Цели и задачи урока:
Обучающие.
- Повторить и закрепить знания о прилагательном.
- Изучить понятие “отыменные” прилагательные
- Познакомиться с правописанием - Н- и -НН- в отыменных прилагательных
- Учить аргументировать свои высказывания.
- Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.
- Повторить постановку знаков препинания в сложном предложении.
- Совершенствовать степень владения нормами литературного языка.
Развивающие.
- Развивать коммуникативно-речевые умения.
- Уметь работать с текстовыми фрагментами различного характера.
- Уметь сравнивать сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные.
- Воспитывать уважительное отношение к родному языку;
- Обучать умению работать самостоятельно и в команде.
- Формировать толерантное отношение к людям.
Тип урока: объяснение нового материала
Вид урока: урок-практикум
Технология: коллективное обучение с применением метапредметного подхода и ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Здравствуйте, ребята, садитесь!
Я рада вас всех сегодня видеть. Давайте начнем нашу работу. Тема нашего урока “Одна и две - Н - в отыменных прилагательных”. (Слайд 1)
Задачи сегодняшнего урока: (Слайд 2)
- Дать понятие термина “отыменные” прилагательные.
- Познакомиться с правописанием -Н- и -НН- в отыменных прилагательных.
- Отработать навыки выбора одной и двух -Н- в отыменных прилагательных.
Открываем тетради. Отступаем две строчки от домашней работы. С красной строки записываем число, классная работа.
II. Объяснение нового учебного материала (Слайд 3)
1. Опираясь на таблицу, давайте вспомним, что из себя представляет имя прилагательное.
(Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета.
Имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже; относится к одному из трех разрядов: качественным, относительным, притяжательным.
Например:
Погода какая?- удивительная. Прилагательное удивительная согласуется с определяемым существительным в ж.р., И.п., ед.ч.)
2. Имена прилагательные бывают отыменные и отглагольные. Наша задача сегодня разобраться, что такое “отыменные” прилагательные.
3. Отыменные прилагательные – это такие прилагательные, которые образованы от имен существительных.
Например: (Слайд 4)
От существительного СТЕНА суффиксальным способом образуем прилагательное СТЕННОЙ.
От существительного ЛЕБЕДЬ образуем суффиксальным способом прилагательное ЛЕБЕДИНЫЙ.
Из существительного ХОЗЯЙСТВО с помощью суффикса образуем прилагательное ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ.
4. Сегодня мы будем говорить о суффиксальном способе образования отыменных прилагательных и написании в них одной и двух - Н -.
Работаем все вместе в тетрадях. (Слайд 5)
Запишем существительное КОЖА, найдем в нем основу и прибавим суффикс
–АН -, образуется отыменное прилагательное КОЖАНЫЙ
КОЖА + АН= КОЖАНЫЙ
Сделаем вывод: отыменные прилагательные, образованные с помощью суффикса -АН-, пишутся с одной буквой –Н-.
Рассмотрим следующее существительное ГЛИНА. Обозначим основу и добавим суффикс – Н-, получаем отыменное прилагательное ГЛИНЯНЫЙ.
ГЛИНА+ ЯН= ГЛИНЯНЫЙ
Сделаем вывод: в отыменном прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса – ЯН -, пишется одна - Н-.
Запишем еще существительное ЖУРАВЛЬ, выделим основу, добавим к ней суффикс - ИН- и образуем отыменное прилагательное ЖУРАВЛИНЫЙ.
ЖУРАВЛЬ+ИН= ЖУРАВЛИНЫЙ
Подведем итог: Когда в отыменных прилагательных пишется одна - Н-?
В отыменных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов – АН -,-ЯН -,-ИН - , пишется одна букв –Н-.
Из этого правила есть исключение: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ. В этих словах в суффиксах пишется – НН -.
Возьмем существительное ПИСЬМО, обозначим основу и прибавим к ней суффикс - ЕНН-; образуем прилагательное ПИСЬМЕННЫЙ, в котором пишется две буквы –Н-. (Слайд 6)
ПИСЬМО+ ЕНН= ПИСЬМЕННЫЙ
В существительном ДИСКУССИЯ выделяем основу и прибавляем к ней суффикс
-ОНН-, образуется отыменное прилагательное ДИСКУССИОННЫЙ, которое пишется с двумя буквами –Н-.
ДИСКУССИЯ+ ОНН= ДИСКУССИОННЫЙ
Сделаем вывод: в отыменных прилагательных, образованных от существительных с помощью с помощью суффиксов - ОНН -,-ЕНН -, пишется две буквы - Н-.
Исключением из этого правила является прилагательное ВЕТРЕНЫЙ, в котором пишется одна буква - Н -, НО если к нему прибавить приставку кроме - НЕ-, то в суффиксе будет писаться две буквы - Н-.
Запишем существительное КАРМАН, выделим основу, обратим внимание, на какую букву оканчивается основа (на - Н-), прибавляем к ней суффикс –Н- и образуем отыменное прилагательное КАРМАННЫЙ, которое пишется с двумя буквами –Н-. (Слайд 7)
КАРМАН + Н = КАРМАННЫЙ
Делаем вывод: Когда в отыменных прилагательных пишется две буквы –Н-?
а) В отыменных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-, -ЕНН- - пишем две –Н-.
б) В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на - Н-, при помощи прибавления суффикса –Н- - пишется две буквы –Н-).
5. При изучении этого правила следует запомнить прилагательные, которые образовались от имен существительных бессуффиксным способом и пишутся с одной буквой - Н-.
Рассмотрите приложение 1. (Слайд 8)
6. Также следует запомнить написание прилагательных: ВЕТРЯНАЯ и ВЕТРЯНОЙ, которые образованы от существительного ВЕТЕР с помощью суффикса - ЯН-. (Слайд 9)
ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА
ВЕТРЯНОЙ ДВИГАТЕЛЬ
7. Следует различать прилагательные МАСЛЯНЫЙ и МАСЛЕНЫЙ.
МАСЛЯНЫЙ Образовано от сущ. МАСЛО с помощью суф.-ЯН- и имеет значение - содержащий масло (масляные краски) |
МАСЛЕНЫЙ Образовано от глаг. МАСЛИТЬ с помощью суф. –ЕН- и является отглагольным прилагательным. О них мы будем говорить позже. (масленый блин - значит, помазанный маслом) |
III. Закрепление изученного материала (Слайд 10)
А теперь давай закрепим сегодняшний новый материал. Для того, чтобы было легче работать над этой орфограммой, я предлагаю вам использовать алгоритм по ее определению. У вас это приложение 2.
Упражнение № 1 (Слайд 11/1)
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания слов.
(Багря..ый закат, глиня..ая посуда, клюкве..ое варень, кожа..ая куртка,оловя..ые солдатики, чугу..ая ограда, лебеди..ая песня).
Проверьте правильность написания слов. (Слайд 11/2)
Упражнение № 2 (Слайд 12)
Запишите слова, вставив пропущенные буквы.
(Ледя..ной, овчи..ый, гуси..ое, урага..ый, тума..ое, осе..яя, соломе..ая, сви..ая, деревя..ый, кожа..ый, ветре..ый)
Проверка (Слайд 13)
Упражнение № 3 (Слайд 14)
Выпишите слова с одной буквой –Н-.
(Письме..ый, змеи..ая, шерстя..ой, стекля..ый песча..ая, земля..ой, лу..ый).
Упражнение № 4 (Слайд 15)
Определите неправильные написания слов.
серебрянные берестянные фазанний песчаный |
рьяный пряный утрений буланный |
лиственный длиные лошадиная телефоный |
клюквенное картиная каменый экскурсионный |
Упражнение № 5 (Слайд 16)
5.1. Из данных слов составьте предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Здравствуй дорогой тигр.
Перестановку сделал недавно я. Часами деревя..ный в два углу кресла кожа..ых комод и серебря..ыми стоят. Этаже ледя..ые расставил человечков соломе..х фигурки и на втором. Варенье понравилось клюкве..ое очень. Гости жду в.
5.2 Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Запишите полученный текст. (Слайд 17)
Мишка я пишу тебе песьмо.
Заяц сламал диревяный забор и съел фсю маркофку.Пчолы меня изкусали и недали меда.
Я сварила тебе варенъе из шишек и яблок. А крыжовеное варенье уже закончилось. Ты же не будешь меня ругать Мишка!?
Авчиный плет я постирала но на нем поивилися дырки, может моль сьела. Вот я ей уже задам!
Ой, заиц пришол. Жду ответа.
IV. Итог урока (Слайд 17 – гиперссылка к слайду 2)
Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. Сегодня мы с вами познакомились с понятием отыменные прилагательные, с орфограммой правописания одной и двух - Н- в них.
V. Домашнее задание. (Слайд 2 - гиперссылка к слайду 18)
- Выучить алгоритм определения постановки Н и НН.
- Выучить прилагательные, образованные бессуффиксным способом.
- Выполнить в тетради упражнение, выделить орфограммы (Приложение 3)