На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога, работающего с детьми с ОВЗ к данной проблеме.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, что обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
ФГОС трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в двигательной, интеллектуальной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей, посещающих детский сад, характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми.
Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Опыт работы показал, что в подразделе “Ознакомление с окружающим” раздела “Познавательное развитие” программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание”, недостаточно раскрывается проблема. На сегодняшний день существует множество исследований детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта), но, к сожалению, недостаточно специальной литературы для детей с особыми образовательными потребностями.
Дополнения и обогащения воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего социально-личностное развитие детей, являющееся одним из приоритетных направлений как в коррекционной педагогике, так и компонентов проекта Федерального государственного стандарта дошкольного образования, позволяющий сделать детям первые шаги не только в познании природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.
В решении проблем коррекционного воспитания при обучении детей с отклонениями в развитии огромную роль играет ознакомление с окружающим, которое создает условие для наиболее полноценного накопления чувственного опыта, становление первых видов игровой и продуктивной деятельности, речевого развития. С раннего детства необходимо ввести детей в мир природы, терпеливо и доброжелательно обучать детей правильному общению с природой и способствовать коррекции психических процессов через общение с ней.
Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей. Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
Важно научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях, игре, продуктивной деятельности.
Тема ознакомления детей с миром природы является одной из важнейших тем в дошкольном образовании.
Предлагаемый педагогический опыт представляет собой обеспечение обновления и обогащения коррекционно-воспитательного процесса дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью на 3-ем и 4-ом годах обучения, их развития в процессе ознакомления с природой.
Деятельность направлена на использование таких организационных форм адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию представлений о природе и развивают умственные, психические процессы, и, самое главное, речь.
Период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ ознакомления детей с окружающим миром. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
Примеры познавательных задач.
Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.
Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой?
Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
- ввести ребёнка в мир природы.
- формировать реалистические представления об её объектах и явлениях.
- формировать у детей систему знаний о живой и неживой природе как среде жизни растений, животных и человека.
- формировать исследовательскую деятельность детей.
-приобщать детей к здоровому образу жизни.
Коррекционные:
- формировать у детей целостное восприятие о природе.
- учить видеть и понимать причинно-следственные связи (в живой и неживой природе)
- развивать речь детей.
Воспитательные:
- воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к окружающей среде.
- формировать бережное и заботливое отношение и ответственное отношение к миру природы
Разработала систему, которая включает в себя следующие направления:
- цикл мероприятий по ознакомлению с окружающим миром;
- работа с родителями;
- совместная познавательная деятельность (ребенок + воспитатель).
В основу системы работы легли следующие принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- взаимодействия, предполагающие совместную деятельность в системах: “ребенок - педагог”, “ родители - ребенок”, “ педагог- родители”;
- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
- формирование деятельности, умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;
- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- здоровьесберегающий принцип (соблюдение СанПин).
В педагогический процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационными методами:
-повышение познавательной активности (исследовательский, метод проектирования, метод вопросов, метод моделирования);
- повышение эмоциональной активности (игровая мотивация, воображаемые ситуации, проблемные ситуации).
Комплексные коррекционно-развивающие занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия целесообразно проводить с детьми дошкольного возраста.
Так или иначе, но для дошкольников почти каждое занятие, будь, то рисование, лепка, развитие речи или ознакомление с природой, несет элементы ознакомления с окружающим миром. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить, но не стоит перегружать их внимание - для проведения полноценных занятий стоит комбинировать темы, проводить комплексные занятия, нацеленные на определенные объекты изучения. Особое внимание стоит уделить подбору тем для занятий. Выбирая наиболее полезные и интересные для детей объекты познания, и вовремя переключая внимание детей на рассмотрение этих объектов под другим углом, стоит закреплять пройденный материал элементами изобразительной деятельности, развитием речи, ознакомлением с природой.
Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.
Разнообразная работа с детьми в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения.
Эти занятия, как принципиально иная форма обучения, обладают другими возможностями: чувственные представления детей могут быть качественно преобразованы – расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения. Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности.
Есть в группе любимые детьми книги: “Лесная газета” В. Бианки, “Лесная мозаика” В.Зотова, “Что за зверь” Е.Чарушина. Дети с большим интересом рассматривают в них иллюстрации, делятся своими впечатлениями, знаниями.
На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами которой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород. Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.
Дети ухаживают за растениями, помогают птицам в зимнее время, учатся выращивать растения в группе в процессе трудовой деятельности. Они с желанием трудятся и на участке: убирают территорию, ухаживают за растениями, развешивают кормушки, подкармливают птиц.
Особое внимание уделяется правилам поведения в природе. Для закрепления норм и правил поведения в природе проводятся уроки доброты. На них используются музыкальные и художественные произведения, обсуждаются и проигрываются различные ситуации.
Создаем условия для познавательно-исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя настоящим исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную познавательную активность.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.