Структура программного материала.
Каждое занятие для ребёнка - это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость.
Реализация поставленных целей и задач предполагает определённую структуру занятий. Важно построить занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку к восприятию и выполнению заданий. Это объясняется тем, что на протяжении занятий в организме и психике ребёнка происходят значительные изменения (улучшается согласованность работающих органов и систем, появляется возможность нахождения определённого ритма работы и т. д.)
Подготовительная часть направлена на активизацию внимания детей, создание эмоционально - благоприятной атмосферы, способствующей лучшему восприятию программного материала и личностного самовыражения, постепенную подготовку организма к выполнению более сложных двигательных задач, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. В её содержание включены: различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения.
Гимнастика на полу, способствующая развитию различных групп мышц. Упражнения в положении, разгружающем позвоночник, освобождают от дополнительной нагрузки, как физической, так и нервной, которую испытывает человек в вертикальном положении.
Основная часть решает комплекс программных задач. Содержанием этой части занятия является:
- дифференцированное обучение основным видам движений (основы классического, народного и современного танцев)
- танцевально-игровые упражнения, постановка и репетиция танцевальных композиций, этюдов
Заключительная часть занятия направлена на обеспечение постепенного снижения двигательной активности, снятие общей возбуждённости.
Примерный план занятия хореографической школы-студии “Золушка”
Тема учебного занятия. Максимальное развитие познавательных способностей и раскрытие личности средствами хореографического искусства.
Тип занятия. Закрепление изученного, отработка партерной хореографии, экзерсиса у станка и на середине зала.
Форма проведения. Традиционное.
Цель занятия. Показать ступени развития основных элементов партерной хореографии, классического экзерсиса, элементов-комбинаций народно-сценического танца. Постановочная работа – максимальное развитие способностей учащихся, вклад в общее дело.
Задачи.
- Образовательная – закрепить упражнениям экзерсиса для постановки корпуса demi plie, grand plie, saute, port de bras. Закрепить полученные навыки народно-сценического танца, простой ключ, “ковырялочка” с продвижением по 6-й позиции. Использовать полученные знания в постановочных концертных номерах.
- Воспитательная – воспитывать трудолюбие, внимание, взаимовыручку, аккуратность при выполнении упражнений, эстетическое восприятие, дружбу в коллективе.
- Развивающая – развивать способности: выворотность, устойчивость в 1-5 позициях, умение работать самостоятельно и с партнёрами, прививать любовь к коллективному труду, развивать кругозор и сферу интересов детей.
Методы и педагогические технологии обучения.
Выбор методов обучения осуществляется с учётом возможностей обучающихся (в коллектив принимаются учащиеся с разными природными данными), их возрастных и психофизических особенностей (дети 8-11 лет, с учётом специфики изучения данного предмета.
- словесно-устное изложение (обязательный повтор вслух терминологии названия движения – упражнения на французском языке), беседы, анализ музыкального произведения.
- наглядный – показ педагога, прослушивание музыки 2/4, 3/4, 4/4 и так далее, прослушивание аудиозаписей и видео материалов, наблюдение.
- практический – экзерсис у станка, на середине зала, постановочная работа, концертная деятельность.
- деятельность учащихся на уроке – практическая работа, творческое задание в ансамблевой форме, соло.
Средства обучения – хореографический зал, зеркала в зале, хореографический станок, ковёр для партерной гимнастики, музыкальный центр, музыкальные диски, иллюстрации, реквизит, костюмы.
Предварительная работа – подготовка программы, подготовка танцевального материала, аудиоматериала, реквизита, сценических костюмов. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка зала к занятиям.
Ход занятий
Звучит марш, обучающиеся входят в зал по кругу, встают в две линии в шахматном порядке. Педагог сообщает план работы на занятии.
Поклоны – мальчики делают свой поклон из 1 позиции ног. Девочки делают свой поклон через battement soutenu.
Партерный экзерсис.
Demi plie – лицом к станку из 1 позиции ног, размер музыкального произведения 3/4 повторяем 3 раза по 1 позиции. Переходим во 2-ю позицию, из 2-й позиции – переходим в 5-ю позицию вперёд, в 5-ю позицию – назад.
Battement tendu из 5 позиции, музыкальный размер 2/4 по 2раза Battement tendu крестом. первый раз не меняем ногу в сторону, preparation руки из подготовительной позиции во 2-ю позицию, в сторону голова прямо.
Battement tendu jete из 1 позиции ног, один в сторону Battement tendu jete pique с правой и с левой ноги повторить композицию.
Rond de jambe par terre – 2 Rond de jambe par terre en dehors и 2 Rond de jambe par terre en dedans, музыкальный размер 3/4 . Releve lent по 2 крестом (45 – 90 градусов), растяжка назад, port de bras вперёд, рука в третьей позиции.
Battement-fondu – условное cou de pied впереди, заднее cou de pied по 2 раза 6 раз с правой ноги и всё повторяем с левой ноги
Battement–frappe – обхватное cou de pied в сторону
Экзерсис у станка.
Demi plie – лицом к станку из 1 позиции ног, размер музыкального произведения 3/4 повторяем 3 раза по 1 позиции. Переходим во 2-ю позицию, из 2-й позиции – переходим в 5-ю позицию вперёд, в 5-ю позицию – назад.
Battement tendu из 5 позиции, музыкальный размер 2/4 по 2раза Battement tendu крестом. первый раз не меняем ногу в сторону, preparation руки из подготовительной позиции во 2-ю позицию, в сторону голова прямо.
Battement tendu jete из 1 позиции ног, один в сторону Battement tendu jete pique с правой и с левой ноги повторить композицию.
Rond de jambe par terre – 2 Rond de jambe par terre en dehors и 2 Rond de jambe par terre en dedans, музыкальный размер 3/4 . Releve lent по 2 крестом (45 – 90 градусов), растяжка назад, port de bras вперёд, рука в третьей позиции.
Battement-fondu – условное cou de pied впереди, заднее cou de pied по 2 раза 6 раз с правой ноги и всё повторяем с левой ноги
Battement–frappe – обхватное cou de pied в сторону 4 раза в пол, 4 раза на 45 градусов, меняя cou de pied ( обхватное и заднее ), музыкальный размер 2/4.
Battement-soutenu – по два крестом, preparation руки из подготовительной позиции во 2-ю позицию. Первый раз в сторону не меняем, упражнение выполняется с поворотом головы (взгляд на руку и под руку вперёд, назад) в сторону голова – прямо3/4.
Адажио releve lent на 90 градусов – по два из 1-й позиции (правой, левой ногой), лицом к станку в сторону назад 2 releve lent на 90 градусов и также, лицом от станка в сторону по 2 раза, вперёд.
Grand battement jete – по 2 раза в сторону. 2 раза назад (90-120 градусов) с правой и с левой ноги. Лицом от станка по 2 раза в сторону, 2 раза вперед (90-120 градусов) с правой и с левой ноги, музыкальный размер 2/4.
Растяжка у станка 3/4 - сторону, нога на станке 2 раза вправо – рука в 3 позиции, port de bras к ноге, остановка в сторону медленно опускать в пол в 1-ю позицию и всё повторяется с левой ноги (также вперёд растяжка и назад).
Экзерсис на середине.
Temps lie из 5-й позиции (партер), положение epaulement crouse 5 позиция (в т. 8) деми плие вперёд через 4-ю позицию, выход в большую позу epaulement crouse, переход через 2 позицию, поза epaulement crouse ( в т. 2) и всё с левой ноги вперёд.
Battement tendu из 5-й позиции 7 раз назад делаем поочередно правой и левой ногами, 7 раз обратно поочередно левой и правой ногой, руки во 2-й позиции.
Battement tendu jete из 1 позиции 3раза в сторону с правой ноги, demi plie 3 раза battement tendu jete с левой ноги, demi plie по1 позиции. И всё повторить 2 раза.
Grand battement jete 4 раза с правой ноги через battement tendu pique и 4 раза с левой ноги, всю комбинацию повторить 2 раза.
Allegro.
Temps lie saute 3 раза по 1-й позиции, battement tendu во 2-й позиции, Temps lie saute по 2-й позиции 3 раза, battement tendu в 5-й позиции, temps lie saute по 5-й позиции, temps lie saute по 5-й позиции сзади, battement tendu в 1-й позици.
Temps lie saute по 5-й позиции 3 раза, 4-ый прыжок changement de pieds и всё с левой ноги по 5-й позиции.
Changement de pieds по 5-й позиции 8 раз, переход линиями.
Pas echappe по 5-й позиции, сильно вытянув подъём, выпрыгиваем во 2–ю позицию, собираем ноги в 5-ю позицию, правую ногу вперёд и также повторяем с левой ноги.
Port de bras – из подготовительной позиции в 1-ю позицию, взгляд на правую руку, в 3- позицию, взгляд за правой рукой во 2-ю позицию – опускаем руки в подготовительную позицию и всё повторяем в левую сторону.
Sissonne 1-й arabesque по диагонали в т.8 и в т.2
Тур chaines по диагонали.
Отработка техники исполнения танцевального номера “Чиполлино”, постановочный материал:
Ключ с каблучком по кругу в правую сторону 8 раз по линии танца, возвращение в исходное положение- против линии танца.
Выход парами с разных сторон - работа юбкой на “раз” собрать
(4 ключа) на два открыть (4 ключа) в центр из центра, пара встаёт по краям.
Следующая пара выходит (также, как первая) встают в центр.
Do sa do – с юбкой (рука в 3 позиции) в правую сторону, затем в левую сторону.
Приставной шаг с бедром и с юбкой, выход второй линии.
Шаг вперёд, шаг назад по 6-й позиции, круговые движения юбками. Пируэт вправо.
Flique-fljque шаг-шаг 2 раза (вправо-влево).
Соскок по 6-й позиции: 1 линия в т.2, вторая линия в т.8, повторяются 2 раза – круговые движения юбкой, так образом происходит передвижение в разные точки.
Пируэт с припаданием назад спиной – движения приставной шаг на полупальцах, юбки во 2-й позиции рук.
Do sa do – линиями 1-2 линия вправо, влево.
Прочес – переход линиями, поворот –пируэт направо, построение в шеренги.
“Веер” - выход вперёд четвёрками, соло в центре одной пары.
“Ключ” - по 2-й позиции, один поворот вокруг себя, удар двумя каблуками, остановка в т.3.
На этом наше занятие заканчивается. Поклон, аплодисменты педагогу, концертмейстеру.
Анализ. Обучающиеся хорошо усвоили танцевальный материал, эмоционально исполняли упражнения разного характера. С удовольствием исполняли “па” упражнений экзерсиса у станка и на середине зала. Очень одухотворенно исполняли движения постановочного материала хореографической миниатюры “Чиполлино”.
Результат. Группа разновозрастная, роли в номере распределяются по сложности исполнения, индивидуальных способностей каждого, желания трудится. Дети все учат танцевальный материал – выбирается первый состав и второй состав. Одни партии в номере сложнее, другие партии несколько проще, но в общем номере от каждого зависит успех всего дела, что стимулирует с одной стороны индивидуальную ответственность каждого перед группой, а с другой – ответственность группы за каждого своего члена. В результате чего успешно осуществляется социализация личности и развитие интеллектуальных способностей.