Использование дидактических материалов системы Марии Монтессори при обучении школьников английскому языку на начальном этапе (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Внеклассная работа


“Помоги мне сделать это самому”.

Одной из основных компетенций современного школьника является готовность и способность обучаться самостоятельно. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для формирования данной компетенции, т.е. обеспечить практико­ориентированную основу организации образовательной деятельности.

В период от 6 до 9 лет ребенок становится на позицию исследователя по отнощению к окружающему миру. Происходит ориентация на мир посредством собственной деятельности, он готов к решению проблемных задач, способен интегрировать, сопоставлять и дифференцировать.

Важно создать такую развивающую среду в рамках классного кабинета, которая максимально способствовала бы развитию самостоятельности в использовании практических действий при решении задач в изучении языка. Одним из основных аспектов развивающей среды является наличие разнообразных разно уровневых обучающих материалов. На мой взгляд, Монтессори - материалы или их аналоги, изготовленные своими руками, отлично дополнят обучение английскому языку на начальном этапе по существующим современным УМК, а также могут послужить неоценимым помощником при организации внеурочной деятельности по предмету “Иностранный язык”.

Еще до того, как ребенок учится непосредственно чтению, в том числе чтению на английском языке, “мышление его становится способным сопоставлять одни предметы с другими предметами, предметы с картинками, картинки с картинками, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. То есть, ребенок читает интуитивно”. [2]

Согласно методу Монтессори ребенок сначала распознает звуки, затем ощупывая шершавые буквы, заучивает их, а затем в упражнениях с подвижным алфавитом объединяет звук и букву. Работая с дидактическим материалом, дети обучаются различным видам речевой деятельности одновременно: чтению и письму, пониманию звучащей английской речи, без лишних усилий овладевают большим количеством новых слов, фраз, и как следствие продуцируют это в своей речи.

Итак, на первом этапе обучения учим ребенка распознавать звуки, произносить их и соотносить их с транскрипционными знаками. Для этого используем разнообразные упражнения. Например, “Волшебный мешочек”, в котором находятся различные игрушки, предметы, в названиях которых имеются нужные звуки. (каждый раз не более 6). Первоначально учитель достает игрушку, произносит звук, название и подносит ее к соответствующему транскрипционному знаку. Ребенок повторяет звук и слово целиком. Далее ребенок делает это самостоятельно. В качестве самоконтроля на оборотной стороне транскрипционного знака - соответствующая картинка.

Как вариант “Волшебный домик”, на котором изображен соответствующий транскрипционный знак, а внутри предметы или картинки, в названиях которых встречается данный звук.

Для обучения соотнесению звуков и их графических образов можно использовать групповую игру “Бинго”.

Шершавые буквы. (таблички, на которых наклеены шершавые заглавные и прописные буквы алфавита). В основе упражнений с шершавыми буквами лежит попытка скоординировать зрительные, тактильные и моторные ощущения. Ребенок видит букву и ощупывает ее двумя пальцами (средним и указательным), будто пишет ее. В конце обводки учитель называет ее. Таким образом, задействованы три канала восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический. Последний, как известно, является наиболее ценным для запоминания изучаемого материала на долгое время. Связь зрительных и звуковых ощущений важна для формирования грамотности речи.

Рисунок 1

Возможны различные упражнения с Шершавыми буквами как в группе детей, так и в индивидуальном порядке.

Игра “Узнай букву”. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза. Он ощупывает буквы и называет их, а также каким звукам они соответствуют. Контроль осуществляет учитель или другие дети.

Карточки интуитивного чтения. Интуитивное чтение целыми словами.

Материал. Несколько тематических наборов карточек с подписанными картинками, и карточки, на которых стоят только названия этих предметов. Подписи на карточках с картинками лучше сделать с оборотной стороны для осуществления самоконтроля.

Цели. Прямая: объединить подписанные картинки с соответствующими словами, напечатанными на карточках. Косвенная: расширение словарного запаса, подготовка к осмысленному чтению, развитие образного и языкового мышления, памяти.

Также можно организовать целый ряд упражнений с предметами и подписями к ним. Например, карточки с надписями предметов из окружающей среды. Цель прямая: разложить карточки к предметам, находящимся в комнате, предварительно прочитав вслух, что на них написано. Здесь же целесообразны игры “What is missing?” “Put in the order” и т.п.

Подвижный алфавит. Цель работы детей с этим материалом – соотнесение звука и буквы и складывании букв на слух. Работа с подвижным алфавитом отлично развивает у ребенка фонематический слух и в дальнейшем избавит его от множества затруднений при письме.

Рисунок 2

Предложения-задания. По-настоящему осмысленное чтение – работа с заранее заготовленными карточками на которых написаны задания для детей. Слова в заданиях сначала очень простые и читаются так, как написаны. Например, “Stand up, please”, “Sit, please”,” Give me a ball”, “Is it a ball?” При этом хорошо если эти предложения относятся к разным коммуникативным типам предложения. Так обучающиеся учатся интонационно правильно произносить различные коммуникативные типы предложений. Со временем тексты на карточках можно усложнять.

“Волшебная шкатулка”. В шкатулке (коробке) находятся слова по определенной теме. Каждый ребенок выбирает два слова и пытается составить предложение с ними. Как вариант, можно предложить записать данные предложения. Данное упражнение хорошо использовать на уроке для отработки и повторения изучаемых по теме лексических единиц.

Варианты работы с материалом в группе.

“Дерево”. Каждый ребенок выбирает одно или два слова. Составляет предложение по определенной теме, проговаривает его и записывает на карточке в форме листа. Далее все вместе размещают получившиеся предложения на дереве сверху вниз в логической последовательности, сочиняя рассказ. Отдельные учащиеся читают получившийся рассказ.

“Сложи рассказ”. Коробка с несколькими отделениями. В каждом отделении полоски с отдельными строчками маленьких рассказов, из учебника (книги для чтения). Каждый рассказ, - на полосках одного цвета. Учебник (книга для чтения) с закладками для самостоятельного контроля над ошибками. Ребенок берет набор полосок одного цвета и раскладывает их перед собой в беспорядке. Затем прочитывает текст на каждой полоске, пытаясь понять его и сопоставить с остальными. Выстраивает полоску одну под другой так, чтобы получился связный рассказ. Затем проверяет правильность выполненной работы по тексту учебника (книги для чтения). Данное упражнение подходит и для работы в малых группах, где каждая группа составляет свой рассказ, выразительно прочитывает его. Эта форма работы позволяет задействовать каждого ученика, независимо от его способностей.

Рисунок 3

Также можно построить работу над диалогом или полилогом, разрезав его на отдельные реплики. Для облегчения задачи реплики каждого лица напечатать шрифтом разного цвета или на полосках разного цвета. Дети работают парами или в малых группах.

Располагают полоски с репликами в определенном порядке.

Читают диалог. Проверяют по ключу. (см. учебник)

Убирают по одной реплике после каждого прочтения; воспроизводят убранные реплики на память. И так пока не останется опор.

Очень важно, чтобы самостоятельную работу ребенка с любым дидактическим материалом предваряла его презентация. Возможно использование данных материалов и упражнений на любом уроке или этапе урока: в качестве “warm up activities”, формирования новых языковых знаний или коммуникативных умений, систематизации и закрепления имеющихся знаний, умений и навыков. Кроме того, возможны и различные формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная.

Использованная литература.

  1. Сорокова М.Г.Система М.Монтессори: Теория и практика:Учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений / Мария Геннадьевна Сорокова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005.- 384 с.
  2. Хилтунен Е.А. Уроки на карточках: Книга о воспитании в духе педагогики Марии Монтессори. – М.:Генезис, 2006.- 231 с.