Использование технологии развития критического мышления на уроках химии

Разделы: Химия


Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет способствовать формированию личности, познавательных и созидательных способностей - это технология развития критического мышления. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления имеет свою специфику. Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Первая стадия урока - вызов.

Её задача актуализировать имеющиеся у учащихся знания и пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, работе с новой информацией; Помочь учащимся самим, используя бесконфликтный обмен мнениями, определить направления в изучении темы. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, свободное письмо, ассоциации, инструкции, перевернутые логические цепи, разбивку на кластеры.

Например, при изучении в 9 классе темы “Химические свойства металлов” использую прием “Кластер”. Сначала необходимо записать ключевое слово в середине доски, затем записать слова, которые приходят на ум в связи с данной темой, а потом по мере того, как возникают идеи необходимо установить связи между ними. При изучении темы “Неметаллы” в 9 классе использовала прием “перевернутые логические цепи”. На доске (интерактивной доске) записываются верные и неверные цитаты, а ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” - там, где, по их мнению, оно не верно. А затем на стадии рефлексии эти ответы снова пересматриваются. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Прием “Покопаемся в памяти” предполагает следующие вопросы: Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом?; Почему вам это нужно знать?

Объявляю тему урока, например: “Металлы – простые вещества”. Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагаю немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? После того как учащиеся записали все, что знают о металлах, необходимо это обсудить с соседом. После члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, записываю их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам. На первой стадии урока можно использовать прием “Ассоциация”. Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопросы: О чем может пойти речь на уроке?; Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “гидролиз”?

Другим приёмом на стадии вызов может быть прием “Инструкции”. Учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: “Скорость химической реакции”. Класс делится на количество частей в тексте.

Инструкция для учащихся:

В каждой группе назначается эксперт в своей области:

  • Эксперт 1 - Скорость химических реакций.
  • Эксперт 2 - Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
  • Эксперт 3 - Катализаторы.
  • Эксперт 4 - Обратимые и необратимые реакции.

Правила работы в экспертной группе: Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам. Ищите эффективные способы преподнесения информации.

Разъясните то, что другим осталось не понятным.

Для повышения интереса к изучаемому материалу возможно использование проблемных ситуаций. Так при изучении соединений железа возможна следующая проблемная ситуация: Для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народные рецепт средства от малокровия - “железное” яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность “железного” яблока с точки зрения химии?

В результате размышлений приходим к выводу, что железо применяют для лечения малокровия, так как оно входит в состав гемоглобина. Железо, входящее в состав сплава, из которого сделаны гвозди, растворяется, хотя и медленно, в органических кислотах, содержащихся в яблоке. Яблоко обогащается железом. Считается, что из всех сортов яблок больше всего железа в антоновских, много в них и кислот, что облегчает растворение железа.

Вторая стадия урока - осмысление.

Задача стадии осмысления - поддерживать активность, интерес учащихся при постепенном продвижении от знания “старого” к “новому”; получение новой информации, классификация ее по категориям знания. На этой стадии учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. Это может быть чтение текста, просмотр видеофильма, объяснительный рассказ учителя, сообщение обучающегося с демонстрационной мультимедийной презентаций, работа с информацией Интернет- сайта, выполнение лабораторного опыта и т.д. Работа ведётся индивидуально, в парах, в группахПри этом преподаватель оказывает наименьшее влияние на обучаемого. Учащиеся используют следующие приемы: маркировка (пометки на полях), маркировочная таблица, двухчастный дневник, таблица аргументов, кластер, лист решения проблем (его целесообразно использовать при решении задач, выполнении практических работ) и т.д.

В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные методы и приёмы технологии развития критического мышления. Один из используемых приёмов – кластер, это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют “наглядным мозговым штурмом”. Приём кластеров (“гроздья”) может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Этапы работы над кластером включают в себя следующие моменты: В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является “сердцем” темы; Вокруг “накидать” слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель “планеты и ее спутники”); По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Я применяю кластер и при повторении основных вопросов темы на уроках обобщения, подготовки к контрольной работе, на первом уроке после каникул. Это позволяет быстро вспомнить основные вопросы изученного материала. Например, в 9 классе изучение неметаллов начинается во второй четверти, а заканчивается в третьей. Поэтому на первом уроке в третьей четверти ученики работают с кластером. Я применяю кластер и при повторении основных вопросов темы на уроках обобщения, подготовки к контрольной работе, на первом уроке после каникул. Это позволяет быстро вспомнить основные вопросы изученного материала. Для обдумывания предлагаются следующие вопросы:

  • Какие особенности проявляют атомы неметаллических элементов в строении?
  • Как изменяются окислительные свойства в ПС а) по периоду б) по главной подгруппе?
  • Как определить для атома неметалла степень окисления а) минимальную, б) максимальную?
  • С какой группой веществ обязательно взаимодействуют неметаллы?
  • Какой характер проявляют высшие оксиды и гидроксиды неметаллов?
  • Закончите уравнения реакций:
  • Fe + Br2 —>;
  • N2O3 + H2O—>;
  • Mg(OH)2 + HСlO4 —>

Основным приемом ТРКМ является Инсерт. В дословном переводе с английского – означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Например, при изучении химических свойств металлов учащиеся используют прием “маркировка”. Они получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

  • “V” - известная информация;
  • “-” противоречит моим первоначальным представлениям;
  • “?” - непонятная информация;
  • “+” - новая информация.

Такой же прием можно использовать при изучении других источников информации, в том числе выполнении лабораторного опыта. Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер. Работать можно индивидуально и парами.

На уроке по изучению водорода в 8 классе я предлагаю ученикам такой текст, где они тоже проводят соответствующую маркировку: Молекула водорода состоит их двух атомов. Атомы в молекуле водорода соединены между собой ковалентной полярной связью. Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку. Водород можно собрать методом вытеснения воздуха. 1 моль водорода при нормальных условиях занимает объём 22,4 литра. В химических реакциях водород может проявлять себя только в роли восстановителя. Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами. Водород можно использовать в качестве сильного восстановителя при получении чистых металлов. Водород является экологически чистым топливом. Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949.

Возможно использование приема “Двухчастный дневник”. Этот приём состоит в следующем: Во время объяснения материала ведутся дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно во время объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Инструкции”.

Одним из приемов, используемых на стадии осмысления, является “Таблица аргументов”. Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником. Почему “да”; Почему “нет”.

Третья стадия урока - рефлексия.

На ней предстоит помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал через обмен мнениями о новой информации, приобрести новые знания, соотнести новую информацию и имеющиеся знания, выработать собственную позицию и оценить процесс; помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

На этой стадии учащиеся закрепляют, корректируют и систематизируют знания, активно пересматривают свои представления. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, что способствует лучшему запоминанию, которое носит долгосрочный характер. Кроме того, живой обмен идеями между учащимися дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

На этой стадии можно использовать приёмы: кластер, эссе, самоанализ, шесть шляп критического мышления,  ключевые слова, взаимообучение, синквейн (синквэйн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях).

Например, при изучении химических свойств металлов и неметаллов я использую прием “Синквэйн”. Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. На данном этапе приобретается важное умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Пример синквейна, составленного учениками 8 класса после изучения темы “Электролитическая диссоциация”:

Ионы;
Отрицательные, положительные, устойчивые;
Двигаются, взаимодействуют
Помогают понять свойства веществ
Заряженные частицы.

Пример синквейна, составленного учениками 10 класса после изучения темы “Спирты”:

Этанол
жидкий, наркотический
опьяняет, дезинфицирует, растворяет, горит
правильно применять его в быту
“огненная вода”
этиловый спирт
предельный одноатомный спирт

На стадии рефлексии возможен прием “Эссе”. Этот вид письменного задания применяется мною в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса: Что они узнали по пройденной теме?; Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Прием “Самоанализ” также может быть использован на стадии рефлексии. Тренинг навыков рефлексии собственных состояний “знаю - не знаю”. Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания содержащие конкретный позитивный смысл – “знаю уверенно”, “надо повторить” как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что ученик уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику, если сравнить с классической формулировкой “знаю”, “не знаю”.

Приём “Ключевые слова” состоит в следующем: На основе данных слов составить рассказ - предположение или рассказ - подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова.

Возможен приём “Взаимообучение”. Легче всего научиться, обучая других.

Возможно использование ромашки Блума. Вопросы по Блуму классифицируют на такие категории:  Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти;  Уточняющие вопросы – “насколько я понял....”, “правильно ли я Вас поняла, что...”; Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?); Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке; Творческие вопросы (прогноз) – “Как вы думаете, что произойдет дальше...?”; Практические вопросы – “Как мы можем...?” “Как поступили бы вы...?”.

Существует приём, который называется “Толстые” и “тонкие” вопросы. К толстым вопросам относят вопросы следующего содержания: Объясните почему? Почему вы думаете? Предположите, что будет если? В чём различие? Почему вы считаете? К тонким вопросам относятся вопросы: Кто? Что? Когда? Может? Мог ли? Было ли? Будет? Согласны ли вы? Верно ли?

Эффективно использование приёма “Мозговой штурм”. Сначала в свободной, непринужденной обстановке группа склонных к фантазированию людей — “генераторов” ищет идеи решения проблемы. Любая критика на этом этапе запрещена, приветствуются любые идеи, в том числе и заведомо нереальные, шуточные, фантастические. Затем список высказанных идей изучает другая группа — эксперты, в которую включают людей с критическим, аналитическим складом ума. Возможно рассмотрение следующей темы: Уже полтора тысячелетия стоит на одной из площадей Дели железная колонна высотой около 8 метров, диаметром 65 сантиметров, массой 6,5 тонн. И, несмотря на жаркий и влажный климат Индии, не ней нет ни единого ржавого пятнышка. Как можно объяснить с точки зрения химика это уникальное явление? В результате обсуждений и размышлений можно прийти к следующей версии: Это объясняется тем, что колонна сделана из чистого железа. А чистое железо не ржавеет. Сейчас лишь немногие крупнейшие металлургические лаборатории мира могут получить граммы железа такой чистоты. Как это удалось древним индийским металлургам?! Возможно это метеоритное железо.

Таким образом, технология развития критического мышления обеспечивает более глубокое и более полное усвоение учебного материала по химии. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретённых знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Эта технология развивает мыслительные навыки, делает образование личностно-ориентированным, связывает обучение с жизнью.

Список литературы/

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПБ, 2003.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Москва, 2013.
  3. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. Статья. Журнал “Химия в школе” №6, 2011.
  4. Гражданское образование. Учебно-методическое пособие. СПБ, 2003.
  5. Халперн, Д. Психология критического мышления. Питер, 2000.