The art of teaching is the art of assisting discovery.
Mark Van Doren
Сегодня учителю в условиях реализации ФГОС НОО и ООО приходится решать проблемы, направленные на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Обратимся к примерной основной образовательной программе основного общего образования, согласно которой учитель уже в 5 классе решает вопросы активизации интеллектуальной деятельности учащихся. Обучающиеся должны научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности, умению осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осуществлять сравнение и классификацию, объяснять явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. В тоже время ученик должен получить возможность научиться ставить проблему, аргументировать ее актуальность и организовывать мини-исследование.
В разделе Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности ставятся задачи овладения учащимися умениями планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя приемы, адекватные исследуемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования.
Реализация этих задач требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В связи с этим исследовательская деятельность рассматривается как одно из направлений модернизации современного образования. Уже в младших классах закладываются основы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Это трудный и вместе с тем интересный и увлекательный процесс. Обучающиеся с большим энтузиазмом и вдохновением учатся планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя приемы, адекватные исследуемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Ситуация успеха, создаваемая на уроке или внеклассном занятии способствует осознанию у маленьких исследователей того, что они могут разрешить поставленную перед ними задачу и достичь цели. При этом мне, как учителю, наставнику, руководителю радостно видеть, как мои ученики находят самостоятельно ответы на волнующие их вопросы. И только потом, анализируя весь процесс, я понимаю, что реализации учебного проекта, мини-исследования или исследовательской работы способствовали те приемы и методы, которые объяснялись, отрабатывались и закреплялись на уроке. Конечно, использование догадки, озарения, проявления интуиции со стороны обучающихся заслуживают особого поощрения и похвалы. Ведь с педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Исследовательский опыт – вот что самое важное здесь. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Считаю, что учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе, так как она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности наших учеников.
Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Рассмотрим алгоритм хода исследования. Здесь мы можем говорить о принятых в науке традициях: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
В ходе исследования моя роль как учителя значительно изменяется. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. В своей практике, прежде чем перейти к исследованию, я использую проблемное обучение и исследовательские игры, где от учащихся требуется выбрать, исключить, отобрать, проследить закономерность или установить логический ряд или цепочку. В исследовании широко применяется такой прием как социологический опрос для получения информации. Поэтому на уроках довольно часто использую интервью в разных формах: на младшем этапе учащиеся получают готовые вопросы, которые используют в своем интервью, чтобы получить ту или иную информацию. На среднем и старшем этапе они могут сами подбирать и составлять вопросы в зависимости от той задачи, которую им предстоит решить в исследовании и какие данные им будут необходимы для дальнейшей обработки, обобщения и выводов.
Рассмотрим алгоритм хода исследования, где отражены тема исследования, вид, содержание работы, цель и средства достижения. В теме должна быть отражена проблема, над которой будем работать, вид – в какой форме будет представлена наша исследовательская работа, содержание необходимо обозначить, чтобы определить задачи исследования, цель-то, к чему будем стремиться, средства достижения – как будем достигать цели.
Алгоритм хода исследования
1. Постановка проблемы;
2. Изучение теории, посвященной данной проблематике;
3. Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
5. Научный комментарий;
6. Собственные выводы.
Отправной точкой исследования является формирование рабочей гипотезы. Гипотеза это предположение, тезис в форме утверждения, предположительно решения проблемы. Гипотеза выдвигается с целью объяснить факты или явления, которые характеризуют или определяют предмет исследования. Именно гипотеза подтверждает или опровергает факты исследования. Как правило, ее помогает формулировать учитель, который является руководителем работы у конкретного ученика. В процессе исследования необходимо доказать нашу гипотезу или предположение. Приведенная ниже таблица содержит предлагаемую тему, содержание, цели и методы исследования, но отсутствует гипотеза. Наша задача помочь учащимся, которые будут вести это исследование, сформулировать рабочую гипотезу, опираясь на уже определенные данные. Варианты внизу таблицы помогут вам.
Выбор гипотезы
| Тема исследовательской работы | Содержание | Цель | Средства достижения | Гипотеза |
| Национальные стереотипы британцев и россиян | Характер, традиции, манеры, привычки, праздники англичан, американцев, русских |
Изучить национальные стереотипы англичан и сравнить их со стереотипами русских людей | Изучение и анализ научной литературы, анкетирование, социологический опрос, сравнительный анализ. | ? |
Варианты гипотезы данной работы:
1. Сколько людей, столько мнений, сколько национальностей, столько образов жизни.
2. Глубокое знание вопроса национальных стереотипов – залог положительного общения представителей разных национальностей.
3. Понимание различий и сходств в культуре своей страны и других стран, способность ладить с людьми других культур, языков и религий – необходимые условия, которые помогают нормально жить в поликультурном обществе.
Когда гипотеза сформулирована, мы возвращаемся к рабочему названию нашей работы и меняем его, уже опираясь на то ключевое положение (гипотезу), которое будем доказывать в ходе ведения работы.
В нашей школе в рамках филологической секции работает группа Исследование. Здесь действуют различные направления, что способствует созданию условий для максимальной реализации способностей и возможностей учащихся, способствует общению и обмену мнениями по интересующим вопросам и помогает обучающимся в их интеллектуальном и личностном росте. Каждый год в школе проходят конференции, где учащиеся представляют свои исследовательские работы. Нестандартность темы, трудолюбие и энтузиазм учащихся, хорошее качество проведенного исследования позволили выполнить работы, которые были одобрены ученым советом и заняли призовые места на районных и региональных научно-практических конференциях. Так, например, исследовательские работы наших юных исследователей опубликованы на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” в разделах “Лингвистика”, “Научно-исследовательские работы”, “Информационные технологии”, “Учебный проект”, “В помощь учителю”. Наши юные исследователи принимают участие в исследовательских и научно-практических конференциях “Открытие”, “Шаг в будущее” и имеют дипломы за лучшие достижения в области исследования.
Итак, в заключение необходимо подчеркнуть следующее, что в результате ведения исследования обучающиеся приобретают следующие умения: работать с первоисточниками, наблюдать явления, факты, объяснять и сопоставлять их, видеть противоречия, формулировать гипотезу, проводить сравнение или эксперимент, отстаивать свою точку зрения, обобщать материал в виде текста, оформлять собранный материал, проявлять мастерство во время презентации своего исследования.
В результате сопровождения учащихся в исследовательской работе учитель решает следующие задачи: привитие ученику исследовательских навыков, развитие личности исследователя и помощь в его самоопределении, повышение мотивации в изучении предмета, развитие языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций.
Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности школьника к тому или иному предмету, а также подводит его к открытию собственных способностей и возможностей. Исследовательская работа с учащимися это нелегкий и кропотливый труд, но в тоже время очень интересный и увлекательный.
When I transfer my knowledge, I teach.
When I transfer my beliefs, I indoctrinate.