Цель урока: формирование умения составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия.
Задачи урока:
- Создать условие для совершенствования навыка составлять задачи по модели (схеме), задачи с опорой на рисунок и часть условия.
- Способствовать закреплению умения выполнять арифметические действия с числами, классифицировать геометрические фигуры разными способами.
- Содействовать развитию мышления, внимания, вычислительных навыков, воспитанию личностных качеств: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемно-поисковый, творческий, репродуктивный (беседа).
Средства обучения: веера с цифрами, демонстрационная и индивидуальные кассы цифр “Учусь считать”, карточки для дифференцированной работы, картинки-задачи на панно, мелодия для физминутки, карточки для рефлексии.
Ход урока
1. Организация начала урока. Психологическая зарядка.
У меня нос – у тебя нос,
У меня глазки – у тебя глазки,
У меня щёчки мягки – у тебя щёчки мягки,
У меня ручки гладки – у тебя ручки гладки.
Прочь тревогу, лень;
Ты мне друг на целый день. (Дети взялись за руки)
2. Разминка.
- Сколько месяцев длится осень? Назовите месяцы.
- Сколько осенних месяцев уже прошло?
- Какой месяц сейчас?
- Какой знак используется при вычитании?
- Какой знак используется при сложении?
3. Устный счет.
1) Игра “Молчанка”. Решение примеров с помощью вееров с цифрами: 9-2, 8-2, 7-2, 9+1, 8+1, 7+1.
Проблемный вопрос:
- Верно ли, что среди ответов было число 7, но не было числа 6? (Нет)
2) Задание 6 со стр. 89 учебника.
- Назовите геометрические фигуры. (Квадрат, пятиугольник, круг)
- Распределите эти фигуры на группы. (По форме – 3 группы, по цвету – 3 группы)
Проблемный вопрос:
- А можно ли по форме разбить на 2 группы? Как?(1 гр. – все многоугольники, 2 гр. – все круги)
4. Определение темы урока. Составление плана.
- Рассмотрите рисунки на доске.
По каким из них можно составить задачи?
- Определите тему урока. (“Составляем и решаем задачи”)
- Составьте 2 задачи. Решите их устно.
5. Физминутка
Левой ножкой топ-топ, правой ножкой топ-топ.
Сели – встали, сели – встали.
С пятки стали на носок – опустились – 2 раза
С кочки прыг – скок.
6. Работа по теме урока. Дифференцированная работа.
- Из чего состоит задача? (Из условия и вопроса)
- На столе перед вами карточка с задачей. У кого-то с моделью решения, у кого-то нет. (Задачи 3 со стр. 89 учебника) Составим задачи коллективно, а решим самостоятельно.
Проверка решения с доски: 3 + 3 = 6, 8 – 1 = 7 (ученики выставляют из кассы цифр)
7. Работа в тетрадях на печатной основе
№1 Составим и решим задачи (2) по рисункам (Решение – комментированное.)
№2 Чтение читающим учащимся. Решение задачи запишем на доске и в тетрадях: 9 – 3 = 6.
№3 Чтение читающим учащимся. Рисуем фишками-кружочками: 4 для груш, 3 для бананов. – А сколько это 3 и 4? (7)
- Сколько для яблок дорисовать, чтобы фруктов стало 11? Дорисуйте и вставьте число.
8. Физминутка (под медленную мелодию).
9. Работа в парах. На карточках рисунки:
- По каким картинкам нельзя составить задачи? (о грушах, о птицах)
- А по каким картинкам можно? (о веточке, листьях, грибах, мальчике)
- Составьте одну из этих задач, обсудите в паре, а решение выложите на столе из цифр и знаков набора “Учусь считать”.
Проблемный вопрос.
- По каким рисункам можно было составить задачи, решив другим действием? (о листьях, грибах)
10. Работа по учебнику ( стр 88 № 1,2)
Задача №1 (Читающий ученик зачитывает):
В домике живут семеро козлят…
- Можно решить задачу по такому условию? (Нет)
- Дополните. (Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?)
Модель решения перед вами.
- Как решить? ( 7 – 3 = 4)
Задача № 2 (Читает учитель)
- Можно будет приступить к решению? (Нет)
- Почему? (Недостаточно данных)
- Вставьте в окошко каждый своё число. Выложите решение из математического набора самостоятельно.
- Зачитаем все решения.
Проблемный вопрос - Могло ли остаться 10 груш? (Нет)
11. Итог урока
- Все ли задачи можно было решить? (Нет)
-Почему? (Недостаточно данных: неполное условие, не хватало чисел для решения, не было вопроса)
- Сделаем еще раз вывод: задача состоит из чего?
12. Рефлексия
- Ребята, если вам понравился урок, поднимите зелёные квадратики. Если вам было трудно, вы что-то не поняли – квадратики красного цвета.
- Я довольна вашей работой и оцениваю её (зеленый квадрат)
– Молодцы, спасибо!