Вопросы методики словарной работы на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Одна из ведущих задач начального обучения – развитие речи школьника. Важное место в решении этой задачи занимает словарная работа.

Словарная работа – это система упражнений, направленных на усвоение учащимися новых слов, на обогащение словарного запаса школьников. В результате систематической и целенаправленной словарной работы дети овладевают значением, произношением и правописанием так называемых трудных слов. Учатся употреблять их в своей устной и письменной речи.

О недостатках в постановке словарной работы

К сожалению, как показывает опыт, словарная работа проводится в школе не всегда планомерно, нередко она носит эпизодический и беглый характер.

В чём выражаются упущения учителей в области словарной работы? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю рассмотреть вкратце, как проводится эта работа учителями.

Анализ текста со стороны его языковых особенностей занимает на уроках русского языка и чтения значительное место. У большинства учителей: слова, затрудняющие понимание детьми текста, объясняются со стороны их значения; иногда они записываются на доске, а учащимся предлагается запомнить их написание. Но этим часто и ограничивается работа над подобными словами.

Усвоение этих слов, как правило, не контролируется, в активную речь учащихся они не включаются. Отрицательную роль играет и то обстоятельство, что выбор слов для объяснения носит обычно случайный характер. Учитель не продумывает заранее, над какими словами и как он будет работать, какие формы и методы целесообразней применять для усвоения трудных слов. Часто он вообще не анализирует текст со стороны его лексических особенностей, пуская дело объяснения новых и трудных слов на самотёк: спросят ученики о значении того или иного слова – учитель ответит, не спросят – проходит мимо таких слов, полагая, что все слова учащимся понятны. Если же дети и обращаются с вопросом о значении трудных слов для них, то учитель, не подготовившись к ответу, нередко даёт толкование слов весьма приблизительно, пространно, а то и не верно. Это и не удивительно: толкование слов – дело трудное, требующее кропотливой подготовки.

Серьёзные недостатки в области словарной работы наблюдаются и в процессе опроса учащихся. Учитель проходит мимо неверной постановки ударения, неправильного произношения, неудачного словоупотребления и других языковых ошибок. Нередки случаи, когда учитель не выясняет, как учащиеся понимают то, или иное слово, правильно ли его пишут. Не всегда принимается во внимание язык учащихся при оценки их ответа.

Недостаточно целенаправленно и рационально проводится работа над словарными ошибками в изложениях, сочинениях, свободных и творческих диктантах. Наиболее существенными недостатками в этой работе являются следующие: учитель пытается без должной последовательности, “в один приём” проанализировать и словарные, и орфографические, и фактические ошибки; работа над ошибками часто проводится только в устной форме, не фиксируется, усвоение трудных слов не закрепляется: работа над ошибками не учитывается, результаты её не оцениваются.

Следствием отмеченных недостатков является бедность словаря учащихся, а ограниченность словарного запаса затрудняет и усвоение и учебного материала.

Содержание словарной работы

Почти в каждом тексте азбуки, учебника русского языка и литературного чтения встречаются слова, значение которых младшим школьникам неизвестно.

Такие слова должны быть отработаны в классе. Работа над ними помогает детям понять учебный материал и обогащает их словарный запас; работа над трудными словами содействует очищению речи учащихся от нелитературных слов и выражений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что содержание словарной работы на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения является:

  • объяснение значений новых слов;
  • разбор слов со стороны их произношения и правописания;
  • упражнения в употреблении наиболее “ходовых” новых слов, обогащение словарного запаса учащихся.

Исходя из этого, учитель, готовясь к урокам, должен проанализировать текст учебника с точки зрения его словарных особенностей и выписать из него слова, значение которых может вызвать у учащихся затруднения, а также нелитературные слова и выражения. Далее учитель должен продумать методику работы над каждой группой слов: приёмы объяснения непонятных слов, формы и методы работы над словами с трудными орфограммами, задания по замене нелитературных слов и выражений и т.д. При этом, отбирая слова, значение которых необходимо раскрыть, учитель должен решить, какие из них нужно объяснить бегло, чтобы облегчить учащимся понимание текста, а какие отработать основательно, с тем, чтобы они вошли в активный словарь учащихся. Понятно, что во вторую группу войдут слова, наиболее широко употребляются в русском языке.

В результате лексического анализа текста учитель составляет списки трудных слов (словарь-минимум) и разрабатывает методику их изучения.

Анализ текстов учебников показывает, что в них много слов, значения которых дети не понимают или понимают весьма приблизительно.

Проследим это на примерах.

Азбука: айва, маяк, Отечество, спутник, планета и т.д.

Учебник русского языка: ельник, галерея, изгородь и т.д.

Учебник литературного чтения: сплотить, оплот, казна, колесница и т.д.

Ясно, что эти и другие непонятные и малопонятные детям слова должны быть объяснены, иначе учащиеся усвоят тексты недостаточно глубоко, поверхностно, приблизительно, а то и неверно.

Методы словарной работы

Словарная работа в начальных классах, как уже указывалось выше, преследует следующие цели, во - первых, “закрепить” наиболее употребительные из этих слов, сделать их достоянием учащихся, обогатить словарный запас.

Первая и наверное самая главная из этих задач – объяснение самого слова - решается с помощью специальных методов объяснения слов. Наиболее эффективные из них в 1 классе – это показ предмета или его изображения (наглядные методы) и замена непонятного или малопонятного слова синонимом или описательным оборотом (словесные методы).

В первом случае значение слов раскрывается с помощью иллюстраций. Как это показано в “Азбуке” 1 класс на странице 30 (часть 1, авторы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др.) Слова могут быть объяснены с помощью показа соответствующих предметов или их рисунков. Однако объяснением новых слов работа над ними не оканчивается. Главное состоит в том, чтобы помочь учащимся запомнить эти слова и научиться употреблять их в своей речи. А это достигается систематическими упражнениями. Я считаю (как показывает опыт) наиболее эффективные из них – подбор синонимов (словарь синонимов и антонимов есть в каждом учебнике по русскому языку ФГОС “Школа России”). Использование описательных оборотов, составление с данными словами предложений и связанных текстов, устный и письменный пересказ текстов с использованием так называемых опорных слов.

Конечно, на первых порах такие упражнения выполняются в классе, коллективно. В дальнейшем, когда дети приобретут соответствующие навыки, задания на подбор близких по значению слов можно предлагать на дом. На мой взгляд, эффективным видом упражнений на уроках русского языка является составление предложений с данными словами.

Более высокий уровень усвоения новых слов – умение включать их в связную речь. С этой целью полезно предлагать задания на составление текстов с опорными словами.

Аналогичный вид работы можно практиковать и на уроках литературного чтения. Кроме того, здесь уместно предлагать задания на устный и письменный пересказ текстов (глав, разделов и т.д.) с использованием данных слов.

В первом классе имеется возможность заметно обогатить словарный запас учащихся. Если использовать для словарной работы тот круг слов, который приводится в азбуке, учебниках русского языка и литературного чтения, первоклассники к концу учебного года могут усвоить 500 новых слов.

Основной путь усвоения новых слов – синтетические словарные упражнения, включение новых слов в творческие работы: свободный и творческий диктанты, обучающие изложения и сочинения и другие виды работ.

Как показывает опыт, что в тех классах, где словарная работа проводится методически продуманно, более развита и связная речь учащихся, а это в свою очередь способствует глубокому усвоению учебного материала по всем предметам.

Нужно также иметь в виду, что в последние годы заметно поднялся уровень речевой культуры учащихся. Добиться высокой грамотности учащихся можно только при условии упорной и систематической работы .

Ниже даётся конкретный материал для классной и домашней словарной работы в связи с уроками русского языка и литературного чтения.

Азбука

1. Словарик

  • Аист – крупная длинноногая птица.
  • Насос – машина для накачивания или выкачивание жидкости, газа (велосипедный насос).
  • Канат – толстая верёвка.
  • Лук – огородное растение; орудие для метания стрел (стрелять из лука).

Вопросы и задания.

1). Составь (устно) предложение со словом насос.

2). Что такое канат?

3). Какие значения имеет слово лук?

2. Словарик

  • Астра – садовое растение (цветы) с крупными цветками различной окраски.
  • Кактус – растение (цветы) с колючками вместо листьев.
  • Ирис – растение (цветок).
  • Лилия – растение (цветы) с цветками в виде колокола.
  • Соотносить – сравнивать, устанавливать связь (сопоставлять слова и рисунки).

Вопросы и задания.

1). Названия каких цветов вы знаете?

2). Составь (устно) небольшой рассказ со словами астра, ирис, кактус, лилия.

3). В чём отличие кактуса от лилии?

3. Словарик

  • Метро – городская подземная железная дорога (московское метро).
  • Конкурс – состязание, соревнование (конкурс чтецов).
  • Пион – растение (цветы) с белыми или красными цветками.
  • Пластилин – материал, применяемый для лепки.

Вопросы и задания.

1). Что такое метро? Составь предложение с этим словом.

2). Составь (устно) несколько предложений со словами конкурс и пластилин.

4. Словарик.

  • Зебра – дикая полосатая лошадь.
  • Зоопарк – парк, в котором содержаться животные.
  • Зубр – большой дикий бык.
  • Кобра – ядовитая змея.

Вопросы и задания.

1). Какие названия диких животных вы знаете?

2). Составь (устно) небольшой рассказ на тему “Зоопарк”.

5. Словарик.

  • Космонавт – человек, совершающий полёт в космос, во вселенную (Юрий Гагарин - первый космонавт в мире).
  • Космос – мировое пространство, вселенная (покорить космос; полёт в космос).
  • Планета – небесное тело, которое вращается вокруг Солнца.
  • Спутник – небесное тело, которое вращается вокруг планеты
  • Маяк – башня с сигнальными огнями.
  • Порт – место для стоянки судов.
  • Судно – плавучее средство для перевозки людей, грузов; пароход, теплоход.
  • Светофор – прибор, который подаёт световые сигналы для участников дорожного движения.

Вопросы и задания.

1). Кто такой космонавт? Расскажите о полёте первого советского человека в космос.

2). Составьте (устно) предложения со словами космонавт, вселенная.

3). Составьте (устно) предложения со словами планета, спутник.

4). Как вы понимаете различие между пароходом и теплоходом?

5). Какие правила дорожного движения вы знаете? Расскажите.

В заключение я хочу отметить, что успех словарной работы в начальных классах заключается в её планомерности, систематичности, регулярности. Полезнее всего включать в словарные упражнения по 2-3 слова в связи с каждым уроком, нежели заставлять учащихся запоминать по 5- 10 слов сразу, проводя словарную работу от случая к случаю, эпизодически. Словарные упражнения учащиеся выполняют как в школе коллективно с учителем, так и самостоятельно дома.

Литература.

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука в 1 класс (в двух частях). Москва “Просвещение” 2016 год.

2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва “ВАКО” 2012 год.

3. Жиренко О.Е.,Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс. Москва “ВАКО” 2013 год.

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык учебник для 1 класса. Москва “Просвещение” 2016 год.

5. Кифоренко Н.Н. Статья “Роль иллюстративного материала “Азбуки” в обучении грамоте”. Журнал “Начальная школа”. Москва “Просвещение” 1989 год.

6. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. Издательство: Владос, 2008 год. Серия: Библиотека учителя начальной школы.

7. Макеева С.Г. Статья “Первые уроки по “Азбуке”. Журнал “Начальная школа”, Москва “Просвещение” 1989 год.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва “АЗЪ” Ltd. 1992 год.

9. Словарная работа в 1 классе. Составители Приступа Г.Н., Демидова Н.И. и др. Министерство Просвещения РСФСР. Рязань, 1984 год.

10.Ушакова О.Д. Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника. Издательский Дом “Литера” Санкт-Петербург. 2010 год.

11. Ушакова О.Д. Словарные слова. Справочник школьника. Издательский Дом “Литера” Санкт-Петербург. 2009 год.