Конспект урока окружающего мира по теме «Птицы». 2-й класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о птицах как о животных, тело которых покрыто перьями.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний обучающихся о многообразии птиц, местах их обитания, способах питания, важности перьевого покрова;
  • усилить мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира;
  • развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, выстраивать коммуникации при работе в паре;
  • содействовать развитию бережного отношения к птицам, любви к природе.

Оборудование и основные источники информации: учебник и ТПО (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов); демонстрационный материал - ноутбук, проектор, экран, пища птиц (семена подсолнечника, орехи, шишки, ягоды; раздаточный материал – конверты с пазлами, перья, лупы, ножницы, стакан с водой (на каждую группу детей), карточки с изображением птиц и мест их обитания (на каждую пару детей), картинки с изображением клювов, изображение ладошки (на каждого ребенка).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!

II. Актуализация знаний.

Я предлагаю вам вспомнить группы животных, отгадать кроссворд:

(1 слайд) (Приложение 1)

По горизонтали:

1. У этих животных 3 пары ног. (насекомые)

2. Эти животные живут на земле и в воде. (земноводные)

По вертикали:

3. Животные, у которых тело покрыто шерстью? (звери).

4. Водные животные, тело покрыто чешуёй, в виде колючек, есть плавники?

5. Как назвать одним словом: змей, ящериц, черепах? (пресмыкающиеся)

(рыбы).

- Определите, какая группа животных спряталась в оставшихся клетках? (ПТИЦЫ).

III. Сообщение темы .Постановка цели.

- Какова будет тема урока? (Птицы) (2 слайд)

- Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться отличать птиц от других групп животных). (2 слайд - щелчок)

- Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить?

  • Как отличают птиц от других животных?
  • Бывают ли нелетающие птицы?
  • Чем питаются птицы?
  • Где живут птицы?
  • Какие птицы живут в нашей местности?

(3 слайд)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа в группах.

Мы с вами сегодня поработаем учёными, которые изучают птиц. Таких ученых называют - орнитологи.

И вот вам первое задание, выполнить которое вам нужно будет, работая в группах.

Задание для групп: собрать пазлы и, получив картинку, рассказать, что известно про животного, изображённого на ней (пингвин, летучая мышь, бабочка, страус, белка-летяга). (4 слайд)

Вывод: пингвин и страус - птицы, но они не летают. Белка - летяга, бабочка, летучая мышь - летают, но они не птицы. Значит, умение летать – не главный отличительный признак птиц.

2. Работа над определением- кто такие птицы.

Как вы считаете, какой же признак поможет нам отличить птиц от других животных? (перья)

Так кто же такие птицы?

Вывод: Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями.

Работа по учебнику.

Где мы можем проверить правильность нашего вывода? (Посмотреть в словаре в конце учебника.)

Давайте проверим. (Дети читают статью в словаре, стр. 126).

Что ещё вы узнали? (Передние конечности превращены в крылья, температура тела не зависит от температуры окружающей среды.)

3. Изучение перьев.

Работа по учебнику.

  • Все ли перья у птиц одинаковые?
  • Где мы можем получить ответ на наш вопрос? (в учебнике, Интернете, спросить у другого, в энциклопедии.)

Откройте учебник на странице 22 и прочитайте о том, какими бывают перья.

Беседа по статье учебника.

  • Какие виды перьев вы узнали? (Покровные, пуховые, маховые, рулевые).
  • Зачем нужны маховые и рулевые перья? (Играют главную роль при полёте).
  • Между пуховыми перьями содержится много воздуха. Чем это полезно птицам?

Работа в группах с перьями.

Ребята, рассмотрите внимательно перья. Какие виды перьев перед вами? (Покровные и пуховые)

Все перья имеют стержень, найдите его. Тяжёлое ли перо? Почему? Что внутри? Посмотрим и убедимся (разрезают перо ножницами).

Обмакните сначала покровное перо в стакан с водой, а затем пуховое. Какое перо намокло, а какое - нет? Почему?

Птицы смазывают покровные перья специальным жиром. Зачем?

Вывод: покровные перья защищают от воды и сырости.

Работа в ТПО, стр.16 №22

(взаимопроверка в парах)

4. Сообщения обучающихся.

У некоторых птиц нет рулевых и маховых перьев. Как вы думаете, у каких?

(У тех, которые не летают)

Давайте послушаем ребят. Они нам расскажут о нелетающих птицах. (Сообщения учащихся о страусе и пингвине). (5, 6 слайд)

Не могут летать не только страус и пингвин, таких птиц очень много. Давайте посмотрим на некоторых из них них. (Киви, казуар, какапо или совиный попугай, тристанский пастушок.

(7-10 слайд)

5. Изучение клюва птиц.

Постановка проблемы

Учитель показывает семена подсолнечника, орех, ягоды, шишку.

- Как вы думаете, для чего я вам это всё показала, как это связано с птицами?

(Этим птицы питаются)

Как бы мы, люди, добыли семечко из шелухи, орех из скорлупы, ягоду из компота, семечко из шишки? (руками)

Как это сделает птица? (с помощью клюва).

Самостоятельная работа с картинами клювов птиц. (Приложение 2)

Что делает птица клювом в плане добывания пищи?

Давайте найдем пару клюву из второго столбика. (11 слайд)

Проверка по слайду 11 (4 щелчка постепенно )

Зависит ли форма клюва от вида работы(от способа питания)? (да)

Работа по учебнику, стр. 23.

На какие группы по способу питания мы можем разделить птиц?

  • Зерноядные
  • Насекомоядные
  • Хищные
  • Всеядные

А для чего ещё нужен клюв? (С помощью клюва приводят в порядок свои перья, вьют гнёзда, ухаживают за птенцами).

Так, с чем же мы можем сравнить клюв?

Вывод: клюв для птицы, как руки для человека.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки - плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад

6. Места обитания птиц.

Работа в парах.

Рассмотрите рисунки птиц и укажите стрелками, где они живут. (Приложение 3)

Курица, синица, пеликан, дятел, утка, индюк.

В ЛЕСУ, У ВОДОЁМА, В ПТИЧНИКЕ. (12 слайд)

  • Какие птицы живут у воды? (Пеликан, утка)
  • Что подсказало вам, что птицы живут у воды? (Перепонки на ногах)

(12 слайд-щелчок)

  • Назовите домашних птиц. (Курица, гусь). (12 слайд-щелчок)
  • Остались птицы, которые живут в лесу. Это ... (дятел, синица) (12 слайд-щелчок)
  • Какие из этих птиц обитают у нас в Архангельской области?
  • Курица, синица, чайка, дятел, кукушка, гусь.
  • Каких птиц, живущих у нас, вы ещё знаете?

7. Красная книга Архангельской области.

А что за книга у меня в руках? (Красная книга). Что написано в этой книге?

В Красную книгу Архангельской области занесено 36 видов птиц. Узнать названия некоторых из них вы сможете, разгадав анаграммы. (13 слайд)

  • ДЕЛЕБЬ (лебедь) (13 слайд-щелчок)
  • ИНИЛФ (филин) (13 слайд-щелчок)
  • ГАРАГА (гагара) (13 слайд-щелчок)
  • АКАЙЧ (чайка) (13 слайд-щелчок)
  • ЛЁРО (орёл) (13 слайд-щелчок)

Давайте посмотрим, какие птицы ещё занесены в Красную книгу Архангельской области. (Выпь, атлантическая чёрная казарка, пискулька, скопа. (1 4-17 слайд)

Как мы с вами должны вести себя, чтобы в Красной книге не появлялись птицы и, вообще, животные.

Дети называют правила поведения в природе.

8. Игра “Почему их так назвали”

Учитель показывает слайды с изображением птиц, а учащиеся говорят, почему их так назвали. (Водорез, вертишейка, шилоклювка, осоед, венценосный журавль). (8-22 слайд)

V. Итог урока и выставление отметок.

Наш урок подходит к концу, и пришла пора подвести его итог.

Давайте вспомним, на какие вопросы мы хотели, получить ответы? (23 слайд)

  • Как отличают птиц от других животных?
  • Бывают ли нелетающие птицы?
  • Чем питаются птицы?
  • Где живут птицы?
  • Какие птицы живут в нашей местности?

Дети отвечают на вопросы.

Достигли мы цели нашего урока? (Да)

VI. Рефлексия

Технология “Ладонь ответов”

У каждого ребёнка на парте лежит ладошка.

Ребята, постарайтесь на большом пальце написать, что вам сегодня было интересно, на указательном- что вы получили для себя на будущее, на среднем- что было трудно, на безымянном - как вы оцениваете свою работу и на мизинце - что вам сегодня было недостаточно.

Домашнее задание. Учебник стр. 21-23, Хрестоматия:

  • 1 вар. - стр.94 “Кормит ли песня соловья?”,
  • 2 вар. - стр.95 “Что на обед у кукушки”.