Соавтор Е.А. Шнырёва
Моделировать действия преподавателя и студента можно с помощью контрольно-обучающих программы (КОП) и компьютерных средств обучения (КСО). Они делятся на следующие виды:
- программы прямого управления (линейные), которые моделируют пояснительно-иллюстративный характер обучения;
- программы циклические (разветвленные), которые способны моделировать проблемный характер обучения и личностно-деятельностной подход к обучению.
Разрабатывая и внедряя вышеуказанные программы для компьютерных средства обучения, на первом этапе, наша задача заключается в разграничении использования рассматриваемых программ с целью их внедрения в учебный процесс. Если учитывать, что проблемный и личностно-деятельностной подходы к обучению способствуют больше развитию личности, то при разработке автоматизированных средств обучения необходимо ориентироваться на второй вид управления в программах. Для успешного освоения подобных программ, связанных с модульной реализацией учебных дисциплин в поварском деле оправдано, если преподаватель профильных модулей в совершенстве владеет ИКТ и наоборот преподаватель информатики умеет применять ИКТ в профессиональной деятельности – “Повар, кондитер”. При организации учебной деятельности вопрос контроля усвоения учебного материала очень важный, но трудоемкий. В рамках традиционных форм обучения педагог затрачивает много времени на занятиях для контроля степени усвоения учебного материала, причем это итоговый контроль, в основном заключается в констатации факта “знает - не знает”. Следующий этап учебного процесса, который носит характер массового обучения, должен выполняться в любом случае. Не усвоившие учебный материал, в лучшем случае доработают его самостоятельно или обратятся за консультацией к педагогу, но часто такое “неусвоение” и плюс пропуск занятий по разным причинам приводит к накоплению пробелов в знаниях, что и приводит к неудовлетворительному результату в учебе. Основываясь на том факте, что знания накапливаются и закрепляются в учебном процессе, то организация непрерывного пошагового контроля при разработке контрольно-обучающих программ позволяет преобразовывать процесс обучения так как возможно индивидуально управлять процессом обучения.
Компьютерные средства обучения (КСО) – контрольно-обучающие программы (КОП) строятся с использованием различных видов контроля (пошаговый, поэтапный, итоговый), но в основе функционирования контрольно-обучающих программ лежит пошаговый контроль, что позволяет строить рабочие программы по такому принципу, чтобы разрешать изучение следующей темы (вопроса) только при достаточно полном усвоении предыдущего материала. Алгоритмы контрольно-обучающих программ, реализуются в виде инструментальных сред с выделением функциональной части и предметной области, например – “Поварское дело”. Предложенный еще в конце XX века принцип разделения функциональной и предметной частей позволяет сейчас применять созданную инструментальную оболочку компьютерных программ для подготовки автоматизированных курсов обучения и контроля по разным модулям. Алгоритмы автоматизированного обучения основаны на рассмотренной концептуальной модели учебного процесса. При разработке их, как правило, учитываются основные принципы и дидактические требования, предъявляемые к компьютерным средствам обучения. При предполагаемом внедрении алгоритмов автоматизированного обучения нами планируется составление контрольно-обучающих программ по профессии “Повар, кондитер” по модульным дисциплинам: Пм. 01 “Приготовление блюд из овощей и грибов”, ПМ. 02 “Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста”, УП. 03 учебной (производственное обучение) и ПП. 03 производственной практике, ПМ. 04 “Технология обработки сырья и приготовление блюд из рыбы”, ПМ. 05 “Приготовление блюд из мяса и домашней птицы”, ПМ. 06 “Приготовление и оформление холодных блюд и закусок”, ПМ. 07 “Приготовление и оформление сладких блюд и напитков”, ПМ. 08 “Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий”.
Предполагается, что в программах будет реализовано разноуровневое обучение / контроль, так как программы будут составлены для базовой и углублённой подготовки (т.е. с целью повышения квалификации при дистанционном способе обучения). Нами достаточно хорошо проработан блок анализа ответов, вводимых студентами. Программы предоставят возможности ввода ответов в разнообразной форме: альтернативный; вычислительного характера; ответ-маска; ответ свободно конструируемый, с учетом смысловых зон, что позволит строить сложные обучающие задания. Вводимый в программы специальный блок, который внесёт элементы гуманитарной среды, что обеспечит непосредственное общение преподавателя и студента. Проектируемые для данной специальности алгоритмы позволят создать на их основе уточненные алгоритмы и инструментальную среду для подготовки и ведения автоматизированных курсов обучения и контроля по специальности.
С помощью проектируемой инструментальной среды появится возможность подготовки и внедрения в учебный процесс курсов по различным дисциплинам профессиональной направленности. Алгоритмы разноуровневого и многоуровневого обучения позволят управлять познавательной деятельностью студентов, на наш взгляд, повысят надежность не только работы контрольно-обучающих программ, но и достоверность оценки результатов работы студентов в компьютерной среде. Дальнейшим развитием предполагаемых алгоритмов контролирующих и контрольно-обучающих программ является алгоритм обучения, главным отличительным признаком которого является известная идея контекстного подхода в компьютерном обучении. Сохранение и расширение дидактических возможностей ранее созданных алгоритмов, применение новых технологий программирования и современных программных средств, позволит разработать инструментальную среду, которая бы делала выводы, например: вы хорошо справились с 1-м уровнем контроля (зачет, экзамен - 3); вы могли бы более успешно выполнить работу (зачет, экзамен - 3); вам необходима дополнительная подготовка; вы неверно оценили уровень своих знаний; можете продолжить работу; желаем успеха; советуем перейти на 1 уровень; зачет принят; экзамен – 3; много ошибок, переводим на 1 уровень; неплохо, зачтено, экзамен – 4; отлично, вам следует перейти на 2-й уровень; зачёт, экзамен – 4, доказана неточность ответов; экзамен – 4, подтверждён ответ студента; экзамен – 5, вы занизили себе уровень контроля. И т.д.
Делая выводы о первых шагах, в области освоения обучающих алгоритмов в учебном процессе, видно, что автоматизированный инструментарий позволит не только расширить возможности обучения студентов по соответствующим направлениям, но и разгрузить педагога от рутинной работы. Данное направление, на наш взгляд, является перспективным и заслуживает более глубокой проработки и внедрения в учебный процесс по профессии “Повар, кондитер”.