Воспитание в школе - непрерывный, целенаправленный и систематический процесс воздействия учителя на ученика не только в ходе учебы, но еще и вне урока. Одной из распространенных форм работы классного руководителя со школьниками является классный час.
При проведении классного часа я использую информационные технологии, ведь внедрение ИКТ во внеурочную деятельность повышает интерес многих учащихся, использование звуковых эффектов и видеофрагментов позволяют воздействовать на сознание учащихся, что впоследствии позволяет влиять на результат.
Планируя классные часы, я учитываю особенности своего класса, для того, чтобы:
- Информация, полученная детьми, вызывала у них вполне определенное отношение, затрагивала не только ум, но и душу.
- Переживание информации, а не только усвоение, делала знания значимыми для человека и влияла на их моральный облик, формировала картинку мира.
Однако не всегда человек сопереживает событиям, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”; часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств.
Учитывая это, я планирую классные часы, разделяя их по различным направлениям формирующим:
- духовно-нравственное воспитание,
- интеллектуальное,
- гражданско-правовое,
- физическое,
- основы воспитания безопасности и здорового образа жизни,
- эстетическое,
- индивидуально-личностное воспитание школьников
- социальная адаптация,
- Чтобы выявить результативность классных часов, я провела анкетирование учащихся, предложив им ответить на несколько вопросов. Один из них:
I. Какие из перечисленных классных часов стали для тебя значимыми? (было предложено 14 классных часов; можно было выбрать одному ученику несколько классных часов)
Вывод: Выбранные детьми классные часы соответствуют, в основном, трем направлениям: духовно – нравственное воспитание; основы воспитания безопасности и здорового образа жизни и физическое воспитание.
- Остановлюсь на этих направлениях, осуществляющих:
1) Духовно-нравственное воспитание
Целью таких классных часов является формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения у учащихся, осознание человеком себя, как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Среди классных часов данной тематики особенно детям запомнился классный час “Война глазами детей”, вызвав у них чувства сострадания и сопереживания к людям, прошедшим войну.
2) Основы воспитания безопасности и здорового образа жизни
Целью является формирование ответственности ребенка как за свое здоровье и здоровье близких, так и за социальную безопасность, и понимание личной ответственности за окружающий его мир.
Например, в результате проведения классных часов “День солидарности в борьбе с терроризмом”; “Вредные привычки и их влияние на здоровье”; “Здоровый образ жизни и Я” у детей появилось желание вести нравственный, активный и здоровый образ жизни.
Недавно класс активно участвовал в поддерживающих мероприятиях программы “Не ку.ру”, направленных на профилактику курения среди подростков.
В результате у детей появилось осознание того, что возможно сопротивляться социальному давлению и понимание преимущества здорового образа жизни.
Результат участия в программе – сплоченность коллектива класса и общее желание победить.
3) Физическое воспитание:
Целью является воспитание физически активного, здорового человека.
Эта форма внеурочной деятельности предусматривает участие детей в спортивных мероприятиях, проводимых в школе совместно с классным руководителем.
- Чтобы посмотреть эффективность классных часов я предложила ответить на следующие вопросы:
II. Какой из выбранных ранее классных часов произвел более сильное впечатление? Почему?
Наиболее часто встречающиеся ответы детей на вопрос “Почему”
На меня произвел более сильное впечатление “День солидарности в борьбе с терроризмом”. Я увидел и узнал, что из-за терроризма страдает и умирает много людей и с этим надо бороться;
Я еще больше понял, что Москва – город герой;
Я более уважительно стал относиться к людям, участвовавшим в ВОВ;
Война глазами детей. Мы дети 21 века не были в те времена, когда была война, этим классным часом нас погрузили в ту обстановку, я ощутила страх, ужас войны
III. Изменилось ли Твое отношение к действительности после этого классного часа?
IV. Если Твое отношение к окружающей действительности изменилось, то как?
- Некоторые ответы учеников:
- Мне захотелось положить цветы около этой школы;
- Я стала еще больше ценить то, что имею;
- Я стала более бдительной и внимательной
V. Изменилось ли Твое отношение к курению после участия в программе “Не ку.ру”? Каким образом?
- Из 18 опрошенных 17 учеников ответили: не курю, не курил, и не буду курить, 1 ученик признался: Отношение изменилось, я перестала курить и не собираюсь никогда это делать.
Вывод 1: Наибольшее воздействие на детей оказали классные часы, связанные с проблемами современной действительности (курение, алкоголизм, наркомания, терроризм), меньшее воздействие вызвали классные часы, связанные с событиями прошлых лет и веков.
Вывод 2: эффективность классного часа определяется не только внеклассными мероприятиями, проводимыми классным руководителем, но и образом жизни семьи, в которой растет ученик, так как пример родителей при формировании личности ребенка имеет немаловажную роль.
- К.Д. Ушинский писал: “Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет”.