Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) для 5–6-х классов «Наследие веков живое»

Разделы: Внеклассная работа


Общие положения

Программа духовно-нравственного развития и образования обучающихся МБОУ Одинцовского лицея №2 разработана в соответствии с требованиями Закона РФ “Об образовании”, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. 2011г), Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. Программа определяет основные подходы, принципы, цели духовно-нравственного развития и обучения учащихся.

Актуальность проблемы

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем, которые стоят перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Вопрос о целях образования и воспитания представляется особо значимым потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, готовой к самостоятельному решению жизненных проблем. Программа позволяет включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить его релаксировать.

Настоящая Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия МБОУ Одинцовского лицея №2 с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями и учреждениями культуры. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и образования учащихся.

Программа определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и образования школьников, систему базовых моральных ценностей.

Педагогическая целесообразность

Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и “умения учиться”. “Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника”.(Ш.А.Амонашвили) Программа раскрывает детский потенциал и дает возможность проявить творческие и научные способности учащихся.

Цель: продолжать традиции просвещения, милосердия и благотворительности, которые заложены выдающимися личностями России, способствовать возрождению духовного и культурного наследия прошлого.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем своего Отечества; освоение общекультурного наследия России
  • прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
  • способствовать развитию воображения, памяти, мышления, речи;
  • развивать навыки организации и сотрудничества с педагогами; уметь договариваться и приходить к общему решению;

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям своего Отечества;
  • воспитание таких качеств, как гражданский патриотизм,чувство гордости за свою страну;
  • формирование духовно- нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития школьника;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 11–12 лет в течение двух лет обучения. Занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся других классов, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 34 часа (5 кл.) и 34 ч.(6 кл), каждый из которых предполагает организацию определённого направления. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий несколько занятий могут объединяться в одно с увеличением количества часов.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, конкурс исторических хроник,. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, театрах, учреждениях города и на открытом пространстве.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, волонтерская деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • навыки общения со сверстниками;
  • познавательный интерес к новому материалу; способность применять полученные знания на практике;
  • ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской ответственности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • планировать пути достижения целей;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение;
  • различать способ и результат действий.

Ученик получит возможность:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять самостоятельную деятельность, достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое и диалогическое высказывание,
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в разных ситуациях;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою точку зрения;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разных коммуникативных задач.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает защиту проекта.