Создание образа человека средствами изобразительного искусства. 5–6-е классы

Разделы: МХК и ИЗО


Планы-конспекты уроков для 5-6 классов.

Человек – труднейший объект для изображения, однако он является главным в детском рисовании потому, что больше всего интересует ребенка.

Изображение человека может быть собственно портретом, как самостоятельным жанром изобразительного искусства, а может входить составной частью в рисунки на различные темы.

Тема урока: "Рисование по представлению зарисовки портрета своего друга"

Задание: Выполнить зарисовку портрета своего друга по представлению, на формате А-4, 2 урока (карандаш).

Цели урока:

  • обучающая – учащиеся должны научиться рисовать портрет человека и передавать пропорции, конструктивно-анатомическое строение головы человека;
  • развивающая – развивать у учащихся умение последовательно вести работу над зарисовкой;
  • воспитывающая – воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическую отзывчивость на восприятие человека.

Задачи урока:

  • обучающая – учащиеся должны научиться изображать части лица человека, передавая характерные особенности формы и пропорций;
  • развивающая – развивать у учащихся технический навык работы с карандашом: проводить линии и штрихи разной толщины;
  • воспитывающая – воспитывать у учащихся усидчивость при выполнении самостоятельной работы.

Оборудование урока:

  • для учителя: таблица с последовательностью выполнения зарисовки портрета человека; таблицы с изображением отдельных частей лица человека: носа, глаз, рта, наброски головы человека - студенческие работы;
  • для учащихся: формат А-4, карандаш, ластик.

Наглядные пособия:

  • Таблица 1 с последовательностью рисования портрета человека.
  • Таблица 2 с изображением глаз в разных пространственных положениях.
  • Таблица 3 с изображением губ человека в разных пространственных положениях.
  • Таблица 4 с изображением носа человека в разных пространственных положениях.

План урока:

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Повторение пройденного материала (3 мин.)

3.Сообщение нового материала (7 мин)

Беседа о жанре портрета, об особенностях рисования портрета – пропорции головы человека.

4.Проведение упражнения (10 мин.)

5.Самостоятельная работа (20 мин.)

6.Подведение итогов урока. Окончание урока (1 мин.)

Ход урока

Повторение пройденного материала.

Учащимся задаются вопросы.

  1. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,
  2. Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
  3. Летчик или балерина, или Колька ваш сосед,
  4. Обязательно картина называется....  (портрет)

Что же такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает человека, передавая его сходство и даже психологические качества.

Учитель начинает рассказ о жанре портрета. Человек в искусстве является главным предметом: его внешний облик, внутреннее состояние, характер, настроение. Изображение конкретного человека – это и есть портрет. Основное качество портрета – сходство с человеком, которого изображаешь. Но художник должен показать не только сходство, но и психологический мир человека. Все мы с вами разные, у нас разная походка. Манера говорить, черты характера, настроение. Все это должен учитывать мастер при рисовании и показывать все индивидуальные качества человека.

С чего надо начинать рисование портрета человека по представлению?

Прежде всего, надо определить форму головы, чаще всего это овал.

Дальше посмотрите таблицу 1. Надо разделить овал на три части, определив, таким образом, где будет находиться лобная часть; брови, глаза и нос; губы и подбородок. Нельзя забывать о том, что лицо у человека симметрично, то есть одна половина лица повторяет вторую. Чтобы не нарушить правила симметрии, необходимо провести ось симметрии, которая поможет вам рисовать ровно по середине – нос, рот, определить место положения глаз и бровей. И только после этого прорисовывать отдельные части, не забывая о пропорциях и форме основных частей лица.

Выполнение упражнения: учитель вместе с учениками рисует отдельные части головы человека-глаз, нос, губы.

Глаза – зеркало души, это самая выразительная часть лица.

Глаз располагается внутри глазничных впадин. Глазное яблоко (показываю табл.2) имеет форму шара. Верхние и нижние веки образуют – внутренний угол-слезник и внешний угол. Веки имеют некоторую толщину и высоту, которую тоже необходимо показывать. У каждого человека разный цвет радужной оболочки - карий, голубой, зеленый, но у всех она имеет одинаковую форму-круг; внутри радужной оболочки располагается круглый зрачок. Сверху глазной впадины располагаются надбровные дуги, на которых располагаются брови. Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаз большие и маленькие, более или менее выпуклые.

Нос должен располагаться на осевой линии (показываю табл. 4). Он имеет переносицу. Опускаясь вниз и вперед, у носа появляются хрящи, он приобретает более мягкие очертания. Крылья носа часто отстают друг от друга, образуя бороздку, разделяя кончик носа на две половинки. Форма носа бывает разной: прямой, курносый, горбоносый. Характер ноздрей тоже разный, а крылья носа могут быть плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными.

Губы так же, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица (табл.3). Располагаются в третьей части вместе с подбородком. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо передавать их характерную особенность: их размер, полноту.

Самостоятельная работа

Учащимся предлагается изобразить портрет человека по представлению во фронтальном положении. На первом уроке дети намечают форму головы, определяют место положения основных частей и начинают их прорисовывать, на втором уроке уточняют детали и работают в тоне: пытаются передать освещение, подчеркивают выпуклые части носа. Учитель показывает работу над рисунком на классной доске.

Подведение итогов урока: учитель выбирает 2-3 удачных портрета и демонстрирует их всему классу.

Тема урока: "Рисование на тему “Мой любимый сказочный герой”"

Задание: Придумать и нарисовать женский сказочный образ, 2 урока (акварель, тушь, перо).

Цели урока:

  • обучающая – научить детей правильно определять пропорции, конструктивно-анатомическое строение головы человека;
  • развивающая – развивать у учащихся умение передавать характер человека средствами изобразительного искусства;
  • воспитывающая – воспитывать у учеников эмоционально-эстетическую отзывчивость на восприятие действительности человека.

Задачи урока:

  • обучающая – дети должны научиться, правильно компоновать портрет человека в листе, использовать средства выразительности рисунка для передачи характера человека;
  • развивающая – развивать у учащихся фантазию и интерес к работе;
  • воспитывающая – воспитывать у учеников интерес и самостоятельность при выполнении самостоятельной работы.

Оборудование урока:

  • для учителя: наглядные пособия с изображением женского образа; репродукции с иллюстраций Врубеля М.,Васнецова В., современных иллюстраторов, отрывки из музыкального произведения Кобалевского Д. “Три подружки”, отрывки из сказок Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”;
  • для учащихся: карандаш, ластик, акварель, кисти, тушь, перо.

Наглядные пособия:

1.Наглядное пособие с изображением Аленушки (добрый сказочный персонаж), Бабы Яги (злой персонаж).

2.Схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях лица человека (по Дювалю):

1-спокойствие, 2-печаль, 3-радость, 4-боль, 5-смех, 6-плач, 7-презрение, 8-внимание, 9-размышление.

3. Детский рисунок.

Сказка о царе Салтане.

План урока:

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Повторение пройденного материала (2 мин.)

3.Сообщение нового материала (7 мин.)

Беседа о сказочных персонажах, об иллюстрациях художников, о средствах передачи характера человека в изобразительном искусстве.

4.Проведение упражнения (2 мин.)

5.Самостоятельная работа (25 мин.)

6.Подведение итогов урока. Окончание урока (1 мин.)

Ход урока

Повторение пройденного материала. На прошлом уроке учащиеся рисовали по представлению портрет своего друга.

Что такое портрет?

Это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает конкретного человека, передавая его сходство и психологические качества.

Что должен знать художник при рисовании головы человека?

Пропорции, этапы рисования головы человека.

Сообщение нового материала.

Учащимся сообщается тема урока, и учитель начинает беседу.

Цель беседы: дать характеристику разным женским сказочным персонажам, выявить средства выразительности характера человека, выяснить особенности выражения доброго и злого человека цветом.

В русских народных сказках, в сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как вы к ним относитесь. Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного их женских персонажей. Ну, например, из сказок: А.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Давайте вспомним строчки из этой сказки:

Образ царевны

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая.
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...

Образ царицы

...Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива...

Как вы думаете, какими средствами рисунка можно нарисовать эти два противоположных образа?

Царевну – более плавное очертание лица, улыбка на лице, то есть уголки губ поднять вверх, а царицу – использовать угловую линию, то есть можно нахмурить и сдвинуть брови, опустить вниз уголки губ, нарисовать более мужественный подбородок.

Посмотрите на наглядное пособие 1, скажите, с помощью каких средств рисунка художник показал разный характер людей?

Линия разная, на первом рисунке используется более плавная линия, а на втором - линия прерывистая, угловая, колючая.

А теперь посмотрите на таблицу 2, скажите, какие настроения или психологические состояния показал художник, и как вы догадались?

На таблице изображена разная мимика людей: радость, злость, грусть, тревога и т.д. Мы это поняли по расположению глаз на лице, по образованию морщинок. По направлению губ.

А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом?

Конечно можно, изображая добрый образ нужно использовать яркие, теплые цвета, а для злого образа – холодные, мрачные цвета.

Посмотрите на детский рисунок 3. Это образ царевны, которую утопили в бочке из сказки о царе Салтане. Посмотрите на иллюстрации художников-иллюстраторов, какие они используют красивые сочетания цвета.

Какие цвета использует девочка при изображении доброго образа?

Яркие, желтый, красный, зеленый и др.

В какой последовательности, вы будете рисовать свою работу?

Сначала легкой, тонкой линией намечаем форму головы, затем делим ее на три части от корней волос, чтобы определить, где будут находиться основные части лица: глаза, нос, рот, подбородок, уши. Затем легкой линией намечаем эти части, после этого начинаем писать фон, подбираем цвет лица, пишем лицо, находим цвет теневой части. Затем рисуем глаза, рот, волосы. После полного высыхания листа бумаги прорабатываем рисунок черной тушью или гелевой ручкой.

Выполнение упражнения: учитель вместе с учениками проводит овалы, затем находит на палитре цвет лица, объясняя, что для этого нужно смешать охру, добавить в нее каплю желтого и чуть-чуть красного.

Самостоятельная работа

Придумайте такой женский образ, какого еще не существовало. Дайте ему имя. Надо сделать крупное изображение портрета женского сказочного персонажа и обязательно показать характер – добрый, злой, веселый и др.

На первом уроке дети начинают работу в карандаше, делают подмалевок, на втором уроке заканчивают работу, прорабатывают детали, работают гелевой ручкой.

Подведение итогов урока: учитель выбирает удачные работы и спрашивает у детей, какие образы получились самые выразительные, необычные, что в них удивляет.

Тема урока: "Декоративное рисование новогодней маски (образ человека)"

Задание: Выполнить рисунок новогодней маски с передачей характера образа, 2 урока (гуашь).

Цели урока:

  • обучающая – дети должны уметь использовать ранее полученные знания в новой ситуации; развивающая – развивать у детей навык работы с гуашевыми красками, фантазию;
  • воспитывающая – воспитывать у учеников любовь к искусству.

Задачи урока:

  • обучающая – дети должны научиться правильно составлять композицию с изображением маски, подбирать цвет маски в зависимости от характера образа;
  • развивающая – развивать у учеников интерес к работе;
  • воспитывающая – воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении самостоятельной работы.

Оборудование урока:

  • для учителя: наглядные пособия с изображением масок с разными характерами, маски Древней Греции, Японии, макет маски из папье-маше;
  • для учащихся: бумага А-3, карандаш, гуашь, кисти.

Наглядные пособия:

1.Таблица с изображением масок с разными характерами.

2.Репродукции театральных масок Древней Греции и Японии.

3.Макеты масок, выполненные учениками.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Повторение пройденного материала (2 мин.)
  3. Сообщение нового материала (7 мин.)
  4. Рассказ об истории появления масок.
  5. Беседа о средствах выразительности масок.
  6. Проведение упражнения (2 мин.)
  7. Самостоятельная работа (25 мин.)
  8. Подведение итогов урока. Окончание урока (2 мин.)

Ход урока

Повторение пройденного материала. На прошлом уроке ученики рисовали портрет сказочного героя и передавали его характер, учитель спрашивает:

Какие вы использовали приемы, для того чтобы передать характер человека?

Разного характера линию – угловую или плавную, также положение, форма глаз, губ, бровей менялись.

Сообщение нового материала. Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей-колдуньей или принцессой.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то легче в маске.

Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями, вырезали на них орнаменты и узоры..

Большой популярностью пользовались маски в Древней Греции и Японии, так как в театрах было очень небольшое количество актеров и поэтому приходилось играть одному, двум актерам нескольких персонажей, а перевоплощаться в разных людей им помогали маски (табл.2).

И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в эти костюмы и маски потому так и назывались - ряжеными.

Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок. Маска выражает характер человека.

Какие детали лица наиболее выразительно передают характер человека? (показываю пособие 1)

Глаза, нос, волосы, рот.

Какие приемы использует художник, чтобы усилить выразительность образа?

Уменьшение или увеличение деталей, искажение их. Обратите внимание, как меняется выразительность маски на детских работах (таблица.3), какие приклеены брови, глаза или рот, нос.

В театре артисты, стремясь изменить свое лицо, часто наклеивают бороду или усы, используют парики. Искусство изменения внешности – грим – возникло как продолжение искусства маски.

А можно ли передать характер или настроение человека с помощью цвета?

Конечно, когда человек злиться его лицо становится красным цветом, от радости у человека розовеют щеки, а грустного человека или больного можно передать с помощью бледных оттенков цвета.

Выполнение упражнения: учитель вместе с учениками находит цвет лица человека здорового, жизнерадостного. Для этого смешиваем белый цвет, красный, чуть желтого. Для лица грустного человека надо смешать белый, желтый, чуть серого цветов. Для лица злого человека надо смешать белый, красный и добавить чуть оранжевого.

Самостоятельная работа

Объяснив последовательность рисования маски, учитель раздает листы бумаги, на которых нарисована форма маски (по шаблону). На первом уроке ученики сначала тонируют лицо нужным цветом, после карандашом отмечают место расположение глаз, бровей, рта, носа. Затем прорисовывают все. На втором уроке работают в цвете. Можно предложить ученикам приклеить волосы, бороду, усы.

Подведение итогов урока: учитель демонстрирует лучшие работы и оформляет выставку.