Урок русского языка по теме "-Н- и -НН- в отыменных прилагательных". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Цели и задачи урока:

Обучающие.

  • Повторить и закрепить знания о прилагательном.
  • Изучить понятие “отыменные” прилагательные
  • Познакомиться с правописанием - Н- и -НН- в отыменных прилагательных
  • Учить аргументировать свои высказывания.
  • Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.
  • Повторить постановку знаков препинания в сложном предложении.
  • Совершенствовать степень владения нормами литературного языка.

Развивающие.

  • Развивать коммуникативно-речевые умения.
  • Уметь работать с текстовыми фрагментами различного характера.
  • Уметь сравнивать сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные.

  • Воспитывать уважительное отношение к родному языку;
  • Обучать умению работать самостоятельно и в команде.
  • Формировать толерантное отношение к людям.

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: урок-практикум

Технология: коллективное обучение с применением метапредметного подхода и ИКТ.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Я рада вас всех сегодня видеть. Давайте начнем нашу работу. Тема нашего урока “Одна и две - Н - в отыменных прилагательных”. (Слайд 1)

Задачи сегодняшнего урока: (Слайд 2)

  1. Дать понятие термина “отыменные” прилагательные.
  2. Познакомиться с правописанием -Н- и -НН- в отыменных прилагательных.
  3. Отработать навыки выбора одной и двух -Н- в отыменных прилагательных.

Открываем тетради. Отступаем две строчки от домашней работы. С красной строки записываем число, классная работа.

II. Объяснение нового учебного материала (Слайд 3)

1. Опираясь на таблицу, давайте вспомним, что из себя представляет имя прилагательное.

(Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета.

Имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже; относится к одному из трех разрядов: качественным, относительным, притяжательным.

Например:

Погода какая?- удивительная. Прилагательное удивительная согласуется с определяемым существительным в ж.р., И.п., ед.ч.)

2. Имена прилагательные бывают отыменные и отглагольные. Наша задача сегодня разобраться, что такое “отыменные” прилагательные.

3. Отыменные прилагательные – это такие прилагательные, которые образованы от имен существительных.

Например: (Слайд 4)

От существительного СТЕНА суффиксальным способом образуем прилагательное СТЕННОЙ.

От существительного ЛЕБЕДЬ образуем суффиксальным способом прилагательное ЛЕБЕДИНЫЙ.

Из существительного ХОЗЯЙСТВО с помощью суффикса образуем прилагательное ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ.

4. Сегодня мы будем говорить о суффиксальном способе образования отыменных прилагательных и написании в них одной и двух - Н -.

Работаем все вместе в тетрадях. (Слайд 5)

Запишем существительное КОЖА, найдем в нем основу и прибавим суффикс

–АН -, образуется отыменное прилагательное КОЖАНЫЙ

КОЖА + АН= КОЖАНЫЙ

Сделаем вывод: отыменные прилагательные, образованные с помощью суффикса -АН-, пишутся с одной буквой –Н-.

Рассмотрим следующее существительное ГЛИНА. Обозначим основу и добавим суффикс – Н-, получаем отыменное прилагательное ГЛИНЯНЫЙ.

ГЛИНА+ ЯН= ГЛИНЯНЫЙ

Сделаем вывод: в отыменном прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса – ЯН -, пишется одна - Н-.

Запишем еще существительное ЖУРАВЛЬ, выделим основу, добавим к ней суффикс - ИН- и образуем отыменное прилагательное ЖУРАВЛИНЫЙ.

ЖУРАВЛЬ+ИН= ЖУРАВЛИНЫЙ

Подведем итог: Когда в отыменных прилагательных пишется одна - Н-?

В отыменных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов – АН -,-ЯН -,-ИН - , пишется одна букв –Н-.

Из этого правила есть исключение: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ. В этих словах в суффиксах пишется – НН -.

Возьмем существительное ПИСЬМО, обозначим основу и прибавим к ней суффикс - ЕНН-; образуем прилагательное ПИСЬМЕННЫЙ, в котором пишется две буквы –Н-. (Слайд 6)

ПИСЬМО+ ЕНН= ПИСЬМЕННЫЙ

В существительном ДИСКУССИЯ выделяем основу и прибавляем к ней суффикс

-ОНН-, образуется отыменное прилагательное ДИСКУССИОННЫЙ, которое пишется с двумя буквами –Н-.

ДИСКУССИЯ+ ОНН= ДИСКУССИОННЫЙ

Сделаем вывод: в отыменных прилагательных, образованных от существительных с помощью с помощью суффиксов - ОНН -,-ЕНН -, пишется две буквы - Н-.

Исключением из этого правила является прилагательное ВЕТРЕНЫЙ, в котором пишется одна буква - Н -, НО если к нему прибавить приставку кроме - НЕ-, то в суффиксе будет писаться две буквы - Н-.

Запишем существительное КАРМАН, выделим основу, обратим внимание, на какую букву оканчивается основа (на - Н-), прибавляем к ней суффикс –Н- и образуем отыменное прилагательное КАРМАННЫЙ, которое пишется с двумя буквами –Н-. (Слайд 7)

КАРМАН + Н = КАРМАННЫЙ

Делаем вывод: Когда в отыменных прилагательных пишется две буквы –Н-?

а) В отыменных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-, -ЕНН- - пишем две –Н-.

б) В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на - Н-, при помощи прибавления суффикса –Н- - пишется две буквы –Н-).

5. При изучении этого правила следует запомнить прилагательные, которые образовались от имен существительных бессуффиксным способом и пишутся с одной буквой - Н-.

Рассмотрите приложение 1. (Слайд 8)

6. Также следует запомнить написание прилагательных: ВЕТРЯНАЯ и ВЕТРЯНОЙ, которые образованы от существительного ВЕТЕР с помощью суффикса - ЯН-. (Слайд 9)

ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА

ВЕТРЯНОЙ ДВИГАТЕЛЬ

7. Следует различать прилагательные МАСЛЯНЫЙ и МАСЛЕНЫЙ.

МАСЛЯНЫЙ

Образовано от сущ. МАСЛО с помощью суф.-ЯН- и имеет значение - содержащий масло (масляные краски)

МАСЛЕНЫЙ

Образовано от глаг. МАСЛИТЬ с помощью суф. –ЕН- и является отглагольным прилагательным. О них мы будем говорить позже. (масленый блин - значит, помазанный маслом)

III. Закрепление изученного материала (Слайд 10)

А теперь давай закрепим сегодняшний новый материал. Для того, чтобы было легче работать над этой орфограммой, я предлагаю вам использовать алгоритм по ее определению. У вас это приложение 2.

Упражнение № 1 (Слайд 11/1)

Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания слов.

(Багря..ый закат, глиня..ая посуда, клюкве..ое варень, кожа..ая куртка,оловя..ые солдатики, чугу..ая ограда, лебеди..ая песня).

Проверьте правильность написания слов. (Слайд 11/2)

Упражнение № 2 (Слайд 12)

Запишите слова, вставив пропущенные буквы.

(Ледя..ной, овчи..ый, гуси..ое, урага..ый, тума..ое, осе..яя, соломе..ая, сви..ая, деревя..ый, кожа..ый, ветре..ый)

Проверка (Слайд 13)

Упражнение № 3 (Слайд 14)

Выпишите слова с одной буквой –Н-.

(Письме..ый, змеи..ая, шерстя..ой, стекля..ый песча..ая, земля..ой, лу..ый).

Упражнение № 4 (Слайд 15)

Определите неправильные написания слов.

серебрянные

берестянные

фазанний

песчаный

рьяный

пряный

утрений

буланный

лиственный

длиные

лошадиная

телефоный

клюквенное

картиная

каменый

экскурсионный

Упражнение № 5 (Слайд 16)

5.1. Из данных слов составьте предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Здравствуй дорогой тигр.

Перестановку сделал недавно я. Часами деревя..ный в два углу кресла кожа..ых комод и серебря..ыми стоят. Этаже ледя..ые расставил человечков соломе..х  фигурки и на втором. Варенье понравилось клюкве..ое очень. Гости жду в.

5.2 Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Запишите полученный текст. (Слайд 17)

Мишка я пишу тебе песьмо.

Заяц сламал диревяный забор и съел фсю маркофку.Пчолы меня изкусали и недали меда.

Я сварила тебе варенъе из шишек и яблок. А крыжовеное варенье уже закончилось. Ты же не будешь меня ругать Мишка!?

Авчиный плет я постирала но на нем поивилися дырки, может моль сьела. Вот я ей уже задам!

Ой, заиц пришол. Жду ответа.

IV. Итог урока (Слайд 17 – гиперссылка к слайду 2)

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. Сегодня мы с вами познакомились с понятием отыменные прилагательные, с орфограммой правописания одной и двух - Н- в них.

V. Домашнее задание. (Слайд 2 - гиперссылка к слайду 18)

  1. Выучить алгоритм определения постановки Н и НН.
  2. Выучить прилагательные, образованные бессуффиксным способом.
  3. Выполнить в тетради упражнение, выделить орфограммы (Приложение 3)