Электронный альбом "Герои великих сражений глазами художников-баталистов"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель цикла занятий ознакомить учащихся с историей развития батального жанра в живописи, графике и других видах изобразительного искусства

Задачи:

  • Рассмотреть основные особенности батального жанра и его отличия от исторического, бытового жанров
  • Рассмотреть сцены боевых действий как основу художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра
  • Познакомить с выдающимися мастерами батального жанра в отечественном и зарубежном изобразительном искусстве

Планируемые результаты:

В ходе проекта у кадет совершенствуются познавательные и организационные способности, коммуникативные умения, развиваются навыки работы с печатными изданиями и электронными носителями: поиск необходимой информации в сети Интернет, скачивание, копирование, удаление, работа с MS Word, создание слайдов презентации, озвучивание слайдов презентации. Развивается художественный и эстетический вкус, чувство патриотизма и гражданственности.

Осознание значимости совместной работы, развитие учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Развитие памяти, речи, увеличение словарного запаса.

Созданный электронный альбом может использоваться в качестве обучающего и развивающего пособия на таких уроках, как: мировая художественная культура, история, литература, изобразительное искусство, а также во внеурочной деятельности кадет.

Конспект занятий

Ведущий 1:

Батальный жанр (от франц. bataille - битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальный жанр с историческим жанром. Сцены повседневной жизни армии и флота, встречающиеся в произведениях батального жанра, перекликаются с бытовым жанром. Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств. В XX в., в эпоху разрушительных мировых войн, с батальным жанром, историческим и бытовым жанрами тесно смыкаются произведения, отражающие жестокость империалистических войн, неисчислимые страдания народов, их готовность к борьбе за свободу.

Ведущий 2:

Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах). В средние века сражения изображали в европейских и восточных книжных миниатюрах ("Лицевой летописный свод", Москва, XVI в.), иногда на иконах; известны и изображения на тканях ("Ковёр из Байё" со сценами завоевания нормандскими феодалами Англии); многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Кампучии, индийских росписях, японской живописи. В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии, изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро Делла Франческа. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картинах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва при Ангьяри"), показавшего яростное ожесточение схватки, и Микеланджело ("Битва при Кашине"), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Тициан (так называемая "Битва при Кадоре") ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто - неисчислимые массы воинов ("Битва при Заре"). В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом ("Сдача Бреды"), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса.

ВИЗУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ ЦИКЛА “ГЕРОИ ВЕЛИКИХ СРАЖЕНИЙ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ БАТАЛИСТОВ”

Слайды №6-№14

ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ТВОРЧЕСТВУ ЖИВОПИСЦА, БАТАЛИСТА ИВАНА КОНСТАНТИНОВИЧА АЙВАЗОВСКОГО

Ведущий 1:

Слайд №16 - №19

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

 Всемирно известный российский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.

Многочисленными батальными полотнами И.К. Айвазовский прославил героев-моряков, отважно защищавших свое Отечество. Его творчество помогает хранить память о славных боевых традициях военно-морского флота. 

Совершенно особое место в искусстве Айвазовского занимает Севастопольская эпопея.

А сейчас вашему вниманию мы представляем викторину: по материалам “Во славу Отечества. Герои, сражения, победы”

Слайды №20-№26

ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ГЕРОЯМ, СРАЖЕНИЯМ, ПОБЕДАМ

Ведущий 2:

Славу Отечеству российскому его армия добывала в боях и сражениях. Произведения из коллекции Русского музея позволяют зрителю познакомиться с событиями древней истории и образами легендарных героев, богатырей Древней Руси, созданными художниками А.И. Ивановым и Г.И. Угрюмовым, В.М. Васнецовым и Н.К. Рерихом, М.А. Врубелем и М.И. Авиловым. Двум драматическим событиям русской истории посвятил свои монументальные полотна В.И. Суриков: решающей битве дружины Ермака с многочисленными полчищами хана Кучума в Сибири и знаменитому переходу А.В. Суворова через Швейцарские Альпы.

Войны, которые вела Россия, по существу были собиранием русских земель, укреплением ее границ от набегов врагов или отстаиванием государственной независимости. Северную войну (1700?1721), ставшую своего рода кульминацией постоянного противоборства России и Швеции за Прибалтику и выход к морю, отразили в своих произведениях многие художники: Ф.Г. Мюллер, О.В. Калашников, А.Ф. Зубов, И.Г. Таннауер, А.Е. Коцебу, И.К. Айвазовский и др.

Слайд №27-№33

Ведущий №1:

Слайд №34

Иванов М.М. Российская эскадра под командованием вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова, идущая Константинопольским проливом 8 сентября 1798 года. 1799

Русский музей

Российская эскадра вышла в Средиземноморский поход (1798-1800) из Севастополя и 4 сентября прибыла в Константинополь, откуда направилась в Дарданеллы для соединения с турецкой эскадрой и совместных военных действий против Франции в Эгейском архипелаге и Средиземном море. Мощь и уверенность в победе чувствуется в строе красавцев-фрегатов, плавно огибающих город. Ветер надувает паруса, низко нависают тучи. За это произведение Павел I удостоил художника золотой табакеркой.

Иванов Михаил Матвеевич (1748-1823) 
Автор пейзажей, батальных и бытовых сцен. 

Родился в Петербурге. Учился с 1762 по 1770 год в Академии художеств. Закончил учебное заведение с золотой медалью за выпускную программу, званием классного художника первой степени и правом на пенсионерскую поездку за границу. Во Франции и Италии побывал с 1770 по 1779 год. В 1780 году сопровождает всемогущего фельдмаршала Г.А.Потемкина в походах по южным окраинам империи, делает много эскизов и акварелей. В 1785 году за серию видов Крыма и Царского Села художнику присуждают звание академика. С 1792 он является смотрителем коллекции рисунков императрицы Екатерины II в Эрмитаже. В 1799 становится советником Академии художеств, а в следующем — членом Совета Академии. С 1800 года начинает преподавательскую деятельность: в должности профессора он возглавляет класс батальной живописи. Свою большую склонность к пейзажу реализует как преподаватель в 1804 году — начинает руководить классом ландшафтной живописи.

Слайд №35

Айвазовский И.К. Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846

Русский музей

18 мая 1846 в Феодосии состоялась выставка, на которой была представлена картина "Севастополь перед полуднем во время высочайшего туда приезда”. Написана в период с января по май 1846 в Крыму.

Судя по тому, что в центре полотна изображена яхта с поднятыми императорским штандартом, на берегу толпится приветствующий императора народ, а перед яхтой выстроились в парадном порядке корабли Черноморского флота, картина, принадлежащая ГРМ, и есть та, которая была заказана художнику Николаем I.

Айвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же) 

Живописец-маринист. Почетный член Императорской Академии художеств с 1887, профессор.

Член Римской Академии Св. Луки, Флорентийской, Амстердамской и Штутгартской академий художеств.

Кавалер ордена Почетного легиона. Член Русского географического общества.

Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833). В 1838–1840 – пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844).

Живописец Главного морского штаба. В 1845 совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф.П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского).

Сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Написал около 6000 картин. Автор морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты. 

Слайд №36:

Сражение при Бородине 26 августа 1812 года. Середина XIX века

Русский музей

С оригинала П. Гесса

В начале XIX века широкое распространение получили эстампы с изображениями различных эпизодов Отечественной войны 1812-1814 гг. Значительная их часть была посвящена Бородинскому сражению.

В центре композиции – момент ранения генерала П.И.Багратиона, командующего левым флангом русских позиций, которые встретили главный удар наполеоновских войск. Это произошло около полудня у деревни Семеновское.

Бородинское сражение – крупнейшая битва Отечественной войны 1812 года, одно из самых кровопролитных сражений XIX века. Оно состоялось 26 – 27 августа (7-8 сентября по нов. ст.) в 125 км к западу от Москвы у села Бородино. В ожесточенной схватке сошлись русская армия под командованием генерала от инфантерии М.И. Голенищева-Кутузова и Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта. В этой битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях. В течение шести часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – пало свыше 38 тысяч русских воинов и 58 тысяч французских. “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”, – такую высокую оценку русскому воинству дал М.И. Кутузов. Император Наполеон Бонапарт позже вспоминал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми”.

Ведущий №2:

Слайд № 37:

Суриков В.И. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

Русский музей

В истории беспримерного похода под командованием А.В. Суворова по Швейцарским Альпам, когда Россия в союзе с Австрией вела войну против Франции, Суриков выбрал один из самых драматических моментов: переход через хребет Паникс. Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова: цветовая гамма меняется с теплой на холодную, формат — с горизонтального на вертикальный, композиционный принцип — фрагментарность вместо уравновешенности. Суриков не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, в которых он писал этюды для картины, но и передает драматический смысл происходящего. Переход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине "упоение в бою". Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная. “Покорные слову полководца, идут”, — объяснял свой замысел художник. Ему удалось показать в картине единый порыв, который охватывает массы людей в ответ на призыв полководца, заставляя воинов совершать чудеса храбрости. 
Конец XVIII века в русской истории отмечен появлением двух важных деятелей, мальтийских рыцарей – полководца А.В. Суворова и императора Павла I. Известно, что в 1799 Павел I в знак уважения к заслугам полководца повелел установить прижизненный памятник Суворову. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены, и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Итало-швейцарский поход - вершина полководческой деятельности Суворова. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. По пути из Праги Суворов узнал, что торжественной встречи победителя не будет и даже въехать в столицу днем ему будет запрещено. В дорожном возке, а не в парадной карете под покровом сумерек он прибыл в Петербург, ему запретили посещать Зимний дворец, имя его исчезло со страниц газет, он был лишен своих любимых адъютантов. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. Современные биографы до сих пор ищут причины произошедших разногласий между двумя великими людьми.

Слайд №38:

Дейнека А.А. Оборона Севастополя. 1942

Русский музей

Импульсом к созданию картины "Оборона Севастополя" послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. Замысел картины родился у художника при осмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны. Дейнека остро почувствовал любовь к городу, к его жителям и морякам, защищавшим любимый город, и непримиримую ненависть к врагам, разрушившим его. В основу композиции была положена яростная схватка, противопоставление человеческих устремлений, в отдельном эпизоде была сфокусирована основная идея борьбы за Отечество. Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе. Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей. Ему пришлось пригласить знакомую спортсменку для позирования, так как сильной мужской модели в Москве было не отыскать — все ушли на фронт. Своей "Обороной Севастополя" Дейнека вписал страницу в историю мировой батальной живописи.

Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва) 

Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в харьковском ХУ, на полиграфическом факультете. Член-учредитель объединений ОСТ, “Октябрь”. Руководил секцией ИЗО. В 1930–1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН, профессор. Член президиума, вице-президент АХ СССР, академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР. 

Слайд №39:

Мыльников А.А. Клятва балтийцев. 1946

Русский музей

Дипломная картина "Клятва балтийцев" открывает творческий путь живописца, графика, монументалиста Мыльникова. Полотно предваряло мозаику для пантеона героев-балтийцев (к сожалению, осталась неосуществленной). Это редкое по своей трагедийности (особенно для той поры) произведение поныне остается значительной вехой не только для его автора. Крупные темные силуэты матросов, ассиметрично расположенные на фоне моря и пасмурного неба, прорезавшегося у горизонта светлой заметной полосой, возвышаются подобно монументу. В живой стене балтийцев — огромная внутренняя энергия, выраженная и в облике людей, и в нарастающем вверх движении. Во всем ощутим масштаб подвига сдержавших свою клятву. Здесь, в сущности, — образ-реквием. Созданное на основе недавних событий, произведение емко воплощает историческую и художественную достоверность, поражает масштабом творческого обобщения. По словам поэта-фронтовика М. А. Дудина, картина "воспринималась как памятник поколению, остановившему темную реку смерти, она воспринималась как разговор о будущем...".

Мыльников Андрей Андреевич 
1919, Покровск – 2012, Санкт-Петербург 

Живописец, график, монументалист. учился на архитектурном факультете, на живописном факультете. Преподавал в ИЖСА им. И. Е. Репина, руководил мастерской монументальной живописи. Профессор, действительный член АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии за картину "На мирных полях".

Слайд №40:

Самохвалов А.Н. Сталинградцы. 1947

Русский музей

Самохвалов писал о картине: “...Идет бой ...за каждый дом Сталинграда. Бойцы обосновались в одной из комнат. Взрывной волной отброшен внутрь комнаты тяжелый занавес... Бойцы осыпают пулеметными очередями врага, который внизу”.

Самохвалов Александр Николаевич (1894, Бежецк Тверской губернии — 1971, Ленинград)

Живописец, график, художник театра, иллюстратор, плакатист, скульптор, архитектор и писатель; автор жанровых картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. Учился в Бежецком реальном училище, на архитектурном факультете. Участник выставок с 1917. Преподавал в ЛВХПУ. Заслуженный деятель искусств РСФСР. С 1925 участник международных выставок.

Ведущий №1:

Слайд № 41

Моисеенко Е.Е. Победа. 1970–1972

Русский музей

Из цикла "Годы боевые"

Моисеенко Евсей Евсеевич (1916, д. Уваровичи Гомельского уезда – 1988, Ленинград) 

Живописец, график. 

Родился в деревне Уваровичи Гомельского уезда, Белоруссия. Учился в Московском художественно-промышленном училище им. М.И. Калинина, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультете живописи. Преподавал в том же институте, руководил персональной мастерской живописи. Профессор.

Слайды № 42-№ 48:

В заключение предлагается кадетам выполнить творческое задание по материалам электронного альбома:

Литература.

  1. Кукрыниксы. Графика военных лет. - М.: Изобразительное искусство, 1984.
  2. Беседа с мастером. // Художник. – 1989. -№2.- С.7-14. (Ю.М. Непринцев).
  3. Великая Отечественная война в произведениях советских художников. / Сост. А.А. Юферов. Альбом. - М.,1995.
  4. Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты – фронту. – М.: Искусство, 1985.
  5. Салтанова Н.Г. “И кисть с врагом сражалась”. //Читаем, учимся, играем. – 2005. - №7.
  6. Айвазовский. Документы и материалы. Ереван, 1967, с.328.
  7. http://www.virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/otechestvo.