Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках иностранного языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Современный учитель иностранного языка поставлен перед задачей достижения результата путём реализации принципа “научить учиться”. Таким образом, основной целью современного учителя иностранного языка является научить практическому владению иностранным языком посредством правильного выбора необходимых методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение, что называется “подать” себя. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности и самостоятельным действиям на уроке. [2].

Проблема самостоятельности, самодеятельности личности в обучении является одной из центральных в отечественной и зарубежной педагогике. В основе ее теоретической разработки лежат современные представления о человеческой личности и ее развитии, которые выразились в теории “самости”. Понятие “самости”, по мнению многих ученых, обозначает внутреннее ядро личности, систему представлений человека о себе самом, включающую идею саморазвития. Причем стремление к собственному развитию рассматривается как глубинная и фундаментальная человеческая потребность. В таком понимании сущность воспитания и обучения состоит в стимулировании процесса саморазвития и самообучение личности рассматривается в контексте ее саморазвития.

Современные тенденции развития образования также определяют проблему развития самостоятельности учащегося в обучении как одну из ведущих. Это связано с тем, что объем информации, подлежащей усвоению, неуклонно возрастает. Здесь большую роль играет то, насколько сам ученик хочет учиться. Поэтому важное значение имеет мотивация к самообучению, создание такого окружения, чтобы ученик сам захотел осваивать новые знания. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблему в знаниях. Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации и самостоятельности на уроках английского языка. Использование компьютеров на уроках английского языка - потребность времени. [4].

Вместе с тем развитие самостоятельности в обучении напрямую связано с развитием творческого потенциала личности, так как самостоятельность - необходимое условие творческой деятельности. Поэтому система образования активно включается в процесс творческого развития и саморазвития личности, чтобы обеспечить эффективную адаптацию личности в социуме и способствовать формированию активной готовности к критической переработке, сознательному выбору поступающей информации.   Современные компьютерные технологии обучения, успешно применяемые при обучении иностранным языкам в школе – это компьютерное обучение, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обучающие программы, электронные учебники, тестовая система компьютерного контроля.

Специфика предмета иностранного языка обуславливает регулярное применение компьютера на уроках. Поскольку он является ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка для обучения учащихся различным видам деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, ознакомлению со словарями разных типов. Обучающие компьютерные программы, которые позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения и игр, являются тренажером, которые организуют самостоятельную работу обучаемого, управляют ею и создают условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти. [1].

В режиме он-лайн обучающиеся регистрируются на образовательных сайтах самостоятельно, что позволяет осуществлять обучение, контроль и оценку собственных знаний, анализ ошибок индивидуально в игровом и тестовом режимах до полного освоения материала. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. [3].

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.

Бесспорной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть “собеседником” обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение.

Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Компьютер обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах. [2].

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

Современные компьютерные технологии позволяют учителю использовать следующие типы уроков:

  • урок с компьютерной поддержкой;
  • урок с выходом в Internet;
  • урок с мультимедийной поддержкой.

Среди преимуществ компьютерного обучения наиболее значимыми являются:

  • активная позиция учащегося;
  • переход процесса познания из категории “учить” в категорию “изучать” какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;
  • информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ;
  • “погружение” обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;
  • интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, справочники, словари) и образовательными сообществами (учителя, консультанты). [4].

Возможность выбора деятельности на уроке позволяет каждому учащемуся найти занятие по интересу и проявить навыки самообразования. Признание другими школьниками творческого потенциала позволяет ученику повысить свою самооценку и, как результат, может возникнуть стимул к дальнейшему активному участию в обучении, а значит, появится мотивационный компонент умения самостоятельно учиться, то есть будет формироваться самообразовательная компетентность. Мотивы направляют, организуют познание, придают ему личностное значение. И именно мотивация, обусловленная познавательными интересами и интеллектуальной инициативой, является наиболее значимой для эффективной учебной деятельности. [2].

В процессе обучения перед учителем стоит задача поставить учащихся на уроках иностранного языка следует в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием.

К признакам самообразовательной деятельности относятся:

а) высокий уровень активности и самостоятельности познания учащихся;

б) добровольность в приобретении новых знаний;

в) совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;

г) избирательный характер по сравнению с учебным познанием;

д) целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности.

За счет мотивации учащихся на каждом этапе, рефлексии, сотрудничества учителей и учащихся вырабатываются навыки самостоятельной работы.

В итоге обучаемый не просто осваивает материал, а через активную познавательную деятельность проектирует и контролирует развитие своей личности, приобретает определенную компетентность в той или иной сфере. [3].

Для этого на уроках разрабатываются проблемные ситуации, и на их основе осуществляется активная поисковая деятельность учащихся. Особенности данных уроков заключаются в том, что: создаются условия для интенсивной самостоятельной работы учащихся; ход познания идет “от учеников”, что повышает эффективность обучения; происходит развитие навыков самообразования, рост интеллектуальных способностей. [3].

Активизация самостоятельной познавательной деятельности возможна только при условии развития познавательной активности личности. Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

  • Первый этап работы: активизация учебного процесса с диагностирования и целеполагания в изучении дисциплины, создание положительно- эмоционального отношения у детей к предмету, к себе, к своей деятельности.
  • Второй этап: создание условий для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
  • Третий этап: создание условий для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностной ориентации.

Таким образом, сегодня мир сам говорит человеку, что необходимо постоянно совершенствовать свои способности, самообразовываться, чтобы иметь целостное представление Мира и процессов, протекающих в социальной, экономической и других сферах жизнедеятельности.

Основная роль преподавателя на данном этапе – дать ученикам мотив к развитию, желание узнать много больше, чем даёт образовательная программа. [1].

Заключение

Мы пришли к следующему заключению, задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий на уроках иностранного языка дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. [3] Правильно организованная работа учащихся с компьютером для изучения иностранного языка может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Список интернет-ресурсов.

  1. “Использование современных информационных технологий на уроках английского языка”https://urok.1sept.ru/articles/500765/
  2. “Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка” http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/ispolzovanie-sovremenyh-inovacionyh-tehnologii-na-urokah-inostranogo-jazyka.html
  3. “Развитие самообразовательных навыков и умений”
  4. http://www.26320-009georg.edusite.ru/DswMedia/teplovaopyitrabotyi.doc
  5. “Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках” http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/05/doklad_moy.docx