной адаптации к школе, в состав которой будут входить и дети не посещающие детский сад, а на базе школы №48 действует класс адаптации, который представляет собой кратковременные встречи с будущими учениками в игровой форме.
Завершающая, значимая ступень, субъектами которой являются с одной стороны - воспитатель детского сада, а с другой учитель, концентрирующая в себе практическую работу по инновациям, объединяет их усилия в практические лаборатории "Единство".
Итак, целостное развитие структуры зависит от факторов, регулирующих процесс стимулирования инновационной деятельности по каждому из компонентов системы. Успех в её развитии зависит от умения предопределить возможности формирования каждого компонента.
Эффективное развитие может осуществляться в результате не только сильных управленческих воздействий, но и частных, локальных, если последние точно рассчитаны и дают мощный резонансный эффект во всех компонентах системы.
Таким образом, мы попытались представить свой взгляд в организации работы по вопросу: "Системный подход в реализации структурных компонентов интеллектуальных способностей детей".
Вероятно, наш опыт работы не раскрыт в полном объеме, но на этом мы не останавливаемся. Поиск путей решения проблемы продолжается.
Литература
I) "Дифференцированное обучение: поиски адаптивной модели", Шалыгина И .В., Каногина Е.П. - журнал "Завуч" №5/2000 года.
2) Козлова О.П., Мансурова Ф.Г. - "План развития школы "Образование плюс ..." - журнал "Завуч" № 5/2000 года.
3) Орлова Т.В. - "Теоретические основы становления и развития современных общеобразовательных учреждений" - журнал "Завуч" №6/2000 года.