Урок математики по теме "Составляем и решаем задачи". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: формирование умения составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия.

Задачи урока:

  • Создать условие для совершенствования навыка составлять задачи по модели (схеме), задачи с опорой на рисунок и часть условия.
  • Способствовать закреплению умения выполнять арифметические действия с числами, классифицировать геометрические фигуры разными способами.
  • Содействовать развитию мышления, внимания, вычислительных навыков, воспитанию личностных качеств: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, творческий, репродуктивный (беседа).

Средства обучения: веера с цифрами, демонстрационная и индивидуальные кассы цифр “Учусь считать”, карточки для дифференцированной работы, картинки-задачи на панно, мелодия для физминутки, карточки для рефлексии.

Ход урока

1. Организация начала урока. Психологическая зарядка.

У меня нос – у тебя нос,
У меня глазки – у тебя глазки,
У меня щёчки мягки – у тебя щёчки мягки,
У меня ручки гладки – у тебя ручки гладки.
Прочь тревогу, лень;
Ты мне друг на целый день. (Дети взялись за руки)

2. Разминка.

- Сколько месяцев длится осень? Назовите месяцы.

- Сколько осенних месяцев уже прошло?

- Какой месяц сейчас?

- Какой знак используется при вычитании?

- Какой знак используется при сложении?

3. Устный счет.

1) Игра “Молчанка”. Решение примеров с помощью вееров с цифрами: 9-2, 8-2, 7-2, 9+1, 8+1, 7+1.

Проблемный вопрос:

- Верно ли, что среди ответов было число 7, но не было числа 6? (Нет)

2) Задание 6 со стр. 89 учебника.

- Назовите геометрические фигуры. (Квадрат, пятиугольник, круг)

- Распределите эти фигуры на группы. (По форме – 3 группы, по цвету – 3 группы)

Проблемный вопрос:

- А можно ли по форме разбить на 2 группы? Как?(1 гр. – все многоугольники, 2 гр. – все круги)

4. Определение темы урока. Составление плана.

- Рассмотрите рисунки на доске.

По каким из них можно составить задачи?

- Определите тему урока. (“Составляем и решаем задачи”)

- Составьте 2 задачи. Решите их устно.

5. Физминутка

Левой ножкой топ-топ, правой ножкой топ-топ.
Сели – встали, сели – встали.
С пятки стали на носок – опустились – 2 раза
С кочки прыг – скок.

6. Работа по теме урока. Дифференцированная работа.

- Из чего состоит задача? (Из условия и вопроса)

- На столе перед вами карточка с задачей. У кого-то с моделью решения, у кого-то нет. (Задачи 3 со стр. 89 учебника) Составим задачи коллективно, а решим самостоятельно.

Проверка решения с доски: 3 + 3 = 6, 8 – 1 = 7 (ученики выставляют из кассы цифр)

7. Работа в тетрадях на печатной основе

№1 Составим и решим задачи (2) по рисункам (Решение – комментированное.)

№2 Чтение читающим учащимся. Решение задачи запишем на доске и в тетрадях: 9 – 3 = 6.

№3 Чтение читающим учащимся. Рисуем фишками-кружочками: 4 для груш, 3 для бананов. – А сколько это 3 и 4? (7)

- Сколько для яблок дорисовать, чтобы фруктов стало 11? Дорисуйте и вставьте число.

8. Физминутка (под медленную мелодию).

9. Работа в парах. На карточках рисунки:

- По каким картинкам нельзя составить задачи? (о грушах, о птицах)

- А по каким картинкам можно? (о веточке, листьях, грибах, мальчике)

- Составьте одну из этих задач, обсудите в паре, а решение выложите на столе из цифр и знаков набора “Учусь считать”.

Проблемный вопрос.

- По каким рисункам можно было составить задачи, решив другим действием? (о листьях, грибах)

10. Работа по учебнику ( стр 88 № 1,2)

Задача №1 (Читающий ученик зачитывает):

В домике живут семеро козлят…

- Можно решить задачу по такому условию? (Нет)

- Дополните. (Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?)

Модель решения перед вами.

- Как решить? ( 7 – 3 = 4)

Задача № 2 (Читает учитель)

- Можно будет приступить к решению? (Нет)

- Почему? (Недостаточно данных)

- Вставьте в окошко каждый своё число. Выложите решение из математического набора самостоятельно.

- Зачитаем все решения.

Проблемный вопрос - Могло ли остаться 10 груш? (Нет)

11. Итог урока

- Все ли задачи можно было решить? (Нет)

-Почему? (Недостаточно данных: неполное условие, не хватало чисел для решения, не было вопроса)

- Сделаем еще раз вывод: задача состоит из чего?

12. Рефлексия

- Ребята, если вам понравился урок, поднимите зелёные квадратики. Если вам было трудно, вы что-то не поняли – квадратики красного цвета.

- Я довольна вашей работой и оцениваю её (зеленый квадрат)

– Молодцы, спасибо!