Образовательная область: “Познавательное развитие”
Интеграция образовательных областей: “Художественно-эстетическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
1) Образовательные:
- знакомство с образованием числа 5 и с цифрой 5.
- формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки счета в пределах 4.
- продолжать учить классифицировать предметы по форме, цвету, величине; различать геометрические фигуры;
- закрепить представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь.
2) Развивающие:
- развивать внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление;
3) Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания и желание помочь героям сказки.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: фланелеграф, макет теремока, мышка, лягушка, зайчик, лиса, медведь, цифры от 1 до 5, картинки с временами суток (утро – день – вечер – ночь)
- Раздаточный материал: геометрические фигуры из картона на каждого ребенка, геометрические наборы, карточки с изображением цифр.
Ход ООД
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Входят дети.
Вос-ль: Как много к нам пришло гостей, скажите здравствуйте скорей.
Вос-ль: Ребята проходите и садитесь на свои места.
Вос-ль: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: да.
Вос-ль: Тогда я вам сегодня приглашаю в сказку, а в какую вы поймете после того как отгадаете загадку:
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нём
Самым разным жителям.
Не висит на нём замок.
Этот домик – ...
Дети: (Теремок)
Вос-ль: Вы догадались, что это за сказка?
Дети: теремок.
Вос-ль: Правильно мы с вами отправимся в сказку, которая называется “Теремок”. Сегодня я вам предлагаю стать сказочниками. Ребята только вот беда теремок у нас волшебный, он свои двери просто так не откроет, нам нужно вспомнить сказку и помочь зверям выполнить очень интересные задания, вы согласны?
Дети: да.
Вос-ль: Хорошо.
Итак, сказка начинается.
2. Поисковый этап.
Теремок откроет свои двери в том случае, если дети помогут зверям выполнить задания.
План решения проблемы:
- Помочь, мышке, назвать все части суток и отгадать загадки.
- Помочь, лягушке, собрать бусы, из геометрических фигур.
- Поиграть с зайчиком. Физкультминутка “Зайчики”.
- Помочь, лисе, выложить числовой ряд от 1 до 4.
- Знакомство с образование числа 5 и цифры 5.
3. Практический этап.
Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок, не высок.
Мышка по полю бежала,
И наш домик увидала.
Постучала в дверь она,
В теремочке тишина.
Дверь закрыта, вот беда!
Помогите детвора!
Вос-ль: Чтобы мышка в дом попала, надо выполнить заданье. Вы ребята не зевайте, и заданье выполняйте.
- Назовите все части суток, начиная с утра.
- Сколько их всего?
- Посчитайте. (Вос-ль выставляет картинки время суток, дети считают)
- Молодцы, а теперь буду загадывать загадки про время суток, а вы попробуйте отгадать их и найти картинку соответствующую этому времени суток, хорошо?
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный... (вечер)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется... (ночь)
Вос-ль: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
Теремочек дверь открыл,
Мышку жить к себе впустил.
Стала мышка поживать,
Песни петь и танцевать.
- Сколько зверей живет в теремке?
Дети: одна мышка.
Вос-ль: Аня найди и покажи цифру 1.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки
— Пока лягушка скакала, бусы рассыпала. Плачет бедная: “- Ква! Ква! Помогите, детвора!”.
- Ну что, ребята, поможем лягушке? Проходите к столу, занимайте свои места. Посмотрите на тарелочках лежат фигуры, что это за фигуры? Как они называются?
Дети: Круг, квадрат, прямоугольник. Геометрические фигуры.
Вос-ль: Молодцы! И вот такие листочки с ниточками, положите эти листочки перед собой и на эти ниточки мы будем выкладывать бусы для лягушки, вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на ниточке (дети выкладывают бусы, после чего сравнивают с образцом, слева на право).
- У всех получилось правильно? Ну что ж с этим заданием вы справились молодцы.
Теремочек дверь открыл,
Лягушку жить к себе впустил.
Стала лягушка с мышкой жить
Песни петь и не тужить.
- Сколько теперь зверей в теремке?
Дети: Два.
Вос-ль: Миша найди и покажи цифру 2.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Вдруг из леса на полянку,
Прибежал ушастый зайка!
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
Поиграть с собой зовёт.
Вос-ль: ребята поиграем с зайкой?
Физкультминутка
“Зайчики”
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись. (Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)
Вос-ль: молодцы хорошо отдохнули, проходите на свои места, а зайчик поскакал к теремку, звери его впустили, и стали они жить пожевать.
- Сколько зверей в теремке?
Дети: три зверя.
Вос-ль: Хорошо. Артем найди и покажи цифру 3.
Молодцы, а сказка продолжается.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Вот лиса идёт по лесу.
Что за домик, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
- Но, что бы лисичка попала в теремок, нам нужно выполнить следующее задание. Итак, проходите за столы. Ребята посмотрите перед вами лежат цифры, выложите каждый у себя на наборном полотне числовой ряд от 1 до 4 из этих цифр. Раз, два, три к заданию приступи. (Дети выполняют задание)
А теперь проверим, что у вас получилось. Молодцы!
- Варя, какое число спрятано между числами 2 и 4?
- Максим, назови соседей числа 2?
- Аня, какое число стоит последним в нашем числовом ряду?
- Полина, какое число стоит первым в нашем числовом ряду?
- Артем, назови соседей числа 3?
- Миша, какое число спряталось между числами 1 и 3?
- Лиза, какое число идет за числом 3?
- Сева, какое число стоит перед числом 4?
- Молодцы!
Вы справились с заданием
В теремочке потеснились,
И все звери поместились.
Сколько теперь зверей живет в теремке?
Дети: четыре.
Вос-ль: Молодцы. Варя найди и покажи цифру 4.
А сказка продолжается.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
На полянке теремок,
Не весит на нем замок
Звери разные живут
Мишку в гости не зовут
Рассердился наш медведь
И давай себе реветь: “Вы пустите меня в теремок!”
Вос-ль: Ребята давайте посчитаем, сколько зверей в теремке.
Дети: считают.
Вос-ль: А к теремку пришел медведь, сколько стало зверей больше или меньше?
Дети: больше.
Вос-ль: На сколько больше?
Дети: на один.
Вос-ль: почему?
Дети: потому что добавили 1.
Вос-ль: Давайте, посчитаем сколько стало зверей?
Дети: 1,2,3,4,5.
Вос-ль: А как вы получили 5?
Дети: к 4 прибавили 1.
Вос-ль: А теперь количество зверей обозначим цифрой. (Демонстрация цифры 5).
Вос-ль: вот так выглядит цифра 5, а в числовом ряду она стоит после цифры 4. А чтобы вы лучше запомнили цифру 5, мы с вами выполним задание.
За столы сейчас пройдем,
Цифру 5 мы в миг найдем. (Дети проходят за столы с заданием).
Вос-ль: Ребята, чтобы наши пальчики стали послушными и надо их размять, и так приготовили ручки.
Пальчиковая гимнастика.
“Дружба”
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Перед вами вот такие карточки с цифрами, (демонстрация карточки)
Вам нужно цифру 5 найти
И кружочком обвести. (Дети выполняют задание)
Вос-ль: Молодцы, ребята, вы справились с этим занятием проходите на коврик. (Дети стоят кругом с воспитателем)
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Вос-ль: Итак, ребята наше путешествие подошло к концу.
Ребята, а давайте вспомним как мы помогли мышке попасть в теремок?
Дети: Вспомнили части суток и отгадали загадки.
Вос-ль: А лягушке как мы помогли?
Дети: Собрали бусы из геометрических фигур.
Вос-ль: Ребята, а что мы делали вмести с зайчиком?
Дети: Играли.
Вос-ль: Ребята, а кому мы ещё помогали в нашей сказке?
Дети: Лисе.
Вос-ль: А как мы помогали лисе?
Дети: Выкладывали цифры от 1 до 4.
Вос-ль: Ребята, а кто пришел последний к теремку?
Дети: Медведь.
Вос-ль: Какой он был по счету?
Дети: Пятый.
Вос-ль: Дети, а с какой мы цифрой познакомились?
Дети: 5.
Вос-ль: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, и теремок впустил всех зверей. Вам понравилась сказка?
Дети: да.
Ребята, зверям тоже очень понравилось путешествовать с вами по сказке, и они вам говорят спасибо, и дарят вам вот эти угощения (корзинка с печеньем в форме грибочков и орешков), мы с вами чуть-чуть попозже устроим чаепитие, хорошо. А теперь попрощайтесь с нашими гостями. (Дети прощаются и уходят).