Духовно-просветительская и гражданско-патриотическая работа среди учащихся и их родителей

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание


Введение

Совместная деятельность школы и семьи способствует развитию обеих сторон и является важным источником становления личности ребенка. Поскольку жизнь школьника основывается на двух важных сферах влияния и развития: семья и школа (они же являются главными формирующими ценностных ориентаций личности ребенка), то сотрудничество семьи и школы - есть одна из самых насущных проблем.

В нашей стране на протяжении многих лет происходит процесс реформирования образовательной системы, и большинство родителей не успевают сориентироваться в изменениях учебно-воспитательной деятельности, основываясь на собственном школьном опыте, который не совпадает с современными требованиями педагогики. Учителю приходится брать на себя заботу об организации, коррекции, создании благоприятных условий жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Семья и школа. Духовно-просветительская и Гражданско-патриотическая работа среди учащихся и их родителей

В современном мире семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. Происходит трансформация ценностей. Несмотря на то, что наблюдается стремление общественности разрешить проблемы и нужды семьи, делаются попытки разработать и реализовать программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей, остаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Вред личности ребенка наносят многие семейные проблемы и разногласия. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь специалистов, в том числе со стороны школы.

Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.

В формировании индивидуальности учащихся возможности школы ограничены. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Задача учителя нести знания в своей специфической области, а воспитание отодвигается на второй план. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью.

Нет таких методик, которые бы формировали ценностные ориентации у детей. Приобщение ребенка к различным культурам общества: бытовой, физической, интеллектуальной, политической, духовной – сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и школы.

Объект, гипотеза, цель и задачи исследования

Школа советского периода отличалась преобладанием авторитарного воздействия на семью. Следствием этого является социальная пассивность. Сегодняшним школам приходится искать новые способы воздействия на семью, в целях повышения ее воспитательной роли.

Мы исследуем формы и методы работы, способствующие росту ответственности родителей за воспитание, социализацию и оздоровление детей.

Для осуществления поставленных целей и задач было организовано исследование, в котором участвуют 53 учащихся 1Г и 1Д классов Гимназии №261 Кировского района Санкт - Петербурга, из них 32 мальчика и 21 девочка в возрасте 6-7 лет. Поступление детей в классы проводилось без предварительного отбора. Социальный состав учащихся в обоих классах примерно одинаков.

Гипотеза исследования:

Школа может влиять на формирование ценностных ориентаций (духовных, нравственных, морально – этических, гражданско – патриотических и пр.) младшего школьника, привлекая семью к сотрудничеству; учитывая, что ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, школа может корректировать ценностные ориентации младших школьников, реализуя деятельностный подход в воспитании.

Цель исследования: Найти оптимальные пути взаимодействия школы с семьей для формирования ценностных ориентаций младших школьников.

Задачи исследования:

  • Провести диагностическое исследование ценностных ориентаций учащихся на предмет сформированности ценностных представлений.
  • Разработать план внеурочной и внеклассной деятельности, способствующей развитию ценностных ориентаций (духовных, нравственных, морально-этических, гражданско-патриотических).
  • Привлекать учащихся и семьи в различные формы и виды деятельности, позволяющие занять родителям активную воспитательную позицию.
  • Проводить поэтапно анализ выполненной работы.
  • Корректировать дальнейшую работу.

Предполагаемые результаты:

  • выявить возможности семей по воспитанию детей;
  • сформировать педагогическую позицию родителей;
  • привлечь родителей учащихся к участию в учебно-воспитательном процессе;
  • сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования учащихся, в воспитании духовных, нравственных, морально – этических, гражданско – патриотических ценностей;
  • создать благоприятные условия для сотрудничества педагогов и родителей, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.
  • развить чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки;
  • сформировать понятие о национальном единстве, неприкосновенности личности и терпимости;
  • сформировать понятие о духовности и патриотизме с точки зрения моральных ценностей, традиций, идейно-воспитательной и патриотической работы.

Продолжительность работы: исследование реализуется как лонгитюд, рассчитано на четыре года последовательной и непрерывной работы, проводимой в форме уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий, встроенных в учебный процесс образовательного учреждения.

Определение основных понятий

Многие ученые занимаются проблемами формирования и становления ценностных ориентаций. В своем исследовании мы опирались на классификацию ценностей Ерасова Б.С. (витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические), хотя классификации ценностей условны в силу того, что в них вносятся социальные и культурные значения.

В исследовании возможностей и степени влияния школы на формирование личности ребенка в современных условиях жизни, за основу были взяты также определения следующих ключевых понятий: семья, духовность, патриотизм, гражданственность, воспитание.

Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях.

Духовность - в социологии, культурологии и публицистике объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, а также в художественных образах искусства. Проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

Патриотизм — гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Воспитание - комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание) или изменение личности (перевоспитание).

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Планируя работу с семьей, необходимо учитывать множество факторов:

  • принципы семейного воспитания (креативности, гуманизма, демократизма, гражданственности, ретроспективности, приоритетности);
  • ценности и традиции семьи;
  • виды семейного воспитания (диктат, гиперопека, сотрудничество невмешательство);
  • образование родителей;
  • семьи – билингвы;
  • материально – бытовые условия жизни семьи;
  • состав семьи;
  • характер и темперамент ребенка;
  • и прочее.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

  • воспитательно-развивающая;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролирующая;
  • информационная;
  • социально-культурный;
  • социально-экономический.

Анализируя опыт известных педагогов В. И. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Л. С. Выготского, мы выделяем несколько главных определяющих направлений взаимодействия с родителями:

  • изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка;
  • подбор форм взаимодействия школы и родителей;
  • организация методической информационной поддержки родителей со стороны образовательного учреждения;
  • использование личностно ориентированного подхода к ребенку и родителям;
  • привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе;
  • достижение активного участия родителей в воспитании детей;
  • формирование гражданской позиции, духовности, нравственности и культуры поведения учащихся;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогического коллектива и родителей по воспитанию школьников.

В общении с родителями мы руководствуемся следующими правилами:

  • Не поучать, а размышлять, договариваться о совместных действиях.
  • Общаясь с родителями, показать, что мы - союзники.
  • Разговаривать с родителями в положительном ключе.

Деятельностный подход

Создавая программу образовательной и воспитательной работы с классом, учитывая, что прежние методы работы не достаточно эффективны, мы перешли к деятельностному подходу, осваиваем новые формы организации образовательного взаимодействия в пространстве урочной и внеурочной жизни школьника, предоставляем возможность каждому участнику образовательного процесса (ученик, родитель, учитель) добровольно вовлекаться в различные виды деятельности. Предполагая, что именно ситуация успеха ребенка будет мотивировать родителей на участие в предлагаемых школой мероприятиях, мы продумали ряд мероприятий, в которых дети взрослые смогли бы показать свои способности и таланты.

Проектная деятельность позволяет наилучшим образом реализовать деятельностный подход. Однако не редки ситуации, когда родители не только не проявляют инициативу, но и не желают принимать участие в мероприятии. Причины этому отсутствие мотивации на успех, непонимание цели предлагаемой работы, отсутствие результативности.

Так как основным мотивационным двигателем является собственная значимость родителей, в первую очередь, в глазах их детей, мы выстроили свою работу так, чтобы дать возможность родителям проявить себя и тем самым ощутить внутреннее удовлетворение, чувство гордости, значимости в жизни ребенка.

Реализация деятельностного подхода в духовно-просветительской и гражданско-патриотической работе

Учебный год для первоклассников и их родителей мы начали с проведения 1 сентября открытого совместного с родителями урока по нормам ГТО. У участников была возможность продемонстрировать свои спортивные возможности.

После этого родители помогали подготовиться детям, желающим участвовать в конкурсе “Таланты и поклонники”, проведенном в начале сентября. Выступления были подготовлены по нескольким направлениям: литературное, спортивное, музыкальное, художественно – эстетическое и другие. После удачного проведения конкурса от родителей, поступило предложение сделать подобное мероприятие традиционным и ежегодным. Лучшие номера участников включаются в программы различных общешкольных концертов и мероприятий.

Следующим мероприятием был однодневный поход в парк культуры и отдыха. Группа инициативных родителей взяла на себя подготовку и проведение квеста с участием детей и других сопровождающих родителей, а также организацию подвижных игр в зоне отдыха. Видя активность во взаимодействии детей и их родителей, мы предложили семьям более длительный проект, известный как “Портфолио выходного дня”.

Еженедельно у учащихся есть возможность выступить перед классом с рассказом о совместном посещении с родителями какого-либо интересного места в городе и его окрестностях. Фото-отчет ребенок вывешивает на стенд в классе для детального рассмотрения желающими. В добавление к этому, родители имеют возможность поделиться информацией с другими семьями на странице группы класса “Вконтакте”.

На начальном этапе взаимодействия с родителями, мы обратили внимание на то, что отсутствие критики, жестких рамок, правил и указаний, создает благоприятные условия для участия родителей в жизни класса и школы. Родители учащихся начали предлагать свою помощь и идеи в осуществлении проектов и проведении мероприятий.

Так были организованы и проведены с непосредственным участием родителей праздники “Прощание с осенью”, “Новый год”, “23+8”, а также организованы поездки в театр, экскурсии по городу. Родители поддержали инициативу и помогли подготовить творческие работы к конкурсам ко Дню Толерантности, ко Дню Матери, к конкурсу осенних поделок, к конкурсу “Рождественская звезда”. Классы достойно выступили на общешкольном конкурсе исследовательских работ. Была подготовлена и проведена радиопередача “Дети Блокады”.

Самым большим проектом этого года стало участие двух классов в районном конкурсе “Я – гражданин России”. Этот конкурс рассчитан на два года и состоит из множества отдельных конкурсных этапов. Каждое задание позволяет вовлечь семьи в подготовку конкурсных материалов и создание творческих работ. За это время семьи составляли кроссворды по символике государства, посещали музеи и памятные места нашего города. Вместе с детьми изучали историю празднования Нового года на Руси, готовились к конкурсу чтецов стихов о Блокаде, на примере русских народных сказок изучали права и обязанности граждан Российской Федерации, готовили творческие отчеты о проделанной работе на каждом конкурсном этапе.

Для вовлечения семьи в активную воспитательную позицию в нашей педагогической копилке есть и другие мероприятия. Родители заинтересовались нашим предложением: провести семейный день самоуправления. Подобная “игра” помогает сблизиться членам семьи, увидеть ценность каждого из них в отдельности, оценить вклад каждого представителя в общее благополучие семьи, родители и дети могут увидеть себя со стороны.

Командный дух, единение семьи, взаимовыручка, поддержка – все эти ценности раскрываются в процессе спортивных соревнований “Мама, папа и я – спортивная семья”.

Посмотреть детям на родителей “другими глазами” позволяют классные часы по профессиональной ориентации. Родители рассказывают о своей профессии, проводят мастер-классы, демонстрируя свои умения и навыки. Такие выступления дают возможность родителям проявить себя, а детям ощутить гордость за них.

Современные родители ставят на первое место материальный достаток и благополучие семьи. Это связано с политической и экономической обстановкой в стране. В связи с постоянной занятостью и усталостью, семьям трудно найти время для простого человеческого общения с детьми и близкими родственниками. Как же передавать семейные, духовные ценности и традиции, если взрослое поколение не находит поводов и идей для разговоров с младшими?

Мы предложили семьям маленький проект – совместное заполнение анкеты “Мир детства”. Дети проводили опрос в семье и заполняли графы таблицы, обсуждая любимые игры, книги, телепередачи, фильмы, мультфильмы из детства родителей, бабушек и дедушек. Таким образом создавалась ситуация передачи опыта, традиций, ситуация возможности “разговора по душам”. Конечно, не каждая семья включилась сразу, и не у каждой семьи проявился интерес к подобному заданию. Активность семей возросла, когда с помощью информации из анкет мы знакомились на переменах с подвижными играми, иногда приглашая для этого родителей, на внеклассном чтении разбирали книги, прочитанные и рекомендованные родителями, организовали семейный киноклуб по просмотру фильмов и мультфильмов, иногда приурочивая их к памятным датам или учебным темам.

Ко Дню Победы традиционно семьи работают над проектом “Моя семья в ВОВ”. У пожилых родственников появляется возможность поговорить с младшими об их жизни во время Великой Отечественной Войны. Рассказать о тех тяжелых днях, передать своё эмоциональное состояние. К сожалению, в некоторых семьях уже нет в живых участников тех событий. Тогда родители передают своим детям воспоминания бабушек и дедушек.

Все предложенные формы и виды работы по формированию ценностных ориентаций и взаимодействию школы и семьи создают атмосферу доверия, исключают доминирующее положение учителя, позволяют привлекать к совместной деятельности большое число родителей, достигать учителю планируемых результатов в воспитательной работе минимальными усилиями.

Описание методов и методик диагностики исследования ценностных ориентаций школьников/

В первой половине сентября учащимся были предложены диагностики по исследованию ценностного потенциала. Спустя шесть месяцев, была проведена повторная диагностика для выявления изменений в ценностных представлениях детей.

Авторская модификация методики “Сказки”. Разработана на основе списка ценностей Б.С. Ерасова. Школьникам предлагается прослушать отрывки из популярных детских сказок и проинтерпретировать причины возникших ценностных ситуаций с точки зрения человека. К каждой ситуации прилагается 6 вариантов утверждений. Обследуемый должен выбрать три наиболее важных, по его мнению, утверждения и указать их порядковый номер. Работа может проводиться индивидуально или в группе.

Диагностика выявила, что значение ценностей для учащихся возросло. Только эстетические ценности с точки зрения данной диагностики стали менее значимы.

Ассоциативный тест. Написать 10 ассоциаций со словами “Самое ценное”. На выполнение задания 10 минут.

Тестирование показало возросшее количество упоминаний значимости “жизни”, “семьи”, “межличностных отношений”, “школы”, “веры”, интеллекта”. Значительно снизилось упоминание о “развлечениях” и “материальных ценностях”.

Авторская модификация методики “15 ценностей”. Разработана на основе списка ценностей Б.С. Ерасова. Предлагается перечень из 15 ценностей. Задача обследуемого заключалась в том, чтобы расположить предложенные ценности в порядке личной значимости. Начать с более значимого.

Результаты показали, что представления о ценностях за полгода исследования у детей поменялись. Приоритетными ценностями остались “семья”, “жизнь”, “здоровье”. Возросла значимость ценностей: “президент”, “уважение”, “дружба”, “любовь”, “Бог”, “вера”.

Сравнивая результаты входной и повторной диагностик, мы видим положительную динамику в изменении ценностных приоритетов. Учащиеся больше внимания стали уделять ценностям семьи, жизни, ценностям межличностных отношений, интеллектуальным, духовным, человеческим качествам. Повысилось осознание значимости политических ценностей и патриотизма.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, следует вспомнить, что исследование не завершено, но рассчитано на длительный срок. Формы и виды работы могут корректироваться и подбираться в зависимости от изменения результатов исследования.

Выводы:

Если педагог ориентируется на потребности, личностно значимые запросы родителя, то совместная деятельность будет плодотворной.

Необходимо сформировать атмосферу доверия, исключая доминирующее положение учителя.

Семейное проектирование позволяет привлекать к совместной деятельности большое число родителей, передавая им все большее количество воспитательных функций.

Подбор эффективных форм работы позволяет учителю достигать планируемых результатов минимальными усилиями.

За истекший период исследования, проведенная диагностика показала положительную динамику в формировании ценностных ориентаций: духовных, нравственных, морально-этических, гражданско-патриотических.

Приложение.

Список литературы:

  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 240с.
  3. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – Изд. 4-е, доп. – М.: ИТИ Технологии, 2006. – 944 с.
  4. Петрова Л.В. Развитие коммуникативной культуры младших школьников как фактор социальной адаптации. //Природа человека: междисциплинарный синтез. Материалы межвузовской конференции 4-5 февраля 2002 года. – СПб.: ИБиПЧ, СПбГУ, 2002. – 162 с.
  5. Рабинович И.М. Ценностная природа человека. // Природа человека: междисциплинарный синтез. Материалы межвузовской конференции 4-5 февраля 2002 года. – СПб.: ИБиПЧ, СПбГУ, 2002. – 162 с.
  6. Семья и школа: взаимодействие в контексте ФГОС НОО: учебно-методическое пособие / под. ред. И.В. Казанцевой; авт.: И.В. Казанцева, С.А. Ускова, Т.А. Аристова,– СПб.: СПбАППО, 2011с. - (Постдипломное образование педагога.) – 70 с.
  7. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.