Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме
Задачи:
- Учить находить сложные предложения в незнакомом тексте; уместно употреблять их в речи.
- Развивать навык структурного анализа сложного предложения
- Повторить орфограммы: чередующиеся, безударные (проверяемые) гласные в корне, н/нн в разных частях речи; пунктограммы: обособление приложений, определений.
Методическое оборудование: карточки с инд. заданиями, ПК с тестирующими комплексами “ГИА. 9 кл.”, “Орфографический диктант. 5-11 класс”, интерактивная доска
Формы организации: индивидуальная – усвоившие материал; групповая – слабо усвоившие материал.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 1 мин.
Постановка цели урока:
Повторим орфограммы: чередующиеся, безударные (проверяемые) гласные в корне, н/нн в разных частях речи; пунктограммы: обособление определений.
Урок предполагает различные формы работы, большей частью – самостоятельную, по группам, т.к. цель урока – закрепить полученные знания и уметь применять их для грамотного письма.
Запись в тетради числа, темы урока
Знакомство с планом урока - записан на доске.
Работа с текстом
- Пунктуационный разбор предложения
- Индивидуальная / групповая работа
- Графический диктант
- Орфографическая разминка
2. ПОВТОРЕНИЕ – 5 мин.
Прослушать отрывок (1 мин. 15 сек), определить его тему, тип, стиль речи. (межпредметная связь с литературой)
Тема: биография Бунина
Тип речи: повествование
Стиль речи: книжный - художественный
Цель: подготовка к экзаменационному изложению
Иван Алексеевич БУНИН
(1870—1953)“Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства.
Все предки мои всегда были связаны с народом и с землей. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие имениями в средней России, отсюда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым.
Я родился 10 октября 1870 года, в городе Воронеже. Детство и юность почти целиком провел в деревне. Писать начал рано. Рано появился и в печати.
Критика обратила на меня внимание довольно скоро. Затем мои книги не раз были отмечены высшей наградой Российской Академии наук — премией имени Пушкина, позднее я вошел в число двенадцати почетных академиков.
Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей. С 1919 года, жил на юге России, переходившем из рук в руки "белых" и "красных", а в феврале 1920 года, испив чашу несказанных душевных страданий, эмигрировал во Францию”.
И. А. Бунин. Из предисловия к французскому изданию “Господина из Сан-Франциско”. 1934
- Определите микротемы отрывка
- Род Буниных
- Детство Ивана Алексеевича Бунина
- Литературная деятельность
- Разлука с Родиной
3. ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Фронтальная работа - запись предложения под диктовку на доске:
Задание:
- Произвести пунктуационный разбор – 1 чел.
- Получение инд. карточек – заданий на урок
Групповая работа (для учащихся, слабо усвоивших материал)
Комментированный пунктуационный разбор сложных предложений (записаны на доске)
Вывод: Какие предложения называются сложными? Назовите способы подчинения в сложном предложении.
Опрос по теме “Сложное предложение”
- Ученик у доски составляет опорную схему для ответа
- 4 человека работают за ПК по тестам “Пунктуация в спп”
- 2 человека работают за ПК по теме “Орфограммы в корне”
4. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
- Бунин начал свой творческий путь как поэт и продолжал всю жизнь писать стихи, в которых сохранил лучшие традиции XIX века.
- Мало кто знает и любит природу так, как знает и любит ее Бунин.
- В 1933 году Бунину присуждена Нобелевская премия за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер.
- Сборник стихотворений, в который был включен “Сапсан”, имел большой успех у публики.
5. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Кругом нас были п...ля, глуш... середи...ой, иско...ой России. Было предвечерн... время июньского дня. Старая б...льшая д...рога, зар...сшая кудрявой мур...вой, изреза...ая заглохш...ми сл...дами давней жизни, уходила перед нами в бе...конечную русскую даль. Солнце скл...нялось на запад, стало зах...дить в красивые ле...кие обл...ка, смя...чая синь за дальними полями и бр...сая к закату, где небо уже з..лотилось, великие светлые столпы. Стадо овец с...рело (в)переди, старик-пастух сидел на меже, нав...вая кнут. Казалось, что нет н... времени, н... деления его на века в этой благослове..ой Богом стране. И они шли и пели среди ее вечной тишины, простоты и первобытности с какой (то) были...ой свободой. И березовый лес пр...нимал и по...хватывал их песню так (же) свободно и вольно, как они пели.
6. ВЫВОД ПО УРОКУ
Рассказ ученика по составленной схеме
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Из рассказа “Косцы” выписать 10 спп, 10 простых, осложненных однородными членами.
- Упр. 201 (II)7