I. Значимость использования образовательных технологий в учебном процессе.
Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Не обошли эти тенденции и сферу образования. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон.
Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своем общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. Поэтому овладение технологиями становится сверх важным, приоритетным, как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг. Доскональное знание педагогических технологий, свой высокий профессионализм — вот что современный педагог выставляет на рынок труда.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. Осознанность действий, целей, способов их достижения и результатов учебной деятельности делает обучающихся субъектом учебного процесса, создает предпосылки для сотрудничества преподавателя и обучающегося и для его дальнейшего самообучения.
Современный заказ государства школе обязывает учителя работать над формированием мировоззрения ребёнка и его адаптации в социуме, осознанного выбора профессии, серьёзного отношения к своему здоровью, лояльности поведения на арене востребованности трудовой занятости. Освоение учителем современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс является важнейшим фактором, способствующим повышению качества обучения учащихся. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития школьников, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.
Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям “не рыбу, а удочку”, научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос “Как учить?”, а уже затем – “Чему учить?”. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.
II. Особенности использования образовательных технологий в учебном процессе.
В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Выделяют следующие признаки образовательных технологий:
- процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;
- совокупность приемов, методов;
- проектирование и организация процесса обучения;
- наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.
Любая технология обучения включает в себя:
- целевую направленность; научные идеи, на которые опирается;
- системы действий преподавателя и учащегося;
- критерии оценки результата;
- результаты;
- ограничения в использовании.
- создание наилучших условий для развития и реализации задатков и способностей ребёнка,
- удовлетворение имеющихся интересов,
- исключение стремления “стричь всех под одну гребёнку”,
- усиление мотивации к учёбе,
- самоопределение воспитанника,
- раннее развитие способностей,
- профориентация, специализация,
- реализация свободы выбора,
- обеспечение возможности “социальных проб”,
- возможность использовать сенситивные периоды в развитии личности.
Деятельность педагога (его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения и т.д.) должна соответствовать деятельности ученика (его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам и т.д.). Только на такой основе преподаватель отбирает и применяет средства педагогического воздействия. Грамотное использование педагогических технологий в учебной деятельности делает уроки учителя интересными, динамичными, насыщенными реалиями современного мира и дает хорошую возможность для формирования наиболее значимых общеучебных действий школьников.
III. Личностно-ориентированный подход в современных образовательных технологиях.
В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей, т. е. личностно-ориентированные технологии.
В современной педагогике и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки – создание личностно-ориентированных технологий обучения. Разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Применение такого подхода дает возможность проведения более полноценного урока по теме программы учебной дисциплины, способствует формированию наиболее важных обще-учебных действий учащихся. Функции универсальных учебных действий учащихся включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Исходя из этого, можно выделить основные признаки образовательных технологий, отвечающих лично-ориентированному подходу, наличие которых способствует формированию основных общеучебных навыков учащихся. Подобные технологии:
- опираются на деятельность учителя, направленную на учащихся.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью подразумевает наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса и использование проблемных творческих заданий.
- поощряют применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала: словесную, графическую, условно-символическую.
Также положительным опытом подтверждено создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Особенно это важно в начале урока. Кроме этого следует в начале урока сообщать не только тему урока, но и особенности организации учебной деятельности в ходе урока.
- обязательно включают обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали или чем овладели, но и того, что им понравилось или не понравилось.
Почему тот или иной аспект урока понравился или не понравился ученикам. Что им бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Так осуществляется стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- подразумевают оценку или поощрение при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
Это не подразумевает плохих аргументов, наоборот учителем должны по возможности выявляться положительные стороны даже в неверном ответе. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. Причем последние аргументы должны быть более важны для учеников, чем просто оценка.
- предусматривают, что при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Таким образом, учитель использует личностно-ориентированный подход даже вне урока.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, создает возможность самостоятельного успешного усвоения ими новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию постижения, т.е. умение учиться. Это, в свою очередь, зарождает потенциал к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
IV. Эффективность применения образовательных технологий для формирования общеучебных действий школьников.
В современной педагогике выделяют основные виды учебных действий:
- личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
- регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
- познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
- коммуникативные.
К универсальным учебным действиям относят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Поэтому выбор той или иной образовательной технологии нужно осуществлять в зависимости от того, какие виды учебной деятельности учитель хочет сформировать на данном уроке.
В таблице приведены наиболее часто применяемые в педагогике технологии и ожидаемые результаты их применения по формированию учебных навыков учащихся.
Заключение.
Современный урок с использованием педагогических технологий способствует личностному росту любого ученика. В самом ходе такого урока существует реальная возможность дать каждому ученику обрести себя, дать возможность для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала, создать условия для формирования личностных общеучебных действий. Таким образом, особенность современного урока с использованием образовательных технологий состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. А все перечисленные выше инновационные педагогические технологии направлены на организацию активного общения как учителя с учениками, так и учащихся друг с другом на принципах сотрудничества и сотворчества. Уроки с применением новых технологий, вызывая интерес к познанию, активизируют мысленную деятельность ученика, осуществляют перенос знаний и способов действий. Это зарождает успех учения, укрепляя интерес к знаниям, и создает условия для самореализации, саморазвития школьников, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.
Список литературы.
- Анохина, Г.М. Об организации личностно ориентированного обучения. Химия в школе № 7, 2008
- Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения. Школьные технологии № 2, 2010
- Брендина Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление. Газета изд. дома “Первое сентября” № 19, 2010
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. Москва, Народное образование, 2000
- Жак Д.И. Организация и контроль работы с проектами. Минск, Пропилен, 2001
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб, Каро, 2009.
- Кошелева Н.В. Краткий обзор некоторых инновационных педагогических технологий в свете создания адаптивной школы. Физика в школе № 1, 2008
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, Академия, 2008.
- Селевко Г.К. Технологический подход в образовании. Управление современной школой. Завуч. № 2, 2008
- Советова Е.В.Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д, Феникс, 2007
- Шиян И. Б. Информационные технологии в российском образовании. Москва, Эврика, 2007