Урок окружающего мира по теме "Природные зоны. Зоны степей и пустынь". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


УМК: “Начальная школа XXI века”, автор Н.Ф. Виноградова

Межпредметные связи: география, экология.

Ресурсы.

  • Основные: программа курса “Окружающий мир. 1–4 класс”;
  • учебник Н. Ф. Виноградова “Окружающий мир” 2 часть.
  • Дополнительные: дидактические; нетбуки обучающихся, интерактивный комплекс, система контроля и мониторинга ProClass.

Форма организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: проблемно-поисковый, контроль и самоконтроль, уровневая дифференциация.

Технологии: информационно-коммуникативные, игровые, деятельностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Тема урока, тип урока: “Природные зоны. Зоны степей и пустынь”. ОНЗ.

Цель урока: сформировать представление о природных зонах степей и пустынь.

Решаемая проблема: какие особенности природных зон выделяют разные учёные?

Понятия: природная зона, экологические проблемы.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Предметные:

  • Умение определять и показывать положение зон на карте природных зон.
  • Умение различать наиболее характерных для каждой зоны представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
  • Умение находить и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

  • Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
  • Умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Развитие умения оценивать свой учебный труд.

Метапредеметные:

  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.

План-конспект урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по природным зонам России.

- Наше путешествие будет состоять из разных этапов, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели нужно вспомнить правила сотрудничества на уроке. Назовите их.

(Правила учебного сотрудничества.

  1. Уважай своего товарища.
  2. Внимательно читай (слушай задание-инструкцию).
  3. Работай так, чтобы не мешать другим.
  4. Выслушай мнение каждого.
  5. Не согласен – предлагай!
  6. Соблюдай отведенное время.)

2. Актуализация знаний. (5 мин.)

Этап “Разминка” (фронтальная работа с обуч-ся).

- Наше путешествие начинается с разминки. Ответьте на мои вопросы.

- Что такое природная зона?

- От чего зависит расположение природных зон?

- Какие природные зоны России вы знаете? Покажите на карте.

- По каким признакам вы можете составить характеристику любой природной зоны?

(географическое положение, климат, животный и растительный мир, занятия населения и экологические проблемы).

3. Работа по теме урока.

Работа с картой природных зон России. (5 мин.)

- Откуда началось наше путешествие? (с севера на юг)

- Посмотрите на карту природных зон России и определите две следующие природные зоны, с которыми мы познакомимся. (Зоны степей и пустынь).

На доске:

  • Природные зоны.
  • Степи и пустыни.

- Подумайте, какую цель вы поставите для себя на этот урок.

- Что поможет достичь вам цели?

- Чёткий план работы.

(План работы на уроке.

  • Изучить... (природные зоны).
  • Определить.... (отличия зоны от других природных зон, особенности растений и животных этой природной зоны, влияние человека на экологию).
  • Доказать... (необходимость приспособления растений и животных, человека к природным условиям).)

Работа в группах (поработать с Физической картой России, картой Природных зон России, текстом, выбрать необходимую информацию и рассказать другим). (10 мин.)

  • Группа 1 (цель: изучить географическое положение зоны степей и климат).
  • Группа 2 (цель: изучить особенности растительного и животного мира степей).
  • Группа 3 (цель: изучить занятость населения и экологические проблемы).
  • Группа 4 (цель: изучить географическое положение зоны пустынь и климат).
  • Группа 5 (цель: изучить особенности растительного и животного мира).
  • Группа 6 (цель: изучить занятость населения и экологические проблемы).

Приложение.

- Оцените свою работу на этом этапе в листе самооценки “Моя работа на уроке”.

Этап “Привал”. Физ.минутка. (1 мин.)

4. Обобщение изученного учебного материала по и теме урока. (13 мин.)

Этап “Проверь себя” (разно уровневая индивидуальная самостоятельная работа обуч-ся). (8 мин.)

- Разгадайте кроссворд на нетбуке, выберите сложность и тему кроссворда – базовый или повышенный, разгадайте его.

- Запишите количество набранных баллов за работу на этом этапе в лист самооценки “Моя работа на уроке”.

Этап “Узнай по описанию” (фронтальная работа с обуч-ся). (5 мин.)

- Каждая группа получает карточку с описанием определённой природной зоны. Ваша задача: определить данную природную зону.

1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)

3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)

4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление. По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)

5. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)

Учащиеся называют природные зоны.

5. Рефлексия учебной деятельности. (7 мин.)

Этап “Я знаю природные зоны” (индивидуальная работа обуч-ся с итоговым тестом с помощью системы контроля и мониторинга ProClass).

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ “Я знаю природные зоны”.

1. Какое действие людей наносит вред лесу?

а) Сбор ягод, б) заготовка древесины, в) сбор грибов.

2. Каким бывает ветер – суховей?

а) Сухой и холодный, б) сухой и горячий, в) сухой и тёплый.

3. Какое явление природы наносит большой вред человеку в пустыне?

а) Песчаные бури, б) ливневые дожди, в) снегопады.

4. Каким лесом является тайга?

а) Лиственным, б) смешанным, в) хвойным.

5. Какого размера зверей мы почти не встретим в степи?

а) Крупного, б) среднего, в) мелкого.

6. Какой природный заповедник располагается в зоне пустынь?

а) “Чёрные земли”, б) Сихотэ – Алиньский, в) Даурский.

- Оцените свою работу на этом этапе в листе самооценки “Моя работа на уроке”.

Физ.минутка для снятия статического напряжения. (1 мин.)

6. Итог урока. (2 мин.)

- Итак, подведём итог урока.

- Достигли вы своей цели урока?

- А вот, чтобы узнать, достигла ли я своей цели, вы должны подсчитать свои баллы в листе самооценки “Моя работа на уроке” и записать окончательное число. А теперь возьмите свои фишки и поместите их на “Лестнице успеха” (на доске) на ту ступеньку, которая соответствует вашему общему количеству баллов.