В настоящее время все большую популярность в организации логопедической коррекционно-развивающей работы приобретает использование компьютерных технологий. Компьютерные технологии являются эффективным средством, так как позволяют педагогу разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить ребенку возможность выбора форм и средств деятельности, индивидуализировать образовательный процесс, повысить мотивационный компонент учебной деятельности. Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как автоматизация звуков в речи, пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, формирование связной речи, развитие навыков письма и чтения. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук. При подготовке к занятиям с использованием ИКТ я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:
- ресурсы Интернет
- электронные энциклопедии.
- готовые компьютерные программы.
Способы применения ИКТ:
1.Дистанционный способ (демонстрация материала). Данный способ эффективен, если необходимо изложить какую-либо информацию или предложить выполнить задание. Наиболее приемлемой является подача информации в форме компьютерной презентации, выполненной в программе PowerPoint. На большом экране можно предлагать в разных формах (презентации, предметные и сюжетные картинки, тексты) задания для закрепления навыков звукопроизношения, развития лексического и грамматического строя, коррекции навыков письма и чтения при проведении подгрупповой/групповой формы работы. В данном случае стоит отметить, что вся деятельность, связанная с использованием компьютерных технологий, находится в ведении учителя-логопеда. Только преподаватель имеет возможность самостоятельно распоряжаться информационными ресурсами, обратная же связь устанавливается традиционно: через устный ответ, письменное выполнение заданий и т.п. За годы работы удалось создать презентации с использованием программы PowerPoint:
- Артикуляционная гимнастика;
- Презентации для работы над свистящими и шипящими звуками и их дифференциации;
- Презентации к занятиям по темам: “Дифференциация гласных звуков”, “Гласные первого и второго ряда”, “Слоговой состав слова”;
- Презентации для развития лексического и грамматического строя речи
- “Времена года”, “Домашние и дикие животные”;
Для эффективной работы с родителями и для выступлений на родительских собраниях разработаны презентации: “Организация логопедической помощи в условиях логопедического пункта”, “Готовность ребёнка к школе”.
Изучение нового материала с помощью презентации очень увлекательно. Оно может включить разнообразные тексты, картины, портреты, цифровые фотографии, схемы, таблицы, графики, видео и аудиофрагменты, элементы анимации.
Преимуществами электронного способа работы на занятии являются:
- наглядность и эффективность подачи материала;
- лёгкость возврата к предыдущей информации;
- возможность корректировки и копирования информации;
- последовательность и системность информации;
- тезисность и информативность.
2. Способ прямого “общения” с компьютером во время опроса, закрепления материала, контроля и т.п. (обратная связь). В этом случае возникает необходимость непосредственного “общения” ребенка с компьютером. Данный способ применяется преимущественно при индивидуальной и подгрупповой формах работы.
В коррекционной работе я использую “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе”, созданный на основе программно-методического комплекса “Радуга в компьютере” (авторы: В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А.Назарова). Данный программно-методический комплекс рекомендован Управлением развития общего среднего образования министерства образования Российской Федерации с 1996 года. Он содержит материалы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи учащихся. В состав практикума входит 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Подбор компьютерных игр зависит прежде всего от текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Еще одна особенность используемого практикума в том, что тематическое планирование учебного материала не разбито на классы. Это позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста.
Для подготовки к занятиям использую учебное пособие “Сборник дидактических материалов” (входит в программно-методический комплекс). В него включено пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи; развитие индивидуальных качеств учеников. Такое построение материала совпадает с основными направлениями коррекционной работы.
При разработке занятий с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.
Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей в интеллектуальной деятельности, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно.
Список литературы:
- Варченко В.И. Компьютерные игры в начальной школе // Начальная школа, 1997. - №10.
- Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы//Логопед, 2008. - № 5.
- Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях//Логопед, 2011. - №3
- Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребёнка к общению с компьютером. - М.:Вента-Графт, 2004.
- Лынская М..И. Информационные технологии с безречевыми детьми // Логопед, 2011.- № 3.