“Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость,
сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека
- все это постигается прежде всего в семье”.
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов.
Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения - это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.
В настоящее время совместная проектная деятельность родителей, детей и воспитателя становится актуальной деятельностью учебного процесса.
При правильной организации проектной деятельность у воспитанников развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор.
Но одинаковые формы работы с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, нужно учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности детей и родителей деятельностью ДОУ.
Тематический план мероприятий составляем совместно с родителями, согласно тематического плана ДУ, а также с учетом детей и их родителей.
В тематическом плане ДУ был конкурс постройки кормушек для птиц. В этом конкурсе приняли самое активное участие родители и дети нашей № 5 группы “Звездочки”.
Именно этот проект “Кормушка для птиц” натолкнул меня, как воспитателя и конечно же родителей и детей нашей группы на совместный творческий проект “Зимующие птицы Урала”.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности, в частности, нашей группой был осуществлен проект “Урал. Птицы зимой”.
Актуальность исследовательской деятельности по теме: “Урал. Птицы зимой”.
В настоящее время, мало внимания привлечено к необходимости подкармливать птиц зимой. По статистике только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживают это суровое время и встречают весну.
Цель: Формировать доброе отношение к зимующим птицам, желание заботится о них.
Задачи:
Расширять представления детей о зимующих птицах (голубь, ворона, синица воробей, дятел и т. д).
- Формировать желание помогать птицам в зимний период.
- Привлечь родителей к изготовлению кормушек.
В дальнейшем мы планируем работу над совместным творческим проектом “Урал. Птицы зимой”.
Актуальность проекта: в ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Мы решили реализовать проект “Урал. Птицы зимой”. Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. По плану перспективного планирования в младшей группе - тематическая неделя по теме “Перелётные птицы”.
Вид проекта: исследовательско-познавательный.
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников младшей группы.
Возраст детей: 3-4 года.
Сроки реализации: краткосрочный проект.
Основополагающий вопрос: “Кто такие перелетные птицы?”.
Проблема: Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.
Цель: Собрать и предоставить в доступной форме информацию о перелетных птицах Урала. Оформить собранный материал, заполняя альбом на печатной основе “Перелетные птицы Урала.
Задачи:
- Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе- климатических природных изменениях, состоянии неживой природы, последовательности изменений в среде обитания и жизни растений и птиц.
- Продолжить расширять и углублять представления о птицах, как о живых существах (внешнем виде, различии и сходстве в структуре и внешнем виде привычках, подводить к пониманию зависимости их питания, привычек в поведении от изменения сезонных проявлений. Уточнять и дифференцировать представления о некоторых структурных особенностях (различии в строении клюва, лапок, цвете оперения, покрытости перьями, на ярких и близких детям примерах (жаворонок, горихвостка, пеночка, трясогуска, иволга, соловей, кукушка, утка, зяблик)
- Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире (сезонным изменениям). Подвести детей к пониманию взаимосвязи природных объектов и явлений.
Таким образом проблема вовлечения родителей в совместную деятельность решается в трех направлениях:
- работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность детского сада, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи нашей работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого ребёнка;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
В своей работе я применяю:
традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов, так и нетрадиционные формы (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах и массовых мероприятиях, в проведении занятий, выставках родительских работ).
Консультативная работа в группе проводится в следующих направлениях:
- здоровьесбережение;
- познавательное;
- художественно-эстетическое;
- наглядно-информационное;
- досуговая деятельность;
- совместная деятельность детей, педагогов и родителей;
- индивидуальная работа и т. д.
Набрав новую группу малышей в ноябре 2015 году, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме: “Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства”.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работу начали с анкетирования.
Получив реальную картину на основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания. Выработала тактику своего общения с каждым родителем.
Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные способности.
Совместно в работе с родителями:
- Приняли активное участие в проведении праздника “День матери”.
- Провели фотоконкурс “Мы – за здоровый образ жизни!”.
- Выставка работ “Бабушкины руки не знают скуки”.
- Спортивное мероприятие “В здоровом теле – здоровый дух!”.
- Провела анкетирование: “Какой вы родитель” и “Семья глазами ребёнка”. Планирую провести “Анкету для матерей”.
- Планирую провести мероприятие с родителями к 23 Февраля
- “Наши папы - нам очень нужны”.
- Праздник “Моя милая мама”.
- Выставка детской художественной литературы “Здравствуй, книжка!”.
Родители помогли в реализации проекта “Зима”, постройки снежных композиций на игровой площадке и в праздничном оформлении группы на тему: “Ночь перед рождеством”, без напоминаний родители очищают на участке снег, помогли построить горку.
Вывод:
Над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Вспомним слова Антона Семеновича Макаренко: “Воспитание детей начинается с рождения... их родителей”.
Давайте же воспитывать достойное поколение.