Технологическая карта урока
Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013.
Цель: усвоение знаний обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений.
Задачи:
образовательные:
- обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;
- обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;
- обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;
- обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков.
воспитательные:
создать условия для:
- воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
- воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;
- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
- воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;
- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
- воспитания умения управлять собой, своим поведением.
развивающие:
создать условия для:
- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;
- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;
- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие “кислота”, форрмулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; умеет: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: комбинированный урок
Условия обеспечения учебной деятельности:
УМК: О.С. Габриелян
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельный подход.
Материально-техническое обеспечение:
- планшеты, презентация PowerPoint.
- дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
- карточки с формулами и названиями кислот и кислотных остатков
- таблицы “Окраска индикаторов в кислой среде”;
- презентация PowerPoint дидактическая игра по теме “Кислоты”
- анкеты (для рефлексии).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация и коррекция опорных знаний и умений учащихся | Учитель: Начинаем урок с Эпиграфа “Ум
заключается не только в знании. Но и в умении
прилагать знание на деле” - Аристотель.
(Слайд 1) Вам, ребята, понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по темам “Оксиды. Основания. Правила техники безопасности при работе со щелочами” Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит множество химических реакций, образуется множество химических веществ. На сегодняшний день известно почти полмиллиона неорганических веществ. Вещества окружают нас повсюду, с использованием веществ связано прогрессивное развитие человечества. “Всё мы связываем с химической наукой: дальнейший прогресс окружающего нас мира, новые методы преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знаний химии” (Н.Н. Семенов-советский физико-химик, один из основоположников химической физики.). (Слайд №2) |
||
Сегодня на занятии мы продолжим изучать
многообразие мира неорганических веществ. Но для
начала давайте вспомним: Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? (Слайд №3) (Слайд 4. Загадки.) |
Обучающиеся отвечают на вопросы. Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов:
Дают определения оксидов, оснований. Разгадывают. |
Познавательные: логические – анализ
объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||
Создает проблемную ситуацию путем
предложения задания: 1 задание (Приложение 1) |
||||
Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов | Выбирают: оксиды, основания. Вещества оставшиеся – неизвестны. | |||
3 | Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создает условия для формулирования
темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает пословицу : “Как поработаешь, так и полопаешь”. Для вас я приготовила угощения (на подносе канапе из разных фруктов) “Угощенья не спроста |
Отвечают на вопрос- КИСЛОТЫ |
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
На основе прослушанной информации
учитель предлагает сделать вывод, о каком
веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? Слайды 5, 6 |
Формулируют тему урока, цель и задачи (Изучить строение, свойства. Классификацию, нахождение в природе, области применения кислот) | |||
4 | Восприятие нового материала | Организуется работа по исследованию
класса кислот. 2 задание: Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания |
Определяют состав вещества: Н n(КО) m (слайд 7) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь. |
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
3 задание: Воспользовавшись текстом параграфа 21, изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде. Составьте схемы классификации кислот. | Сравнивают составленные самостоятельно схемы классификации кислот со схемами (Слайда 8,9,10) | |||
Учитель объясняет алгоритм нахождения
степени окислении элементов-неметаллов в
кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных
остатков. (Приложение №2) Учитель демонстрирует видеофрагмент “Действие кислот на индикаторы” Демонстрирует таблицу с названиями и формулами кислот (Слайд 11) Раздает детям готовые мини-таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями) ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Приложение №3) Правила техники безопасности при работе с кислотами (Слайд 12) |
Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. |
|||
Кислоты в природе и в жизни человека (Слайд 13,14,15) | Делают вывод: независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствам | |||
5 | Первичное закрепление. Осмысление и систематизация изученного. | Организует работу по отработке умений
находить степени окисления элементов в формулах
кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. (Слайд16) |
Работа обучающихся с таблицей кислот и
кислотных остатков, 1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот; 2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида. |
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; Познавательные: общеучебные. |
Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде дидактической игры, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. (Приложение №4 (презентация)) | Индивидуальная работа обучающихся:
(дидактическая игра) 1. Соотнесение формул и названий кислот; Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. |
Регулятивные: контроль, коррекция,
выделение и осознание того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению; Личностные: самоопределение. |
||
6 | Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организует рефлексию в форме
анкетирования (слайд 5): 1. На уроке я работал(а):
2. Своей работой на уроке я:
3. Урок для меня показался:
4. За урок я: не устал(а) / устал(а) 5. Мое настроение:
6. Материал урока мне был:
7. Домашнее задание мне кажется:
|
Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8 | Домашнее задание | Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости. | Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |