Цели: познакомить учащихся с творчеством М.Пришвина; развивать навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе, животным.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное.
Оборудование: портрет и книги М.Пришвина; карточки, текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке у нас гости, покажем чему научились? Будьте внимательны и не отвлекайтесь.
Есть волшебные слова, скажешь, сразу тишина. Будь внимательней, дружок, начинается урок.
II. Речевая разминка (на доске)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
- Прочитайте стихотворение медленно (еще: с ускорением, а теперь выразительно, соблюдая все знаки препинания).
III. Постановка целей урока
Ребята, предположите, о чём будет сегодняшнее произведение?
Сегодня мы познакомимся с рассказом М.Пришвина “Ребята и утята”, узнаем о самом авторе.
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя о М. Пришвине
2. Первичное чтение
А теперь я прочитаю рассказ, вы следите и отмечайте не понятные вам слова, если такие встретятся. Я прочитаю часть и попрошу вас продолжить.
Со слов “Радостно снял я шляпу......” Дети читают самостоятельно.
- Каковы ваши впечатления?
- Почему ребята засмеялись над автором?
- А почему ребята тоже стали снимать шляпы?
- Что кричали уткам?
3. Словарная работа
Верста - старая русская мера длины, чуть больше километра.
Паровое поле - поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков.
V. Физкультминутка
(Выбирается уточка. Дети, идя по классу за уточкой, должны выполнять за ней все движения: то переваливаются с ноги на ногу, то идут, положив ладони на колени, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.)
Дети.
Уточка луговая
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Утка.
Под кустиком, под березкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу.
Сама, утя, поплыву.
Детей своих поведу.
VI. Закрепление изученного
1. Работа по рассказу (в группах)
1) - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: веселые, жестокие, глупые, несмышленые, беззаботные? Докажите словами из текста.
2) - Смогли ли ребята понять свой поступок? Объясните, используя слова из текста.
3) - Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? (выступление Кирилла.)
2. Работа с пословицами (индивидуальная работа)
- Прочитайте пословицы, подберите верно смысл, найди из них те, которые подходят к рассказу М.Пришвина. (один из учеников работает на доске, сверка с образцом, самооценка)
Время научит, что делать | Необдуманные поступки могут привести к плохим последствиям. |
Глупость - беде соседка | Когда что-то делаем правильно, тогда всё получается, а если перечим и делаем всё по-своему, то получаются одни неприятности |
Послушность приносит плоды, а дерзость приносит беды. | Становясь старше и опытнее мы знаем как поступить в разных ситуациях |
VII. Рефлексия
А теперь подведём итоги.
Поместите на доску знак, который отразит ваше отношение к уроку. Всё ли было понятно, или есть затруднения. В чём?
III. Подведение итогов урока
- Как называется рассказ, изученный на уроке?
- Кто его автор?
- Чему он учит нас?
Домашнее задание
- Подготовить пересказ по РТ с.44.
- Нужно прочитать рассказ ещё раз и выбрать наиболее подходящий план пересказа, а может составить свой.