Этапы речевого развития
К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяца. Характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание". Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да- да, па-па и т.п, используются звуки: п, б, м, г, к, у, а.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").
2 года. Ребенок использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усиливает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, и, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (щ, ж, ч, щ) сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.
4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.
Признаки нарушений речи
- к концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
- к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
- к концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
- к 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
- к концу 9-го месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
- к концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
- к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы (“дай”, “покажи”, “принеси”);
- к году 4-м месяцам не может назвать маму “мамой”, а папу “папой”;
- к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
- к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы (“пойди в комнату и возьми там книгу”) и не узнает близких на фотографиях;
- к 2,5 годам не знает разницу между понятиями “большой” и “маленький”;
- в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
- в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.
“Говоруны” проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
“Молчуны” склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если “молчун” не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Причины нарушений речи
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений
- Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, аллергия, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.
- Отягащенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
- Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
- Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов).
- Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной).
- Курение во время беременности, употребление алкоголя.
- Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов (до конца 37 недели беременности), осложненных родов (кесарева сечения), 2 и более выкидышей (абортов).
- Гипоксия - это недостаточное снабжение кислородом плода.
- Родовая травма - это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений
- Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.
- Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
- Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Последствия неисправленной речи у ребенка:
- Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
- Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
- Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия - нарушение чтения, дисграфия - нарушение письма).
- Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
- В будущем — личные проблемы и ограничения в выборе профессий.
Профилактика речевых нарушений
- Для своевременного развития речи мама и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что даже на самых ранних этапах жизни ребёнка его общение с мамой имеет форму диалога. Малыш отвечает на обращения мамы оживлением общих движений, улыбкой, произнесением разных звуков. Необходимо создавать условия для разнообразных двигательных реакций крохи, способствовать голосовым “играм” младенца.
- Нельзя подражать неправильной речи ребенка, подражать речи ребенка, упрощать слова (би-би - вместо машина и т.д.).
- Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук. Поэтому очень полезно делать ребёнку массаж кистей рук, а позже использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
- Лингвистическое воспитание ребёнка должно в первые годы жизни происходить на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребёнка трудной задачей, его речь может развиваться медленнее. В этом плане в семье должен быть установлен единый подход, который позволит ребёнку в последующем овладеть двумя и более языковыми системами.
- В семье должны знать требования, предъявляемые к речи ребёнка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены.
- Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме. Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов, песен, чтением книг, просмотром мультфильмов, не соответствующих возрасту.
Профилактика нарушения письма и чтения.
Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности - письма и чтения.
Дисграфия и дислексия - неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно. Полная неспособность читать - алексия, полная неспособность писать - аграфия.
Письмо - один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.
Письмо начинается с замысла. Нужно мысленно создать план письменного высказывания, определить общую последовательность мыслей и постоянно удерживать ее. Каждое предложение, которое необходимо записать, надо разделить на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмом важно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.
Следующая операция - выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы - буквенный гнозис. По аналогии с фонематическим слухом буквенное зрение правомерно было бы назвать графематическим. Именно это зрение вычленяет из букв спрятанные в них устойчивые признаки, элементы, которые отличают одну букву от другой. Анализ и сравнение буквы сложная задача для первоклассника.
Затем ребенок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения (“откуда начинать, куда вести, где закончить”). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже если в школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенок постоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше. На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.
Несформированность любой операции, обеспечивающей процесс письма или чтения, может привести к определенным трудностям при обучении грамоте, вызвать дисграфию или дислексию. Причины нарушения чтения и письма являются сходными. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дислексий и дисграфий.
Игровые упражнения для развития речи
Игры для развития артикуляционного аппарата
“Часики” Рот открыт, кончиком языка касаться уголков рта, как маятник у часов.
“Блинчик” Рот открыт, положить язык на нижнюю губу и пошлепать по нему верхней губой: “пя-пя-пя-пя-пя”. Удержать расслабленный язычок на нижней губе по счет до 10.
“Иголочка” Рот открыт, высунуть острый язычок и удерживать его не касаясь губ под счет.
“Почистим зубы” Рот открыт. Медленно почистить кончиком языка за нижними зубами влево - вправо. Затем также почистить за верхними зубами. Следить, чтобы язык не высовывался за зубы. Выполнять медленно.
“Футбол” Рот закрыт. Язык сильно упирается то в левую, то в правую щеку.
“Парус” Рот открыт. Языком зацепиться за верхние зубы и удерживать до 10.
“Горка” Рот открыт. Язык зацепить за нижние зубы и удерживать до 10.
“Маляр” Рот открыт. Кончик языка поднять и поглаживать твердое небо назад - вперед. “Лошадка” Рот открыт. Присасывать широкий язык к небу и резко опускать вниз, получается щелчок. Выполнять 10 раз.
“Грибок” Рот открыт. Присасывать широкий язык к небу и удерживать до 10.
“Ветерок” Положить широкий язык на нижнюю губу и подуть на него. Следить, чтобы уголки губ были закрыты, а воздушная струя проходила посередине языка, щеки не надувать. “Насос” Рот закрыт. Язык зацепит за нижние зубы. Произносим звук С-С-С.
“Чашечка” Рот открыт. Высунуть широкий язык, а кончик языка приподнять к верху. Удерживать до 10.
Игры для развития фонематического слуха
Игра: “Поймай звук, слог, слово”.
Педагог загадывает звук, слог, слово. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат загаданный звук.
Игра: “Угадай первый звук”.
Педагог называет слова. Дети должны угадать первый звук в этом слове.
Игра: “Куда спрятался звук?”.
Педагог загадывает звук, а дети должны угадать, куда спрятался звук: в начало слова, в середину, в конце слова.
Игра: “Раздели правильно”.
Педагог произносит слова. Дети хлопают столько раз, сколько слогов в слове.
А затем называют количество слогов.
Игра: “Посели в домик”.
Педагог называет слова. Затем дети при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. Далее они должны подобрать домик с одним, двумя, тремя окошками, соответствующим количеству слогов.
Игра: “Подбери картинки”.
Педагог раздает картинки и загадывает звук. Дети должны найти картинки, названия которых начинаются на заданный звук.
Игры для развития лексико-грамматического строя речи
Согласование существительных с числительными
Игра: “Что прислала почта?”.
Каждому ребенку по почте пришло письмо. Детям предлагают вскрыть свои конверты и назвать, что и сколько им прислали.
Примерный речевой материал:
один мяч, два лимона, пять шаров, один карандаш, две сливы, пять кукол, одна машинка, пять тетрадей, две кровати, одно кольцо, два колеса, пять ведер, одна ручка, два огурца, пять слив.
Изменение глаголов по лицам
Игра: “Я, мы, он, она — вместе дружная страна”.
Педагог произносит предложение, затем бросает ребенку мяч, называя местоимение и предлагая закончить предложение.
Примерный речевой материал:
Я пью чай. Ты... Мы... Вы... Он (она)... Они...
Я гуляю в парке. Ты... Мы... Вы...Он (она)... Они...
Я поливаю цветы. Ты... Мы... Вы...Он (она)... Они...
И рисую дом. Ты... Мы... Вы... Он (она)... Они..
Я мою руки. Ты.. Мы... Вы... Он (она)... Они...
Употребление предлогов
Игра: “Исправь ошибки”.
Педагог предлагает детям прослушать предложения, определить, все ли в них правильно, и исправить ошибки.
Примерный речевой материал:
Дым валит с трубы. Шубу сняли из вешалки. Кастрюлю сняли с плиты. Мама пришла с магазина. Папа достал книги с полки. Птенец выпал с гнезда. Бабушка приехала с деревни. Дети вернулись из дачи.
Игра: “Что под чем (под кем)?”
Педагог называет пару слов и предметные картинки, задавая вопрос: что под чем (под кем)? Примерный речевой материал:
голова — шляпа; зеркало — полка; батарея — окно; люстра — стол; мыши - пол; тапки - стул; шкаф — коробка; куст - заяц; стол — ноги.
Часть - целое
Игра: “Угадай часть предмета”.
Педагог предлагает ребенку угадать, часть какого предмета или существа: винт - вертолет, самолет,
колесо - автомобиль, а еще ...
руль - велосипед,....
Примерный речевой материал:
парус, вагон, крыша, стрелка, кнопка, страница, подлокотник, каблук,
козырек, карман, клавиатура, дверь, стержень, ветка, лепесток, шишка,
семена, хвост, плавник, перо, клюв, панцирь, грива.
И наоборот, педагог называет предмет, а ребенок называет одну или несколько его частей: дом - крыша, дверь, корабль, велосипед, троллейбус, стол, кресло, книга, компьютер, часы, авторучка, чемодан, пальто, плита, чайник, удочка, гитара, дверь, забор, качели, колос, цветок, дерево, гриб, жук, бабочка, собака, яблоко, кочан капусты.
Формирования словообразованияИгра: “Волшебник”.
Педагог предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись “волшебной палочкой” до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, “превратить” его в маленький, назвав правильно слово. Если ребенок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.
Картинки: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, чемодан, диван, помидор, портфель, кармин, тигр, волк, медведь, заяц, лев, лента, тетрадь, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подушка, книга, дерево, зеркало.
Игра: “Два медведя”.
Детям демонстрируются два медведя — большой и маленький — и набор предметных картинок с изображением больших и маленьких чашки, блюдца, ложки, шапки, шарфа, корзины, дома, гриба, пирога. Педагог рассказывает о двух медведях и предлагает детям найти и назвать то, что нужно каждому медведю, закончив начатое им предложение.
Образец ответа: Большой медведь живет в доме, маленький медведь живет в домике. Примерный речевой материал:
У большого медведя... У маленького медведя... Большой медведь надел... Маленький медведь надел... Большой медведь взял... Маленький медведь взял... Большой медведь собрал... Маленький медведь собрал... Большой медведь испек... Маленький медведь испек...
Игра: “Комарик и слон”.
Педагог предлагает детям картинки с изображением слона и комара. Он называет в случайном порядке слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов и суффиксов со значением “очень большой”) и предлагает детям поднять соответствующую картинку, определив, о каком предмете говорится: о большом или маленьком. Примерный речевой материал:
домик, садик, домище, мячик, диванчик, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложечка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина.
Игра: “Подумай и назови”.
Педагог предлагает детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.
При затруднении задается вопрос “какая” (“какой?”).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица...
Если человеку сопутствует удача, то человек...
Если у человека талант, то человек...
Если весь день идет дождь, то день ...
Если корова приносит людям пользу, то корова...
Если у человека есть здоровье, то человек...
Игра: “Исправь ошибку”.
Педагог произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если ими услышат предложение, содержащее неправильное слово, назвав правильный вариант. Примерный речевой материал: Но лесу бродит голоденный волк.
Мальчик не хочет есть холодный суп.
Сегодня чудесный морозновый день.
Малыш вернулся с прогулки весь грязенный.
На улице льет силовой дождь.
Я услышал очень тоскливую песню.
Наступила сырая дожденная осень.
За окном очень шумная улица.
На опушку выскочил трусостный заяц.
Игра: “Чья голова?”
На наборном полотне располагаются картинки с изображением животных (птиц) и их голов. Педагог, указывая на картинки, предлагает детям определить и назвать одним словом, чья это голова.
Примерный речевой материал:
лошадиная, куриная, мышиная, лебединая, воробьиная, ястребиная.
Игра: “Назови правильно листья”.
Педагог предлагает детям одним словом назвать лист каждого дерева. Образец ответа: лист дуба — дубовый.
Примерный речевой материал:
ольховый, кленовый, дубовый, сосновый, еловый, березовый, липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, рябиновый.
Игра: “Сравни”.
Педагог просит детей, сравнивая различные предметы и явления, образовать сравнительную степень прилагательных. Образец ответа: Бегемот сильный, а слон сильнее. Примерный речевой материал:
Игры для развития связной речи
Кофта теплая, а шуба... Пирог вкусный, а торт ... Ручей широкий, а река... Конфета сладкая, а мед... Клюква кислая, а лимон... Червяк длинный, а змея... Кусты, высокие, а деревья... Ветка тонкая, а прутик...
Игра: “Создай новое слово”.
Педагог называет существительное и прилагательное, предлагая детям по образцу “создать” новое слово. Образец ответа: черные глаза — черноглазый.
Примерный речевой материал:
голубые глаза - голубоглазый; зеленые глаза - зеленоглазый; длинный нос - длинноносый; широкий лоб — широколобый; острый ум — остроумный; большие глаза - большеглазый; карие глаза - кареглазый; тонкие брови - тонкобровый; белые зубы — белозубый; короткий хвост — короткохвостый.
Игры для развития связной речи
Игра: “Волшебный мешок”.
Педагог достает мешок с игрушками. Предлагает детям достать одну игрушку и рассказать о ней. Пример: Это машинка. Она маленькая, легкая, твердая, железная и т.д.
Игра: “Сказочники”.
Педагог предлагает детям придумать продолжение сказки про медведя, который жил в лесу.
Логопед начинает сказку: “Жил-был медведь в лесу. Звали его Миша...” Дети продолжают сказку, договаривая предложения и демонстрируя действия. Примерный речевой материал: Миша по лесу... (шел). Миша на полянку леса... (пришел). На полянке леса он избушку... (нашел). Миша лесную полянку... (перешел). Сначала он к избушке... (подошел), за избушку... (зашел), а потом вокруг избушки... (обошел). Миша в избушку... (зашел) и горшочек с медом... (нашел). Он съел мед и из избушки... (вышел). С крылечка... (сошел). От избушки... (отошел) и в лесную чащу... (ушел).
Игра: “Придумай сказку”.
Педагог составляет рассказ по картинкам, с участием детей произносит начало предложения, ребенок придумывает окончание:
Однажды в солнечный, теплый день... (дети отправили; Таня и Саша собрались в лес за грибами);
Когда они пришли в лес... (то увидели много грибов, то услышали тихий писк и заметили белочку);
Мальчик наклонился и увидел, что... (у белочки из лапки капает кровь; что белочке нужна помощь);
Белочку нельзя было оставлять в лесу, потому что.. .(это для нее опасно; ее могли бы обидеть);
Поэтому дети... (взяли ее домой, чтобы вылечить; перевязали лапку платком и решили вылечить ее дома);
После того как... (белочка выздоровела, дети унесли ее в лес; у белочки зажила лапка, дети вернули ее в лес).
Игра: “На выставке”.
Педагог размещает на мольберте или в группе детские рисунки (желательно тематически подобранные) и организует выставку. Из группы детей назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем-то затрудняется, дети ему помогают. Педагог регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.