Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


В условиях перехода к так называемой “Новой школе”, общей модернизации системы образования новые стандарты имеют крайне важное значение, так как они показывают принципиальное отличие новой школы от старой, направление ее развития.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать “архитектором и строителем” образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, призванных решать задачи быстрого и качественного обучения. Этому уделяется большое внимание в Государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения.

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях системно-деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.

Начало формирования универсальных учебных действий (УУД) у школьников предусматривается на младшей ступени обучения.

 Формирование универсальных учебных действий обеспечивает младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Формирования универсальных учебных действий включено в стандарт начального образования и нашло отражение в УМК серии “Forward” под редакцией М. В. Вербицкой, который открывает широкие возможности, обеспечивающие формирование УУД в изучении учащимися английского языка.

Основные виды универсальных учебных действий включают в себя:

  1. личностный;
  2. регулятивный;
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

Личностные УУД способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Например, при составлении визитной карточки дети испытывают потребность в том, чтобы сказать больше о себе, своем хобби, стимулируя себя тем самым к усвоению новых знаний (слов), понимая необходимость этого.

На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран, их флорой и фауной, и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. Например, после знакомства с животным миром тропических лесов учащимся предлагается работа над проектом о животных России, находящихся в опасности.([3] 2ч. стр. 69)

Кроме того, на этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей. Так дети оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

При постановке учебной задачи происходит соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Так изучая тему “Знакомство” учитель задает вопрос, о чем учащиеся могу спросить нового ученика: “ Скажите по-русски, какие еще можно задать вопросы. Сейчас мы этому научимся”.

Младшие школьники учатся определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прежде чем ответить на вопрос к тексту, ученик должен по названию текста (по картинкам) догадаться, о чем этот рассказ, рассмотреть рисунки, догадаться (когда у Бена день рождение), прочитать в парах, прочитать какую-то часть текста (письмо Бена), найти на рисунках (предметы, адрес Бена, его тети).

Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.

Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Например, выполнив задание на заполнение пропусков или выбор подходящих слов или структур, ученик слушает запись и проверяет свою работу. Работая в парах, дети контролируют друг друга (под контролем учителя). При чтении учебного текста одним учеником другие поднимают руку при обнаружении ошибки, допущенной читающим. Есть задания записать свою речь и сравнить с эталоном.

Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В учебниках М.В.Вербицкой для начальных классов после каждой четверти есть тестовые задания для самоконтроля. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка. При сличении с эталоном и обнаружении расхождения происходит коррекция. При этом ученик знает, где найти материал, чтобы исправить ошибку. В результате самоконтроля происходит выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Есть дети, которые болезненно реагируют на неудачу, ошибки. Наша задача научить детей справляться с этим, проявляя терпение и такт.

Познавательные УУД. Познавательные действия предполагают исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи (выделять основное в тексте, осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки, схемы).

Ученик учится самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели при описании картинки, используя новые слова, при выполнении задания указать на предмет, назвать этот предмет и спросить, какого он цвета.

Очень важно, чтобы ученик мог осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Задание на чтение “Дай инструкцию по уходу за хомячком своему другу” ([2] стр.41) предусматривает поиск инструкций в предложенном тексте. В начальной школе также происходит формирование навыков смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, например, в таких заданиях как прочитать диалог, чтобы отгадать на картинке, где, чья еда; прочитать и расположить предложения в правильном порядке; прочитать текст и определить верность утверждений, исправить неверное утверждение; прочитать письмо и показать на рисунках, о чем пишет его автор.

В аудировании ученики также обучаются извлечению необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров (“Слушай и показывай, про кого рассказывает Джил” [3] стр. 7) и определению основной и второстепенной информации (“Послушай, что любят Джон и Софи, и впиши нужные слова в таблицу” [4]).

На начальном этапе обучения у ученика формируются навыки моделирования, т.е. преобразования объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта (написать слово, используя его транскрипцию и наоборот), и преобразования модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

По окончании раздела ученики показывают, что они могут сказать, написать, прочитать на английском языке, какие задания им нравилось выполнять и почему, демонстрируя умение структурировать свои знания.

Дети приобретают навык осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме, например, при описании своей семьи по фотографии. Формируется навык самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (“Максим заполнил нашу анкету. Прочитай ее и обсуди с одноклассниками распорядок дня Максима, сравни со своим распорядком дня. Спроси о семье своего собеседника и расскажи о ней”).

Постановка, формулирование проблемы, выбор способа решения проблемы, исходя из цели коммуникации, как один из видов общеучебных действий формируется в таких заданиях как “Задайте собеседнику вопросы, чтобы как можно больше узнать о нем”. Ученик выбирает модель вопроса, чтобы получить нужную информацию.

Уже в начальной школе ученики приобретают навыки свободной ориентации и восприятие текстов официального и неофициального стилей (тема “Знакомство” [1] 1ч. стр. 52).

Рефлексия способов и условий действия,   контроль и  оценка процесса и результатов деятельности осуществляются, когда ученики на английском языке говорят, что они умеют (употребляя изученный словарь и грамматические структуры), подчеркивая свои успехи в изучении англ. языка, выражают отношение к своим успехам.

Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но, тем не менее, на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).

Анализировать учащиеся учатся при прохождении лексико-грамматического материала, выполняя такие упражнений в учебнике как

  • вставить недостающие слова,
  • вставить недостающие буквы,
  • завершить предложение,
  • заполнить таблицу,
  • догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.

Учащиеся проводят анализ объектов с целью выявления закономерности с последующим формулированием грамматического правила (подведение под понятия, выведение следствий). Так подбирая ответы к вопросам, они решают, на какие вопросы можно ответить одним словом, а на какие нужно дать развернутый ответ. Далее дают определение общего вопроса ([3] cтр. 27).

Синтезировать (составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты) ученики учатся, выполняя коммуникативные задачи монологической и диалогической речи. Ученикам предлагается расположить предложения в логической последовательности, чтобы получился рассказ или продолжить рассказ, глядя на картинку.

На уроках происходит формирование навыков обобщения, сравнения, сериации, классификации и выполнения действий по аналогии посредством выполнения заданий на определение звукобуквенных соответствий, сравнение английского речевого этикета с русским, соединение линиями соответствия (текст на аудирование: соединить слова с персонажем, который их произносит), выделение английских слов, которые можно узнать без перевода, послушать и найти их на постере и т.д.

Есть задания, которые включают в себя целый ряд последовательных действий для выполнения учебной задачи. Например, ученики должны прочитать текст о том, какие животные нравятся и не нравятся друзьям Веры, занести данные в таблицу и рассказать (обобщить информацию) об отношении друзей к животным. Затем происходит обобщение представления учеников об образовании отрицательной формы глагола ([1] 2ч. стр. 35)

В данном учебнике представлено множество заданий на выполнение действий по аналогии, которые очень важны на этапе формирования лексико-грамматических навыков и навыков устной речи.

Уже на начальном этапе обучения ученики обучаются установлению причинно-следственных связей (написать слова в 3 колонки, где первое слово в каждой колонке присутствует. Дети должны определить категорию слов в каждой колонке и продолжить перечень), построению логической цепи рассуждений (посмотреть на рисунок фермы, назвать животных, живущих дома и сказать, что они едят), учатся доказывать, приводя аргументы. Так прочитав песню о Красной Шапочке, которая ищет свою шапочку, ученики должны ответить, почему она не могла найти шапочку, грустная или веселая эта песня и какое слово дает им подсказку (“не люблю”, [1] 2ч. упр. 7 стр. 39).

Проектная деятельность открывает большие возможности в формировании и развитие различных универсальных учебных действий: постановка и решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способов решения проблем.

Изучив тему “Цвета”, ученики выполняют проектную работу, входе которой они должны формулировать проблему (как создать определенные цвета путем смешивания других цветов), предположить какой цвет получится при смешении определенных цветов, и проверяют свои предположения с помощью волчка, который изготавливают сами. При этом ученики активно демонстрируют структуру “ Красный и желтый дают оранжевый” и т.д.([1] проект на тему № 16 “Цвета”)

Вместе с тем, ученики самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера: можно создать волчок, а можно демонстрировать смешение цветов на постере.

Коммуникативные УУД (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других   людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми)

Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Парная и групповая работа на уроках английского языка - обычная практика, в процессе которой дети учатся определять цель, распределять функции каждого и способы осуществления коммуникативной задачи (“Узнайте, как чувствует ваш друг. Вежливо попросите друг у друга разрешения что-либо сделать” [3] стр.12.)

Существует много заданий по сбору информации на разную тему (сбор персональных данных, о пристрастиях в еде, в одежде и т.д., затем заполняют таблицу и перед классом сообщают о результатах опроса.) Таким образом, формируется навык постановки вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Не менее важной задачей учителя является обучить учащихся разрешению конфликтов ? выявлению, проблемы, поиску и оценке альтернативных способов разрешения конфликта, принятию решения и его реализации.

Для более успешной, эффективной реализации учебной деятельности необходимо учитывать симпатии и антипатии учеников, их общность интересов, увлечений. Именно в парных, групповых формах работы, в проектной деятельности ученики учатся общаться друг с другом, совместно решать коммуникативные задачи, избегая конфликтных ситуаций, или под руководством учителя находить способы разрешения конфликта.

Дети, работая в парах, контролируют, помогают, исправляют друг друга, например, при составлении монологического высказывания по теме или работая со словарем.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации развивается в процессе выполнения упражнений по составлению предложений, вопросов, диалогов, монологических высказываний по аналогии с образцом.

Ученики строят монологическую, диалогическую речь, опираясь на учебный текст в начале каждого раздела, который является эталоном высказывания, на упражнения подстановочного характера и т.д. (“Нарисуйте ваших домашних животных. Опишите их. Расскажите об их “талантах”. Поделитесь друг с другом правилами ухода за ними” [3] стр 45).

В ходе работы по УМК серии “Forward” под редакцией М. В. Вербицкой стало очевидным, что он действительно соответствует требованиям, предъявляемым новыми образовательными стандартами. Сформированные универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) позволяют успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют  и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни.

Кроме того, в предложенном УМК учтены возможности работы в разноуровневых классах, даны предложения по осуществлению дифференцированного подхода. Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка. С помощью предложенных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Список литературы.

  1. Вербицкая М.В., Учебник “Forward” 2 класс , 1 ч.- 2 ч., Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011.
  2. Вербицкая М.В., Рабочая тетрадь к УМК “Forward” 2 класс, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011.
  3. Вербицкая М.В., Учебник “Forward” 3 класс , 1 ч.- 2 ч., Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011.
  4. Вербицкая М.В., Рабочая тетрадь к УМК “Forward” 3 класс, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011.
  5. Вербицкая М.В., Учебник “Forward” 4 класс , 1 ч. - 2 ч., Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011.
  6. Вербицкая М.В., Рабочая тетрадь к УМК “Forward” 4 класс, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011.
  7. Вербицкая М.В., Программа “Forward Английский язык 2-4 классы”, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2012.