УМК: “Начальная школа XXI века”, автор Н.Ф. Виноградова
Межпредметные связи: география, экология.
Ресурсы.
- Основные: программа курса “Окружающий мир. 1–4 класс”;
- учебник Н. Ф. Виноградова “Окружающий мир” 2 часть.
- Дополнительные: дидактические; нетбуки обучающихся, интерактивный комплекс, система контроля и мониторинга ProClass.
Форма организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: проблемно-поисковый, контроль и самоконтроль, уровневая дифференциация.
Технологии: информационно-коммуникативные, игровые, деятельностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Тема урока, тип урока: “Природные зоны. Зоны степей и пустынь”. ОНЗ.
Цель урока: сформировать представление о природных зонах степей и пустынь.
Решаемая проблема: какие особенности природных зон выделяют разные учёные?
Понятия: природная зона, экологические проблемы.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Предметные:
- Умение определять и показывать положение зон на карте природных зон.
- Умение различать наиболее характерных для каждой зоны представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
- Умение находить и предоставлять информацию в соответствии с целью.
Личностные:
- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Развитие умения оценивать свой учебный труд.
Метапредеметные:
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
План-конспект урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по природным зонам России.
- Наше путешествие будет состоять из разных этапов, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели нужно вспомнить правила сотрудничества на уроке. Назовите их.
(Правила учебного сотрудничества.
- Уважай своего товарища.
- Внимательно читай (слушай задание-инструкцию).
- Работай так, чтобы не мешать другим.
- Выслушай мнение каждого.
- Не согласен – предлагай!
- Соблюдай отведенное время.)
2. Актуализация знаний. (5 мин.)
Этап “Разминка” (фронтальная работа с обуч-ся).
- Наше путешествие начинается с разминки. Ответьте на мои вопросы.
- Что такое природная зона?
- От чего зависит расположение природных зон?
- Какие природные зоны России вы знаете? Покажите на карте.
- По каким признакам вы можете составить характеристику любой природной зоны?
(географическое положение, климат, животный и растительный мир, занятия населения и экологические проблемы).
3. Работа по теме урока.
Работа с картой природных зон России. (5 мин.)
- Откуда началось наше путешествие? (с севера на юг)
- Посмотрите на карту природных зон России и определите две следующие природные зоны, с которыми мы познакомимся. (Зоны степей и пустынь).
На доске:
- Природные зоны.
- Степи и пустыни.
- Подумайте, какую цель вы поставите для себя на этот урок.
- Что поможет достичь вам цели?
- Чёткий план работы.
(План работы на уроке.
- Изучить... (природные зоны).
- Определить.... (отличия зоны от других природных зон, особенности растений и животных этой природной зоны, влияние человека на экологию).
- Доказать... (необходимость приспособления растений и животных, человека к природным условиям).)
Работа в группах (поработать с Физической картой России, картой Природных зон России, текстом, выбрать необходимую информацию и рассказать другим). (10 мин.)
- Группа 1 (цель: изучить географическое положение зоны степей и климат).
- Группа 2 (цель: изучить особенности растительного и животного мира степей).
- Группа 3 (цель: изучить занятость населения и экологические проблемы).
- Группа 4 (цель: изучить географическое положение зоны пустынь и климат).
- Группа 5 (цель: изучить особенности растительного и животного мира).
- Группа 6 (цель: изучить занятость населения и экологические проблемы).
- Оцените свою работу на этом этапе в листе самооценки “Моя работа на уроке”.
Этап “Привал”. Физ.минутка. (1 мин.)
4. Обобщение изученного учебного материала по и теме урока. (13 мин.)
Этап “Проверь себя” (разно уровневая индивидуальная самостоятельная работа обуч-ся). (8 мин.)
- Разгадайте кроссворд на нетбуке, выберите сложность и тему кроссворда – базовый или повышенный, разгадайте его.
- Базовый – кроссворд В-1 “Растения и животные пустыни”.
- Повышенный – кроссворд В-2 “Экологические проблемы природных зон”.
- Запишите количество набранных баллов за работу на этом этапе в лист самооценки “Моя работа на уроке”.
Этап “Узнай по описанию” (фронтальная работа с обуч-ся). (5 мин.)
- Каждая группа получает карточку с описанием определённой природной зоны. Ваша задача: определить данную природную зону.
1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)
2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)
3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)
4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление. По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)
5. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)
Учащиеся называют природные зоны.
5. Рефлексия учебной деятельности. (7 мин.)
Этап “Я знаю природные зоны” (индивидуальная работа обуч-ся с итоговым тестом с помощью системы контроля и мониторинга ProClass).
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ “Я знаю природные зоны”.
1. Какое действие людей наносит вред лесу?
а) Сбор ягод, б) заготовка древесины, в) сбор грибов.
2. Каким бывает ветер – суховей?
а) Сухой и холодный, б) сухой и горячий, в) сухой и тёплый.
3. Какое явление природы наносит большой вред человеку в пустыне?
а) Песчаные бури, б) ливневые дожди, в) снегопады.
4. Каким лесом является тайга?
а) Лиственным, б) смешанным, в) хвойным.
5. Какого размера зверей мы почти не встретим в степи?
а) Крупного, б) среднего, в) мелкого.
6. Какой природный заповедник располагается в зоне пустынь?
а) “Чёрные земли”, б) Сихотэ – Алиньский, в) Даурский.
- Оцените свою работу на этом этапе в листе самооценки “Моя работа на уроке”.
Физ.минутка для снятия статического напряжения. (1 мин.)
6. Итог урока. (2 мин.)
- Итак, подведём итог урока.
- Достигли вы своей цели урока?
- А вот, чтобы узнать, достигла ли я своей цели, вы должны подсчитать свои баллы в листе самооценки “Моя работа на уроке” и записать окончательное число. А теперь возьмите свои фишки и поместите их на “Лестнице успеха” (на доске) на ту ступеньку, которая соответствует вашему общему количеству баллов.