Конспект НОД по теме «Познакомимся со своим организмом. Язык». Подготовительная к школе группа

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: дать детям первичные знания о языке человека.

Образовательные задачи:

  • рассмотреть внешний вид языка;
  • сформировать представление о том, что язык выполняет много различных функций;
  • проследить зависимость особенностей строения языка животных от среды обитания и образа жизни;
  • познакомить детей с фразеологизмами русского языка.

Воспитательные задачи:

  • формирование бережного отношения к своему организму;
  • формирование взглядов о здоровом образе жизни.

Развивающие задачи:

  • развивать память, внимание, связную речь;
  • развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
  • развивать навыки постановки опытов;
  • развивать умение пользоваться опорными сигналами.

Активизация словаря: организм, органы тела, органы чувств, орган вкуса, язык, кровеносные сосуды.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание);
  • познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности);
  • речевое развитие (развитие речи);
  • физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).

Материалы

  • У воспитателя: рисунки с изображением языков разных животных, схематические модели фразеологических выражений, эмблемы ученых, шарф для заматывания глаз, мяч, кусочки фруктов и овощей на шпажках.
  • У каждого ребенка: влажные салфетки, зеркало, ватные полочки, три чашки с растворами (кислый, сладкий, соленый вкус).

Ход занятия

Вступительная часть.

Сегодня у нас необычная встреча. Мы будем учеными. А что будем изучать, вы узнаете, отгадав загадку.

На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)

Мы будем изучать наш организм.

- Назовите и покажите органы человека.

Физкультминутка. Игра с мячом “Какой орган?”

- Какой орган определяет, что трава зеленая, а цветок красный? (глаза)

- Какой орган узнает, что комар больно кусается? (кожа)

- Какой орган узнает, что мама зовет обедать? (уши)

- Какой орган чувствует, что в котлеты положили чеснок? (нос)

- Какой орган определяет, что чай, налитый в стакан, очень горячий? (кожа)

- Какой орган определяет, что торт вкусный? (язык)

- Какой называется орган, который держит голову? (шея)

- С помощью какого органа мы бегаем? (ноги)

- Какой орган защищает голову от холода? (волосы)

- Каким органом мы берем и держим предметы? (руки)

Но у нас есть особые органы. Давайте послушаем о них стихотворение Марио Гомболи “Какое значение имеют наши чувства?”

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь, шутя,
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
А кожа – чтобы осязать…
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут!

(На магнитной доске вывешиваются схематические рисунки органов чувств).

Изучаем свой язык.

А с каким органом чувств будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Всегда он на работе, когда мы говорим,
А отдыхает, когда молчим,
Он нам кушать помогает, вкус прекрасно различает.
Без умолку целый день говорить ему не лень.

Воспитатель читает отрывок из рассказа Пермяка “про нос и язык”:

“У Кати было два глаза, два уха, две ноги, один язык и нос тоже один. “Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и рот тоже один?”

“А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше ходила, меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала”.

Вот сегодня мы и выясним, зачем нам нужен язык.

Экспериментирование.

1-й блок – внешний вид языка.

Перед вами лежит зеркало, возьмите его. Высуньте язык и хорошо рассмотрите его. Найдите то место, где язык заканчивается, там он острый и тонкий. Это “кончик языка”. Верхняя часть языка называется “спинка”.

- Рассмотрите, какая она?

Дети увидят цвет, шершавую поверхность, белый налет и другие детали.

- Давайте поднимем язык, прижмем его кончик к верхним зубам и посмотрим, что там находится?

Дети видят крупные кровеносные сосуды?

- Почему язык розовый?

(Здесь имеется много кровеносных сосудов). Под языком сосуды толстые и хорошо заметны.

- Сравните кожу, покрывающую язык в разных местах. Где она толще: на спинке или на нижней поверхности?

- Почему?

Спинка соприкасается с пищей, которая бывает холодной, горячей, мягкой, твердой, кислой, горькой и т.д. если бы там кожа была нежной, то она бы повреждалась пищей.

- Есть ли в языке кости? Обследуйте его пальчиками. (Нет)

- Может ли язык двигаться? (Да)

Физкультминутка.

Упражнения для языка (смотрясь в зеркало): “вкусное варенье”, “трубочка”, “чашечка”.

Вот мы и изучили язык, узнали, как он выглядит. Теперь узнаем, для чего он нужен.

2-й блок.

Язык воспринимает вкус пищи. Язык – это строгий охранник у нас во рту. Стоит на посту и всех входящих на вкус пробует:

“Стой! Кто такой? Ах, молчим? А ну-ка попробуем тебя! Не сладкий, не горький, кисленький!

Здравствуйте, гражданин лимон, давно ждем! Позвольте вас посадить на зубок?

Так. А вы кто будете? Не сладенький, не кисленький, горький, как отрава! По-о-прошу на выход!”

Давайте сами проверим, может ли язык определить вкус пищи.

Перед вами стоят три раствора. Они имеют разный вкус. Мы должны узнать, какой вкус они имеют.

Опускаем ватную палочку в раствор и прикладываем к языку.

Используемую палочку кладем на тарелку. Надо проверить все три раствора. Не забудьте: одну и ту же палочку нельзя использовать два раза.

- Итак, какой вкус имели растворы?

- Кто скажет, для чего нужен язык?

3-й блок. Язык участвует в образовании речи.

Посмотрим, зачем еще нужен язык. Высуньте язык и попробуйте слова “каша”, “ворона”, “машина”, “мы пошли гулять”. Получилось? (Нет)

Значит, зачем еще нужен язык?

Физкультминутка: зарядка для языка.

Филька и Филимонка.

У филина Фили “очки”
Два филиненка –  
Филька и Филимонка. Ладошки – “филинята”
Филин с филинихой Ласковые “ладошки”
Лелеют филинят.  
Фильке с Филимонкой Ладошки – “клювики”
Клевать не велят.  

4-й блок – язык участвует в жевании.

Следующий опыт. Каждый возьмите по кусочку хлеба, жуйте его и следите, что делает язык.

- Что он делает? (перемешивает пищу, кладет ее на зубы, смачивает слюной, помогает глотанию)

Так для чего же нужен язык? (для определения вкуса пищи, для разговора, перемешивания пищи)

Д/и: “Узнай на вкус”.

Дети с завязанными глазами определяют по вкусу разные овощи и фрукты.

Выражения о языке.

Мы выяснили, что язык играет очень важную роль для человека, поэтому о языке сложено много разных потешек, скороговорок.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску схематические модели фразеологических выражений.

  1. Держать язык за зубами. (Молчать)
  2. Язык без костей. (Про болтливого человека)
  3. Язык проглотить. (Очень вкусно)
  4. Язык как овечий хвостик. (Про болтуна)
  5. Острый язычок. (Острит, шутит, иногда не по-доброму)
  6. У него язычок хорошо подвешен. (Так говорят о человеке, который красиво, умно говорит)
  7. С языка сорвалось. (Сболтнул лишнее)
  8. Язык на плечо. (Так говорят об уставшем человеке)
  9. Язык чешется. (Это значит, что хочется что-то сказать, но нельзя)
  10. Языком болтай, а рукам воли не давай. (Так говорят драчуну, предупреждают его)
  11. Длинный язык. (Так говорят про того, кто рассказывает свои и чужие секреты)
  12. Язык до Киева доведет. (Это значит, что, спрашивая дорогу у людей, дойдешь куда угодно)
  13. Слаб на язык. (Так говорят про того, кто рассказывает свои и чужие секреты)
  14. Прикуси язычок. (Так говорят человеку, который проговорился, предупреждают его)
  15. Ешь суп с грибами, держи язык за зубами.

В конце данного блока ребенок выбирает схематическую модель понравившегося ему выражения и озвучивает его.

Музыкальная физкультминутка Железновой “У жирафа…”

Такие разные языки.

Звучит магнитофонная запись звуков, издаваемых разными животными. Дети пытаются угадать, кому они принадлежат. Воспитатель показывает картинки животных, их языков (по возможности) и рассказывает об их особенностях.

Интересные факты:

Раздвоенный язык у змей и ящериц вовсе не является ядовитым, как обычно думают. Им животные пробуют воздух.

Язык хамелеона длиннее всего тела. Подобравшись к жертве, хамелеон стреляет в нее своим языком. Язык, возвращаясь в рот, приносит на кончике добычу. Все это занимает не более 1 секунды. Круглый кончик языка выполняет роль присоски. Втягиваясь обратно в рот, язык вновь становится тонким и коротким.

Грифовая черепаха залегает на дне реки или озера, широко раскрыв рот, и высовывает непрерывно шевелящийся язык, напоминающий червяка. Если рыба подплывает достаточно близко, черепаха закрывает рот, и жертва оказывается в западне. (Обитает в Северной Америке)

Жираф. С помощью длинного языка (черный язык – 45 см) и верхней губы жираф обрывает листья с самых верхних ветвей.

Дятел. Длина языка приблизительно равны половине тела.

У муравьеда длинный язык. Только одним движением языка он “подцепляет” до 500 муравьев.

- Кто показывает язык незнакомым людям?

У народа маори из Новой Зеландии есть один забавный обычай. Когда к ним в деревню заходят чужие люди, они пытаются их напугать: показывают язык, корчат рожи и громко кричат, а потом принимают незнакомцев вполне дружелюбно.

Подведение итогов занятия.

Литература.

1. “Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек”, Москва, “ТЦ-Сфера”, 2005 г., Иванова А.И.

2. “Большая энциклопедия дошкольника”, Москва, “Махаон”, 2002

3. “Хочу все знать. Внимание: смертельная опасность”, Москва, “Росмэн”, 1999 г.

4. “Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я”, Москва, “Махаон”, 2004 г.