Урок математики по теме «Угол. Прямой угол». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Цель: познакомить учащихся с понятием “угол”, “прямой угол”.

Задачи урока:

образовательные:

  • систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах;
  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
  • формировать познавательный интерес к математике.

развивающие:

  • развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);
  • развить эмоциональную сферу;
  • развить коммуникативные умения;
  • развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).

воспитательные:

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
  • способствовать сплочению классного коллектива.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся определять с помощью модели угольника прямой угол;

  • распознавать геометрические фигуры (многоугольники, углы, круги, овалы);
  • проверять правильность выполнения сложения, используя взаимосвязь сложения и вычитания;
  • составлять план решения задачи;
  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;
  • работать в парах;
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.

Регулятивные УУД:

  • самоконтроль деятельности;
  • самооценка результатов работы.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • расширить кругозор учащихся,
  • умение строить речевые высказывания;
  • формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в паре;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Методы обучения:

  • репродуктивные: словесные, наглядные, практические;
  • продуктивные: проблемный, частично-поисковые.

Формы обучения: фронтальная работа, парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. – 5-е изд., прераб. – М.: Вентана-Граф, 2013, ЭФУ, карточки с заданиями, карточки с геометрическими фигурами, иллюстрации, краски, кисти, мягкие игрушки, карта мира, аудиозапись.

Ход урока

І . Мотивация к учебной деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

ІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Сегодня у нас урок необычный. У вас на партах волшебные кисточки. Не верите? Я смогу вам это доказать, если вы меня убедите, что умеете считать.

На каждой моей геометрической фигуре написаны примеры.

(Учитель показывает геометрическую фигуру с примером)

(48 + 12) : 6 (10) Б - прямоугольник

(36 – 27) : 3 (3) А - круг

(24 + 16) : 8 (5) Й - треугольник

80 – 7 * 8 (24) О - ромб

5 * 7 + 65 (100) Т - окружность

90 – 6 * 9 (36) Л - квадрат

6 * 8 + 4 * 8 (80) И - шестиугольник

Решите пример, найдите такую же геометрическую фигуру на своей парте и в клеточке запишите ответ. Расположите числа в порядке возрастания. Возьмите свои волшебные кисточки и раскрасьте эти геометрические фигуры.

(На каждой карточке свечой написаны буквы, соответствующие ответу каждого примера, когда дети раскрасят каждую фигуру, то буквы проявятся, и ребята смогут прочитать слово)

- Какое слово у вас получилось? (Айболит)

- К нам пришел Доктор Айболит.

- Из какой сказки этот сказочный герой?

- Кто автор этой сказки?

- Посмотрите, ребята, какой Доктор Айболит грустный. Оказывается, ему пришла телеграмма. Прочитайте телеграмму.

(Дети читают телеграмму: “Добрый Доктор Айболит, мы очень сильно заболели. Ждем не дождемся Вашего возвращения. Больные звери из Африки”).

- Ребята, надо помочь Доктору Айболиту добраться до бедных больных зверюшек.

(Перед ребятами появляется карта)

- Посмотрите, как далеко от нас находится Африка. Мы живем на материке Евразия, а нам нужно попасть на другой материк Африка. На нашем пути много гор. На карте они обозначены коричневым цветом. Поднявшись на гору, вы узнаете название математической страны, куда мы попадем сначала..

Поможем Доктору Айболиту преодолеть это препятствие. Для этого нам надо разделиться на команды. Каждый участник команды получит задание, которое нужно выполнить. Победит та команда, кто быстрее поднимется на гору и перевернет карточку, где написано название страны.

(Приложение № 1 см. ниже)

(Соревнование между командами, проверка с помощью сигналиков)

- Оцените свою работу на листе достижений.

- Как называется страна? (Геометрия)

ІІІ. Постановка проблемы.

В этой стране живет первый больной. Отгадайте, кто это?

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора. (зайчик)

- Да, это зайчик. Он болен. Доктор Айболит пришил ему лапку. Посмотрите на изображенного на доске зайчика. Из каких геометрических фигур он состоит?

У каждой команды на партах лежат геометрические фигуры: прямоугольник, круг, треугольники, ромб, овал, квадрат, шестиугольник.

Распределите эти фигуры на две группы.

(Проверка)

- На какие группы вы распределили эти фигуры?

- Что общего у фигур первой группы?

- Что общего у фигур второй группы? Как одним словом можно назвать фигуры второй группы? (Многоугольники)

- Какие два слова спрятались в слове “многоугольники”?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (об углах)

- Какова тема нашего урока? (Угол)

- Мы сегодня познакомимся с понятием “угол”, “прямой угол”.

- С какой целью мы будем знакомиться с понятием “угол”?

- Где могут пригодиться знания об углах? Людям каких профессий нужны эти знания?

ІV. “Открытие” новых знаний.

1. Практическая деятельность.

А) Изготовим модель прямого угла с помощью листа бумаги. Возьмите карандаш и обведите все прямые углы на модели.

Б) Найдите прямые углы вокруг себя, проверьте с помощью модели.

2. Работа с электронным учебником. С. 105 №1.

А) Посмотрите на экран, как можно построить прямой угол с помощью угольника и линейки.

(Демонстрация)

Б) Составьте план работы (работа в парах)

В) Прочитайте план работы в учебнике, сравните планы, исправьте ошибки.

Г) Оцените свои работы на листе достижений.

- Из чего состоит угол? (из двух лучей и вершины)

- Как называются стороны угла?

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Работа в тетради.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Начертите прямой угол, непрямой угол. Работаем по плану.

- Отметь на углах вершину угла.

- Возьмите цветные карандаши и покажите лучи, с помощью которых образован угол.

2. Работа с электронным учебником. С. 105 № 2 (устно)

(Демонстрация на экране)

Доктор Айболит продолжает свой путь на машине. Как вы думаете, на какой машине поедет Доктор Айболит?

- Выскажете предположение, какие дороги пересекаются под прямым углом? Проверьте свои ответы с помощью угольника.

С. 106 № 3 (устно)

- Сколько прямых углов на чертеже.

- Как проверить?

- Проверьте с помощью угольника свои ответы.

- Оцените свои работы на листе достижений.

Айболит преодолел горы, до рек доехал на машине, пересек реки и вдоль морского побережья по равнине (она на карте у нас зеленым цветом) отправляется на поезде в Африку.

(карта)

3. Физминутка.

(Дети встают, имитируют поезд)

Загудел электровоз
И вагончики повез:
“Чу - чу – чу
Чу- чу – чу
Далеко я укачу!”

Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Стоп! Остановка! Кто хочет гулять, выходите! Собираем ягоды, яблоки! Снова садимся на поезд и поехали.

Загудел электровоз
И вагончики повез:
“Чу - чу – чу
Чу- чу – чу
Далеко я укачу!”

VІ. Повторение изученного.

Молодцы! Доктор Айболит прибыл на место назначения.

- Ребята, а где жили больные зверушки в произведении К.И.Чуковского “Доктор Айболит”?

- Они жили на реке Лимпопо (показать на карте.)

Доктор Айболит прибыл туда и теперь лечит больных зверушек. Он посоветовал им каждое утро делать зарядку, есть больше фруктов и овощей и в холодную погоду одеваться теплее.

1. Решение задачи (электронный учебник) С.109 № 11.

- Составим план решения и решим задачу.

- Сколько мотков шерсти нужно, чтобы связать 1 кофту, 5 кофт?

2. Решение примеров (работа по карточкам)

Ну, а тяжелобольным он прописал лекарства. Но вот беда! Он забыл очки и не знает, кому какое лекарство раздать.

В сумке Доктора Айболита 3 флакона с лекарствами, на которых написаны примеры. На груди больных (мягкие игрушки) ответы. Разделимся снова на команды. Каждая команда решает пример на своем флаконе. Старший команды проверяет и отдает лекарство больному. Нужно это делать тихо и быстро. Ведь больным нужна тишина.

VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Ребята, у нас осталось одно задание. Мы приехали на поезде, на котором привезли для больных фрукты и овощи, но они непростые, на каждом из них написано задание, которое вы должны решить самостоятельно.

(Приложение № 2 см. ниже)

(работа по карточкам, самопроверка)

- Проверьте свои работы самостоятельно. (на доске ответы)

- Оцените свою работу на листе достижений.

VІІІ. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, наши зверушки повеселели и даже захотели кушать, угостим их “фруктами и овощами”.

(Аудиозапись)

- Понравился вам урок?

- Кто же был самым активным помощником Доктора Айболита?

- Посмотрите на свои листы достижений, поставьте себе отметку за урок.

- Продолжите предложения:

  • Я узнал...
  • Я научился...
  • Мне понравилось...
  • Я бы хотел...
  • Новые знания мне пригодятся...

Приложение № 1

1 команда

1. Уменьшите число 27 в 3 раза.

2. Увеличьте 35 на 5.

3. Первый множитель - 5, второй – 9. Найти произведение.

4. Чему равно частное чисел 56 и 7.

5. Найти разность чисел 100 и 27.

6. Увеличьте 9 в 8 раз.

2 команда

1. Уменьшаемое - 96, вычитаемое – 23. Найти разность.

2. Увеличьте 7 в 5 раз.

3. На сколько 17 меньше 39.

4. Уменьшите 63 в 9 раз.

5. Найти произведение чисел 6 и 8.

6. Частное чисел равно 3. Делимое – 27. Чему равен делитель?

3 команда

1. Сколько получится, если к 36 прибавить 24?

2. Найди частное чисел 72 и 8.

3. Делимое – 15, делитель – 3. Чему рано частное?

4. Найди произведение чисел 6 и 6.

5. Во сколько раз 64 больше 8?

6. 78 уменьшите на 34.

Приложение № 2

Тест

1. ______________ - это геометрическая фигура, образованная двумя лучами.

2. Стороны угла – это

а) отрезки б) лучи в) прямые.

3. Какой инструмент помогает начертить прямой угол? ___________________

4. Раскрась фигуры, в которых есть прямые углы.