Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о птицах как о животных, тело которых покрыто перьями.
Задачи:
- способствовать формированию знаний обучающихся о многообразии птиц, местах их обитания, способах питания, важности перьевого покрова;
- усилить мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира;
- развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, выстраивать коммуникации при работе в паре;
- содействовать развитию бережного отношения к птицам, любви к природе.
Оборудование и основные источники информации: учебник и ТПО (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов); демонстрационный материал - ноутбук, проектор, экран, пища птиц (семена подсолнечника, орехи, шишки, ягоды; раздаточный материал – конверты с пазлами, перья, лупы, ножницы, стакан с водой (на каждую группу детей), карточки с изображением птиц и мест их обитания (на каждую пару детей), картинки с изображением клювов, изображение ладошки (на каждого ребенка).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
II. Актуализация знаний.
Я предлагаю вам вспомнить группы животных, отгадать кроссворд:
(1 слайд) (Приложение 1)
По горизонтали:
1. У этих животных 3 пары ног. (насекомые)
2. Эти животные живут на земле и в воде. (земноводные)
По вертикали:
3. Животные, у которых тело покрыто шерстью? (звери).
4. Водные животные, тело покрыто чешуёй, в виде колючек, есть плавники?
5. Как назвать одним словом: змей, ящериц, черепах? (пресмыкающиеся)
(рыбы).
- Определите, какая группа животных спряталась в оставшихся клетках? (ПТИЦЫ).
III. Сообщение темы .Постановка цели.
- Какова будет тема урока? (Птицы) (2 слайд)
- Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться отличать птиц от других групп животных). (2 слайд - щелчок)
- Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить?
- Как отличают птиц от других животных?
- Бывают ли нелетающие птицы?
- Чем питаются птицы?
- Где живут птицы?
- Какие птицы живут в нашей местности?
(3 слайд)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа в группах.
Мы с вами сегодня поработаем учёными, которые изучают птиц. Таких ученых называют - орнитологи.
И вот вам первое задание, выполнить которое вам нужно будет, работая в группах.
Задание для групп: собрать пазлы и, получив картинку, рассказать, что известно про животного, изображённого на ней (пингвин, летучая мышь, бабочка, страус, белка-летяга). (4 слайд)
Вывод: пингвин и страус - птицы, но они не летают. Белка - летяга, бабочка, летучая мышь - летают, но они не птицы. Значит, умение летать – не главный отличительный признак птиц.
2. Работа над определением- кто такие птицы.
Как вы считаете, какой же признак поможет нам отличить птиц от других животных? (перья)
Так кто же такие птицы?
Вывод: Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями.
Работа по учебнику.
Где мы можем проверить правильность нашего вывода? (Посмотреть в словаре в конце учебника.)
Давайте проверим. (Дети читают статью в словаре, стр. 126).
Что ещё вы узнали? (Передние конечности превращены в крылья, температура тела не зависит от температуры окружающей среды.)
3. Изучение перьев.
Работа по учебнику.
- Все ли перья у птиц одинаковые?
- Где мы можем получить ответ на наш вопрос? (в учебнике, Интернете, спросить у другого, в энциклопедии.)
Откройте учебник на странице 22 и прочитайте о том, какими бывают перья.
Беседа по статье учебника.
- Какие виды перьев вы узнали? (Покровные, пуховые, маховые, рулевые).
- Зачем нужны маховые и рулевые перья? (Играют главную роль при полёте).
- Между пуховыми перьями содержится много воздуха. Чем это полезно птицам?
Работа в группах с перьями.
Ребята, рассмотрите внимательно перья. Какие виды перьев перед вами? (Покровные и пуховые)
Все перья имеют стержень, найдите его. Тяжёлое ли перо? Почему? Что внутри? Посмотрим и убедимся (разрезают перо ножницами).
Обмакните сначала покровное перо в стакан с водой, а затем пуховое. Какое перо намокло, а какое - нет? Почему?
Птицы смазывают покровные перья специальным жиром. Зачем?
Вывод: покровные перья защищают от воды и сырости.
Работа в ТПО, стр.16 №22
(взаимопроверка в парах)
4. Сообщения обучающихся.
У некоторых птиц нет рулевых и маховых перьев. Как вы думаете, у каких?
(У тех, которые не летают)
Давайте послушаем ребят. Они нам расскажут о нелетающих птицах. (Сообщения учащихся о страусе и пингвине). (5, 6 слайд)
Не могут летать не только страус и пингвин, таких птиц очень много. Давайте посмотрим на некоторых из них них. (Киви, казуар, какапо или совиный попугай, тристанский пастушок.
(7-10 слайд)
5. Изучение клюва птиц.
Постановка проблемы
Учитель показывает семена подсолнечника, орех, ягоды, шишку.
- Как вы думаете, для чего я вам это всё показала, как это связано с птицами?
(Этим птицы питаются)
Как бы мы, люди, добыли семечко из шелухи, орех из скорлупы, ягоду из компота, семечко из шишки? (руками)
Как это сделает птица? (с помощью клюва).
Самостоятельная работа с картинами клювов птиц. (Приложение 2)
Что делает птица клювом в плане добывания пищи?
Давайте найдем пару клюву из второго столбика. (11 слайд)
Проверка по слайду 11 (4 щелчка постепенно )
Зависит ли форма клюва от вида работы(от способа питания)? (да)
Работа по учебнику, стр. 23.
На какие группы по способу питания мы можем разделить птиц?
- Зерноядные
- Насекомоядные
- Хищные
- Всеядные
А для чего ещё нужен клюв? (С помощью клюва приводят в порядок свои перья, вьют гнёзда, ухаживают за птенцами).
Так, с чем же мы можем сравнить клюв?
Вывод: клюв для птицы, как руки для человека.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки - плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад
6. Места обитания птиц.
Работа в парах.
Рассмотрите рисунки птиц и укажите стрелками, где они живут. (Приложение 3)
Курица, синица, пеликан, дятел, утка, индюк.
В ЛЕСУ, У ВОДОЁМА, В ПТИЧНИКЕ. (12 слайд)
- Какие птицы живут у воды? (Пеликан, утка)
- Что подсказало вам, что птицы живут у воды? (Перепонки на ногах)
(12 слайд-щелчок)
- Назовите домашних птиц. (Курица, гусь). (12 слайд-щелчок)
- Остались птицы, которые живут в лесу. Это ... (дятел, синица) (12 слайд-щелчок)
- Какие из этих птиц обитают у нас в Архангельской области?
- Курица, синица, чайка, дятел, кукушка, гусь.
- Каких птиц, живущих у нас, вы ещё знаете?
7. Красная книга Архангельской области.
А что за книга у меня в руках? (Красная книга). Что написано в этой книге?
В Красную книгу Архангельской области занесено 36 видов птиц. Узнать названия некоторых из них вы сможете, разгадав анаграммы. (13 слайд)
- ДЕЛЕБЬ (лебедь) (13 слайд-щелчок)
- ИНИЛФ (филин) (13 слайд-щелчок)
- ГАРАГА (гагара) (13 слайд-щелчок)
- АКАЙЧ (чайка) (13 слайд-щелчок)
- ЛЁРО (орёл) (13 слайд-щелчок)
Давайте посмотрим, какие птицы ещё занесены в Красную книгу Архангельской области. (Выпь, атлантическая чёрная казарка, пискулька, скопа. (1 4-17 слайд)
Как мы с вами должны вести себя, чтобы в Красной книге не появлялись птицы и, вообще, животные.
Дети называют правила поведения в природе.
8. Игра “Почему их так назвали”
Учитель показывает слайды с изображением птиц, а учащиеся говорят, почему их так назвали. (Водорез, вертишейка, шилоклювка, осоед, венценосный журавль). (8-22 слайд)
V. Итог урока и выставление отметок.
Наш урок подходит к концу, и пришла пора подвести его итог.
Давайте вспомним, на какие вопросы мы хотели, получить ответы? (23 слайд)
- Как отличают птиц от других животных?
- Бывают ли нелетающие птицы?
- Чем питаются птицы?
- Где живут птицы?
- Какие птицы живут в нашей местности?
Дети отвечают на вопросы.
Достигли мы цели нашего урока? (Да)
VI. Рефлексия
Технология “Ладонь ответов”
У каждого ребёнка на парте лежит ладошка.
Ребята, постарайтесь на большом пальце написать, что вам сегодня было интересно, на указательном- что вы получили для себя на будущее, на среднем- что было трудно, на безымянном - как вы оцениваете свою работу и на мизинце - что вам сегодня было недостаточно.
Домашнее задание. Учебник стр. 21-23, Хрестоматия:
- 1 вар. - стр.94 “Кормит ли песня соловья?”,
- 2 вар. - стр.95 “Что на обед у кукушки”.