Использование образовательных технологий для формирования общеучебных действий школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


I. Значимость использования образовательных технологий в учебном процессе.

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Не обошли эти   тенденции и сферу образования. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон.

Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своем общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. Поэтому овладение технологиями становится сверх важным, приоритетным, как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг. Доскональное знание педагогических технологий, свой высокий профессионализм — вот что современный педагог выставляет на рынок труда.

В документах  ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.  Осознанность действий, целей, способов их достижения и результатов учебной деятельности делает обучающихся субъектом учебного процесса, создает предпосылки для сотрудничества преподавателя и обучающегося и для его дальнейшего самообучения.

Современный заказ государства школе обязывает учителя работать над формированием мировоззрения ребёнка и его адаптации в социуме, осознанного выбора профессии, серьёзного отношения к своему здоровью, лояльности поведения на арене востребованности трудовой занятости. Освоение учителем современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс является важнейшим фактором, способствующим повышению качества обучения учащихся. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития школьников, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.

Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям “не рыбу, а удочку”, научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос “Как учить?”, а уже затем – “Чему учить?”. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.

II. Особенности использования образовательных технологий в учебном процессе.

В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Выделяют следующие признаки образовательных технологий:

  • процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;
  • совокупность приемов, методов;
  • проектирование и организация процесса обучения;
  • наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя:

  • целевую направленность; научные идеи, на которые опирается;
  • системы действий преподавателя и учащегося;
  • критерии оценки результата;
  • результаты;
  • ограничения в использовании.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе учителя используют разнообразные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет уменьшение времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Но не всякая технология может быть применена каждым учителем, много зависит от его опыта работы, педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса. Важно обратить серьезное внимание на такие свойства технологии, как ее результативность и применимость. Зачастую учитель учитывает различные требования, методические рекомендации, инструкции и пр. и не всегда замечает того, что хотят его подопечные, каковы их интересы, потребности. В таких случаях ни одна технология не поможет учителю добиться своих целей.

Выбор образовательных технологий учитель должен осуществлять, ориентируясь на положительные аспекты развития личности:

  • создание наилучших условий для развития и реализации задатков и способностей ребёнка,
  • удовлетворение имеющихся интересов,
  • исключение стремления “стричь всех под одну гребёнку”,
  • усиление мотивации к учёбе,
  • самоопределение воспитанника,
  • раннее развитие способностей,
  • профориентация, специализация,
  • реализация свободы выбора,
  • обеспечение возможности “социальных проб”,
  • возможность использовать сенситивные периоды в развитии личности.

Деятельность педагога (его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения и т.д.) должна соответствовать деятельности ученика (его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам и т.д.). Только на такой основе преподаватель отбирает и применяет средства педагогического воздействия. Грамотное использование педагогических технологий в учебной деятельности делает уроки учителя интересными, динамичными, насыщенными реалиями современного мира и дает хорошую возможность для формирования наиболее значимых общеучебных действий школьников.

III. Личностно-ориентированный подход в современных образовательных технологиях.

В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей, т. е. личностно-ориентированные технологии.

В современной педагогике и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки – создание личностно-ориентированных технологий обучения. Разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Применение такого подхода дает возможность проведения более полноценного урока по теме программы учебной дисциплины, способствует формированию наиболее важных обще-учебных действий учащихся. Функции универсальных учебных действий учащихся включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Исходя из этого, можно выделить основные признаки образовательных технологий, отвечающих лично-ориентированному подходу, наличие которых способствует формированию основных общеучебных навыков учащихся. Подобные технологии:

  • опираются на деятельность учителя, направленную на учащихся.

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью подразумевает наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса и использование проблемных творческих заданий.

  • поощряют применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала: словесную, графическую, условно-символическую.

Также положительным опытом подтверждено создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Особенно это важно в начале урока. Кроме этого следует в начале урока сообщать не только тему урока, но и особенности организации учебной деятельности в ходе урока.

  • обязательно включают обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали или чем овладели, но и того, что им понравилось или не понравилось.

Почему тот или иной аспект урока понравился или не понравился ученикам. Что им бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Так осуществляется стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

  • подразумевают оценку или поощрение при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.

Это не подразумевает плохих аргументов, наоборот учителем должны по возможности выявляться положительные стороны даже в неверном ответе. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. Причем последние аргументы должны быть более важны для учеников, чем просто оценка.

  • предусматривают, что при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Таким образом, учитель использует личностно-ориентированный подход даже вне урока.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, создает возможность самостоятельного успешного усвоения ими новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию постижения, т.е. умение учиться. Это, в свою очередь, зарождает потенциал к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

IV. Эффективность применения образовательных технологий для формирования общеучебных действий школьников.

В современной педагогике выделяют основные виды учебных действий:

  • личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
  • регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
  • познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
  • коммуникативные.

К универсальным учебным действиям относят:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Поэтому выбор той или иной образовательной технологии нужно осуществлять в зависимости от того, какие виды учебной деятельности учитель хочет сформировать на данном уроке.

В таблице приведены наиболее часто применяемые в педагогике технологии и ожидаемые результаты их применения по формированию учебных навыков учащихся.

Приложение 1

Заключение.

Современный урок с использованием педагогических технологий способствует личностному росту любого ученика. В самом ходе такого урока существует реальная возможность дать каждому ученику обрести себя, дать возможность для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала, создать условия для формирования личностных общеучебных действий. Таким образом, особенность современного урока с использованием образовательных технологий состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. А все перечисленные выше инновационные педагогические технологии направлены на организацию активного общения как учителя с учениками, так и учащихся друг с другом на принципах сотрудничества и сотворчества. Уроки с применением новых технологий, вызывая интерес к познанию, активизируют мысленную деятельность ученика, осуществляют перенос знаний и способов действий. Это зарождает успех учения, укрепляя интерес к знаниям, и создает условия для самореализации, саморазвития школьников, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.

Список литературы.

  1. Анохина, Г.М. Об организации личностно ориентированного обучения. Химия в школе № 7, 2008
  2. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения. Школьные технологии № 2, 2010
  3. Брендина Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление. Газета изд. дома “Первое сентября” № 19, 2010
  4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. Москва, Народное образование, 2000
  5. Жак Д.И. Организация и контроль работы с проектами. Минск, Пропилен, 2001
  6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб, Каро, 2009.
  7. Кошелева Н.В. Краткий обзор некоторых инновационных педагогических технологий в свете создания адаптивной школы. Физика в школе № 1, 2008
  8. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, Академия, 2008.
  9. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании. Управление современной школой.   Завуч. № 2, 2008
  10. Советова Е.В.Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д, Феникс, 2007
  11. Шиян И. Б. Информационные технологии в российском образовании. Москва, Эврика, 2007