“Нет достижения выше,
чем сделать неразличимой грань
между работой и игрой”.
Джеймс Мэтью Барри
(шотландский писатель)
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.
“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”.
Л.Н. Толстой.
Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий мастера и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей уч-ся, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения. Задачи подготовки всесторонне развитых, технически образованных молодых квалифицированных рабочих решаются в процессе производственного обучения.
Для ряда современных профессий (а их становится все больше) основным содержанием труда рабочих является не столько непосредственное обслуживание машин и механизмов, сколько контроль за автоматически действующим оборудованием, наладка его, планирование работы.
Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием основных его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность преподавателя; учение – деятельность учащихся; средства обучения.
Особенности производственного обучения:
- процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к специальным предметам и производственному обучению;
- существует тесная связь обучения с производительным трудом учащихся; это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся я целей формирования их технического мышления;
- особую роль в колледже играют мастера производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся; это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в колледже и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию учащихся;
- учащиеся в колледже одновременно получают общеобразовательную и профессионально-техническую подготовку, что обусловливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;
- режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням.
Мастер п/о – необычная педагогическая должность. Он сочетает в себе качества квалифицированного рабочего, педагога производственного обучения и воспитателя. Такое сочетание продиктовано его объективным положением в учебно – воспитательном процессе. Он непосредственно обучает юношей и девушек профессиональному мастерству, вооружает их необходимыми инженерно - техническими знаниями. Он руководит свободным временем обучающихся. Практически все сферы жизни и деятельности обучающихся находятся в поле его зрения. Поэтому характерной особенностью воспитательной деятельности мастера является ее многогранность. Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.
Таким образом, сердцевина деятельности мастера - профессиональное воспитание обучающихся. Оно включает в себе важнейшие задачи: формирование интереса и любви к специальности; приобщение их к лучшим трудовым традициям базовых предприятий; вовлечение обучающихся в рационализаторство и изобретательство с учетом их профессиональной направленности; развитие у подростков технического и технологического мышления; формирование культуры труда в области профессиональной деятельности; формирование бережного отношения к собственности, к материалам, к правильному использованию рабочего времени; воспитание ответственности, дисциплинированности и организованности; формирование навыков коллективного труда и др.
Учащейся колледжа - профессионально – направленная личность. Поступив в колледж, бывшие школьники тем самым решили для себя трудную задачу - избрали профессию и сферу будущей деятельности. Профессиональный выбор резко влияет на ценностные ориентации, намерения, образа жизни. Учебная деятельность обучающегося колледжа значительно шире, так как он наряду с общеобразовательными предметами изучает общетехнические и специальные дисциплины. Теоретическое обучение сочетается с производственными – все это влияет на кругозор обучающихся, характер их отношения к учебе, ибо все обучение в колледже направлена на профессиональное становление личности. У обучающихся возрастает интерес к общеобразовательным предметам, так как они рассматриваются в качестве базы профессионально – технической подготовки. Расширение сферы общения обучающихся колледжа.
Обучающиеся колледжа имеют более широкую сферу общения. Они по существу являются членами двух коллективов - ученического и производственного.
Процесс обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Успешно выполнить свою задачу преподаватель может только в том случае, если овладеет методами обучения, выработанными педагогической наукой и; передовой практикой, будет систематически совершенствовать мастерство.
Чтобы лучше использовать методы обучения, преподаватель должен представить их себе в определенной системе. Однако в дидактике нет еще единой общепризнанной классификации методов.
Однако наличие различных классификаций не означает противопоставления методов друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, в системе репродуктивных и поисковых методов словесные, наглядные и практические методы выступают как методические приемы, как основные инструменты деятельности педагогов и учащихся. В свою очередь, система словесных, наглядных и практических методов реализуется в репродуктивном или поисковом направлениях. Об этом свидетельствуют названия методов, которые стали применяться за последнее время: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, поисковые упражнения, самостоятельные наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях методов заложена направленность их применения.
И. П. Позняк в учебнике “Методика проведения занятий производственного обучения в профессионально технических училищах” выделил основные типичные методы, применяемые в процессе обучения учащихся профессионально-технических училищ, и классифицированы так:
- устное изложение учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем рассказа- объяснения и беседы;
- непосредственное восприятие учащимися учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем:
- самостоятельных наблюдений учащихся;
- демонстрации и показа;
- лабораторно-практических работ;
- экскурсии;
- работа учащихся над книгой.
И. П. Позняк также среди основных методов обучения выделял и такие, как:
- личный показ мастером трудовых приемов и процессов, а также технической документации;
- практическая самостоятельная работа учащихся, которая осуществляется путем:
- упражнений (этот метод применяется и в теоретическом обучении);
- выполнения учащимися учебно-производственных работ различной сложности.
Указанные методы обучения должны обеспечить систематичность и последовательность в изучении учебного материала, активность, сознательность и прочность в усвоении учащимися знаний, умений и навыков по специальности.
В учебнике “Производственное обучение в рамках профессионально-технического училища” М. А. Жиделев высказал мнение о том, что для того, чтобы обеспечить систематическое, сознательное и прочное усвоение учащимися приемов производственного обучения, профессиональных знании, навыков и умений, составляющих содержание производственного обучения, при выборе методов необходимо учитывать особенности содержания обучения и учебной деятельности, характер учебной задачи, подготовку учащихся.
Как достичь развития личности на уроках производственного обучения в учебных заведениях профессионально-технического образования? Именно этот вопрос остается актуальным в наше время и наиболее остро эта проблема коснулась мастеров производственного обучения. Суть нетрадиционных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися таких задач, в процессе решения которых они овладели бы способом деятельности. Для того чтобы развивать экономическое, аналитическое мышление, организаторские умения, необходимо учащихся систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям и служат нетрадиционных методы обучения профессиональным умениям и навыкам.
Названные методы учебный процесс делают активным, деятельным, контекстным (включенным в профессиональную деятельность).
М. И. Канаш рекомендует использовать такие нетрадиционные формы обучения как игры, различные кроссворды, конкурсы и ребусы, что способствует развитию у учащихся репродуктивного, воспроизводящего мышления. А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Подготовка мастера производственного обучения к такой игре начинается с разработки сценария. Мастер определяет тему, цели, задачи, подбирает задания, разрабатывает систему критериев оценки выполнения заданий.
Проведение конкурсов направлено на организацию познавательной деятельности учащихся. Цель конкурсов - научить учащихся мыслить, творчески применять теоретические знания в практической деятельности, выявить степень овладения умениями и навыками, закрепить их. В производственном обучении наиболее часто проводятся конкурсы по профессии “Паруса профессий”.
Урок-КВН направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Цель такого урока - выявление степени теоретической и практической подготовки учащихся по определенной теме или разделу программы, а также закрепление и углубление приобретенных знаний, умений и навыков.
Урок-КВН требует большой предварительной подготовки мастера производственного обучения. Он подбирает вопросы и задания для конкурсов. Предварительно мастер разделяет группу на две команды, либо в соревновании участвуют две группы, по усмотрению мастера. Каждая команда выбирает капитана и получает домашнее задание: придумать девиз, эмблему и приветствие команде-сопернице, творческий конкурс, связанный с приобретаемой профессией.
Следовательно, проведение урока в форме КВН относится к играм соревнованиям. Это своеобразное состязание учащихся в знаниях, умениях и навыках, полученных на уроках специальных дисциплин и уроках производственного обучения. Даже использование небольших игровых приемов способствует повышению познавательной активности. Именно игра является естественной потребностью человека, начиная с первых дней жизни. Крайне нужные творческому труду компоненты сосредоточены в игре. Игра через усилие ведет к удовольствию, триумфу. Любая игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал максимум своей энергии, ума и выдержки.
Педагогический смысл игры — создать для учащихся условия, позволяющие реализовать свои творческие возможности. Игра активизирует мыслительную деятельность участников, настраивает на дальнейшие испытания. Мотивация и формы проведения такого занятия: обобщение изученного материала; повышение активности учеников, формирование умения работать в группе и развитие познавательного интереса в деятельности каждого участника.
Первое, что делает мастер п/о это разрабатывает положение или план о конкурсе КНВ, которое непосредственно утверждается у заместителя руководителя по УПР.
Примерный план по проведению внутриколледжного конкурса команд КВН по специальности “ТО, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта” Приложение 1.
Следовательно, обучение, как известно, само по себе выполняет воспитательную роль, поскольку обеспечивает формирование знаний, убеждений, привычек поведения. Поэтому все потенциальные возможности обучения достаточно используются в воспитании, но значительные перегрузки снижают интерес к знаниям, необходимость усвоения большого объема информации нередко приводит к механическому заучиванию материала, учащиеся не вдаются в его сущность. Процесс обучения становится непривлекательным, а имеющийся разрыв между теорией и практикой усугубляет это положение, учащиеся не могут овладеть даже минимумом знаний. Одно дело, когда учащихся заставляют учиться и совершенно другое, когда они увлечены процессом учения. Предлагаю сценарий конкурса – КВН на уроке производственного обучения. Приложение 2.
Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. Каждый учитель может создавать на своих уроках “ситуацию успеха”, если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. “Ситуация успеха” - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Для студентов наиболее интересны те уроки, на которых:
- чётко организован учебный процесс, где студента вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда;
- умелое сочетание различных методов, приёмов и средств обучения;
- эрудиция учителя;
- эмоциональное изложение;
- мастерское использование различных наглядных пособий и технических средств обучения.
В результате анализа научной литературы и изучении практического опыта с применением нетрадиционных методов обучения мастерами п/о и собственного по данному вопросу можно сделать следующие выводы:
Побудить интерес к предмету - одна из важных задач мастера п/о. Экспериментально доказано, что применение разнообразных форм работы поддерживает активность обучающихся, способствует формированию умений, работать коллективно, и повышает ответственность за качество обучения.
Учащимся интересны такие занятия. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанные с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность.
Создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных качеств.
Существует достаточно много видов нетрадиционных уроков, что дает мне как мастеру право выбора формы урока для проведения занятия.
Подобные занятия вносят в обычные будни разнообразие, создают в группе атмосферу праздника, приподнятого настроения. Учащимся нравятся нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активирую учащихся, приближая обучение к реальной жизни.
Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения мастера п/о организовать урок производственного обучения и грамотно выбрать ту или иную форму проведения урока.
Список литературы:
- Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность: пособие для учителя / А. А. Гин. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 88с.
- Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. / М.Г. Ермолаева – СПБ.: КАРО, 2008. – 128с.
- Игровые технологии в профессиональном образовании: методические рекомендации / авт.-сост. Л. Н-Вавилова, В.М. Кузина; под общей ред. Т. С. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ “КРИРПО”, 2007. - 94 с.
- Аронов, М. Ф., Совершенствование производственного обучения - М. Ф. Аронов. - Минск: РИПО, 2002.
- Жиделев М. А., Производственное обучение в рамках ПТУ - М. А. Жиделев. - Мн.: 2000.
- Канаш, М. И., Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения ? М. И. Канаш. ? Мн.: РИПО, 2002. ? 38 с.: ил.
- Кларин, М. В., Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках - М. В. Кларин. - ? Минск: РИПО, 1994.
- Колесникова, И. А., Учебный процесс и его особенности - И. А. Колесникова. - М.: 2002.
- Мухин, С. А., Соловьев, А. А., Современные инновационные технологии обучения - С. А. Мухин, А. А. Соловьев. - ГЭОТАР - Медиа, 2008. ? 360 с.: ил.
- Новик, М. П., Производственное обучение - М. П. Новик. - М.: Машиностроение, 1977. - 720 с.: ил.
- Титов А. И., Методика производственного обучения в ПТУ - А. И. Титов. - М.: 2006.
- Шамова, Т. И., Проблемы обучения - Т. И. Шамова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
- Щукин, Г. И., Активизация познавательной деятельности в учебном процессе - Г. И. Щукин. - М.: Просвещение, 1997.