“Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того,
кто его учит, и тех кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний. Искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное”.
В.Федорова
“ Учитель подготовь учеников, чтобы
было, у кого потом учиться”.
Восточная мудрость
Истории науки и техники, биографии выдающихся ученых содержат немало занимательных фактов. Подобные факты содействуют “оживлению” урока.
“Для успеха лекции важно, чтоб лектор, - писал академик И.А. Каблуков, - следил за настроением аудитории. Когда лектор замечает, что внимание аудитории утомилось, полезно оживить изложение каким-либо шутливым замечанием или же рассказом какого-либо события из жизни ученых или собственных наблюдений”. Отсюда вытекает требование: для успеха лекций преподаватель должен знать не только свой предмет, но и историю предмета, а также биографии, некоторые занимательные факты содержат и познавательные элементы, и элементы воспитательного значения.
На фактах истории науки и техники можно построить множество удачных вопросов.
Пример. В конце прошлого века на один из металлургических заводов юга России приехал какой-то посетитель. Он долго ходил по цехам. Особенно его заинтересовали коксовые печи. Он подробно расспрашивал об их емкости, режиме работы, о количестве угля, перерабатываемого на кокс.
В конце беседы гость предложил хозяину продать ему дым коксовых печей на 20 лет вперед.
- Позвольте, - обиделся владелец завода, мы выплавляем чугун и сталь, делаем рельсы и стальные балки, выпускаем прокат, но не торгуем воздухом и дымом.
Странный покупатель все - таки настоял на своем.
- А для чего ему нужен был дым коксовых печей?
После такого вопроса, интригующего слушателей, рассказ о процессе коксования будет восприниматься ярче, чем при обычном изложении, лишенном эмоциональности. По ходу рассказа преподавателя и учащиеся станут искать ключ к ответу на заинтересовавший их вопрос. Не беда, если кто – нибудь из учащихся сможет дать краткий ответ еще до рассказа преподавателя.
Говоря об истории развития радиоактивности, следует учащихся спросить:
- Почему урановые минералы, содержащие мало урана, оказались более радиоактивными, чем чистый уран?
(Ответ: Беккерель, а затем и другие физики установили, что интенсивность излучения пропорциональна числу атомов урана, содержащихся в препарате, и не зависит от того, в какое химическое соединение они входят. Больше урана – сильнее излучение. Правда было одно исключение: урановая смоляная руда излучала сильнее, чем чистый уран. Это обстоятельство привело к выдающимся открытиям Пьера и Марии Кюри. Найденные ими новые элементы – радий и полоний оказались продуктами распада урана. В 1899 году Резерфорд обнаружил, что излучение урановых препаратов неоднородно, что есть два вида излучения – альфа- и бета-лучи. Они несут различный электрический заряд; далеко не одинаковы их пробег в веществе и ионизирующая способность. Чуть позже, в мае 1900 года, Поль Вийар открыл третий вид излучения – гамма-лучи. Впрочем, бета-частицы – ядерные электроны – и жесткое электромагнитное излучение – гамма-лучи, засвечивающие фотопластинку, вылетают из урановых препаратов лишь потому, что в них, помимо урана есть другие излучатели – его дочерние продукты. Природным же изотопам урана свойственны лишь два вида распада: альфа-распад, когда от ядра урана отпочковывается ядро гелия, и самопроизвольное деление).
- Что произошло с алмазами, которые хотел сплавить один европейский король по совету алхимика?
(Ответ: Температура плавления алмаза составляет 3700–4000 градусов Цельсия при давлении 11 ГПа. На воздухе алмаз сгорает при 850–1000 градусов Цельсия, а в струе чистого кислорода горит слабо-голубым пламенем при 720–800 градусах Цельсия, полностью превращаясь, в конечном счете, в углекислый газ. При нагреве до 2000 градусов Цельсия без доступа воздуха алмаз спонтанно за 15–30 минут переходит в графит и взрывоопасно разрушается на мелкие части).
- Почему кошка смогла открыть йод, опрокинув бутыль с серной кислотой на остатки йодидов, хотя хлор в подобном случае не образуется?
(Ответ: В открытии йода принимал непосредственное участие самый обычный кот. Фармацевт Бернар Куртуа обычно обедал в лаборатории, и к нему часто присоединялся кот, любивший сидеть на плече хозяина. После очередной трапезы кот спрыгнул на пол, при этом опрокинув емкость с серной кислотой и суспензией золы водорослей в этаноле, стоявшие у рабочего стола. Жидкости смешались, и в воздух начал подниматься фиолетовый пар, оседавший на предметах мелкими черно-фиолетовыми кристаллами. Так был открыт новый химический элемент – йод).
На уроках по органической химии можно задавать учащимся такие вопросы.
- В каком случае этиловый спирт может служить противоядием?
(Ответ: Метиловый спирт в составе алкогольного напитка по вкусу и запаху неотличим от этилового, однако его действие на организм гораздо опаснее. Даже небольшое количество метилового спирта может привести к слепоте, а доза от 30 мл – к смерти. Этим объясняются частые случаи отравления метиловым спиртом либо по незнанию, либо в случае употребления поддельного алкоголя. Интересно то, что в случае такого отравления противоядием является обычный, то есть этиловый спирт. Это связано с тем, что процессы связывания обоих спиртов в организме происходят с участием одного фермента алкогольдегидрогеназы, которая реагирует с этанолом быстрее. В результате фермент исчерпывается, и метанол остается большей частью нерасщепленным, а вследствие этого в крови получается меньше вредных продуктов его распада).
- Какие птицы помогали шахтерам?
(Ответ: Канарейки очень чувствительны к содержанию в воздухе метана. Эту особенность использовали в свое время шахтеры, которые, спускаясь под землю, брали с собой клетку с канарейкой. Если пения давно не было слышно, значит следовало подниматься наверх как можно быстрее).
Использование исторического материала служит активизации мыслительной деятельности учащихся и также “оживляет” урок. При изучении различных тем можно использовать следующие занимательные материалы.
В Древней Индии при совершении священных обрядов в полумраке храма внезапно вспыхивали и рассыпались искрами таинственные красные огни, наводившие суеверный страх на молящихся. Разумеется, всемогущий Будда здесь был ни при чем, зато его верные служители, жрецы, видя испуганные лица своих подопечных, потирали руки от удовольствия.
- Раскройте секрет жрецов. (Соли стронция, придававшие красный цвет, смешивались с углем, серой и бертолетовой солью. В нужный момент смесь поджигалась. Поскольку “патент” на изобретение этой смеси принадлежал жрецам из индийской провинции Бенгалии, эти огни получили название бенгальских).
* Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом.
В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом, французский физик Ж. Шарль.
В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. Впоследствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись.
С 1932 по 1937 год немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” совершил 136 полетов из Европы в Южную Америку и 7 полетов – в США и перевез свыше 13 тысяч человек.
Потом дирижабли были постепенно вытеснены – следствие успехов в авиации и вертолетостроении.
М.В. Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 году, писал: “При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой не что иное, как флогистон”.
Попытайтесь повторить опыт М.В. Ломоносова, если на современном химическом языке кислотными спиртами называют кислоты, а горючий газ или флогистон – не что иное, как водород.
В одной из московских торговых книг 1725 года было записано о покупке “турецкого купороса” по цене один фунт за гривну. “Турецким”, “турским”, “синим” или “медным” купоросом называли пентагидрат сульфата меди (II) CuSO4 * 5H2O. До 1725 года его ввозили в Россию из-за границы, а в 1725 году его производство было организовано на медеплавильных заводах Урала. Медный купорос уже в 1679 году применяли в медицине для составления мазей. Как считали в те времена, он “нечисть скорее объедает”. Позднее медный купорос стали применять для протравы семян и в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Алхимики, не зная состава медного купороса, считали, что его водный раствор может превращать железо в медь. Если полоску железа опустить в раствор медного купороса, то почти немедленно на поверхности железа начинает отлагаться медь.
Проведите опыт алхимиков с медным купоросом и железным предметом.
Чем в свое свободное от научной деятельности время занимался Д.И. Менделеев?
Менделеев разработал стандарт для русской водки, чем прославился не меньше, чем открытие периодической таблицы. А во-вторых, Менделеев любил изготавливать чемоданы, причем некоторые соседи по улице знали его именно как отличного чемоданного мастера, а не гениального химика.
Интересные свойства серебра. В IV веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись в Индию. На берегах реки Инд в войсках разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая как ни странно, не затронула ни одного военачальника.
Дайте объяснение данному факту. (Оказалось, что простые воины пользовались оловянной посудой, а их командиры – серебряной. Тогда и вспомнили, что персидский Царь Кир II Великий во время военных походов приказывал хранить питьевую воду в серебряных сосудах. Много позже римские легионеры стали носить панцири, наколенники и поножи из серебра. Серебро обладает бактерицидными свойствами, обеззараживая воду, а также способствовало быстрому заживлению ран без нагноений).
Бертолле и спички.
Взрывчатые свойства триоксохлората калия KClO3 Бертолле обнаружил случайно. Он начал растирать кристаллы KClO3 в ступке, в которой на стенках осталось некоторое количество серы, не удаленное его помощником от предыдущей операции. Вдруг произошел взрыв, пестик вырвало из рук Бертолле, лицо его было обожжено. Так Бертолле осуществил впервые реакцию, которую много позднее станут применять в первых шведских спичках:
2KClO3 + 3S = 2KCl + 3SO2
Триоксохлорат калия KClO3 долгое время называли бертолетовой солью.
К известному русскому химику В.В. Марковникову обратились из интендантства с просьбой объяснить, что происходит с лужеными чайниками, которыми снабжали русскую армию. Чайник, принесенный в лабораторию в качестве наглядного примера, был покрыт серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при легком постукивании рукой. Анализ показал, что и пыль, и наросты состояли из одного вещества без примесей.
Какое вещество ведет себя так при низкой температуре? (Металл – олово. При температуре ниже 13,2 градусов Цельсия в кристаллической структуре оловянного слитка начинается перестройка. Белое олово превращается в порошкообразное серое, и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращения. Максимума она достигнет при -39 градусах Цельсия).
В 1775 году в Великобритании в продажу поступил необычный товар – каучуковые кубики.
Для чего их продавали? (Это был прообраз современного ластика. Кубики предназначались для стирания написанного).
На Руси мастера литейных дел умели настоять на том, чтобы заказчики на литье колоколов поставляли им в достаточном количестве медь, олово и серебро.
Как их использовали? (Медь и олово щли на колокола, а серебро ухудшало звон колоколов, поэтому литейщики делили его между собой).
Композитор карандашом писал ноты, химик покрывал картину смесью желатина и яичного желтка, чтобы те сохранились дольше и не портились, Химик был дружен с великим Менделеевым, а композитор входил в состав “Могучей кучки”.
Назовите имена химика и композитора. (А.П. Бородин. Он – и химик, и композитор).
Французский химик Сент-Клер-Девилль, после многолетних наблюдений сделал в 1863 году вывод о том, что железо и сталь “не держат водород, а становятся при определенных условиях проницаемыми для этого легчайшего элемента”. Неожиданные разрывы стволов артиллерийских орудий, аварии химического оборудования для процесса синтеза аммиака NH3, где используется водород; наконец некоторые авиационные катастрофы – все это следствия “водородной чумы” железа.
(Водород, особенно атомарный, активно реагирует с карбидами железа – в частности, с цементитом Fe3C, придающим прочность стальным изделиям).
Остроумное решение Нильса Бора. В 1943 году выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые медали лауреатов Нобелевской премии – немецких физиков – антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (такая же награда самого Бора бала вывезена раньше).
Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг. Какой?
Варианты ответа:
А) покрыл их алюминиевой краской;
В) растворил в царской водке;
С) покрыл слоем шоколада.
Ответ. Н. Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку, и по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.
Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда, в конце концов, им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн!) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили, а гвозди …
Варианты ответа:
А) отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;
Б) использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;
С) запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.
Ответ. Предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого “философского камня” превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.
Изучая металлургию древних времен, ученые пробуют воссоздать те условия, в которых первобытный человек выплавлял металлы. В 1938 году англичанин Г.Г. Коглен провел лабораторный эксперимент: он попытался выплавить медь из малахита, используя вместо медеплавильной печи обыкновенный костер. Он изготовил “пирог”, состоящий из слоев малахита и угля, и поджег его. Но костер обманул его ожидания, ничего, кроме оксида меди, он не получил. Тогда он изменил условия: слоеный “пирог” поместил в горшок и закрыл его крышкой.
Что образовалось в результате?
Варианты ответа:
А) железо;
Б) медь;
В) золото.
Ответ. В горшке была медь.
Подарок с неба. Это происходило в Индии в 1944 году. В пригороде Бомбея жил старый сапожник – индиец. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба какой-то предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку.
Чем же оказался кирпич?
Варианты ответа:
А) куском золота;
Б) обломком самолета;
С) обломком метеорита.
Ответ. Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 часов 6 минут в результате пожара взорвался в порту английский грузовой пароход “Форт Стайкин”, на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубе и в трюмах парохода. Некоторые обломки пролетали почти километр. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 граммов каждый. Один из них упал перед сапожником, который, будучи честным человеком, узнав о происхождении этого золота, сдал его властям. Остальные слитки обнаружить не удалось.
Кто был этот человек? Поздней ночью к мастерской, в которой сталь получали способом тигельной плавки, подошел нищий. Измученный голодом и холодом, он попросил приюта. Хозяин Б.Гентсман строго-настрого запретил пускать в цех посторонних, но люди сжалились над нищим и усадили его на кучу кокса перед горном. Поглощенные работой, они не заметили, когда нищий покинул мастерскую.
Кто был этот нищий?
Варианты ответа:
А) заводчик Самуэль Уокер;
В) композитор и химик Александр Бородин;
С) композитор Морис Равель.
Ответ. В 1740 году английский изобретатель Бенджамин Гентсман построил в предместье Шеффилда небольшой завод, который выпускал изделия из стали тигельной плавки. Свою технологию Гентсман держал в болшьшом секрете от конкурентов, но одному из них, шеффилдскому заводчику Самуэлю Уокеру, удалось раскрыть секрет тигельной плавки. Это была одна из первых удачно осуществленных операций по промышленному шпионажу.
Алюминиевая посуда – признак низкого достатка? Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий переходит в организм, где и накапливается. Алюминий в XIX веке. На императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон III устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали алюминиевые ложки и вилки, гости попроще удостоились обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами. К тому же только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая погремушка.
Очень полезными и интересными считаю вопросы, в которых хорошо известные вещества и реакции зашифрованы:
Многим памятна необыкновенная история семейства Лыковых, которое по религиозным мотивам удалилось от человеческого общества, не видя людей почти 50 лет. Как вы считаете, что больше всего удивило главу семейства Карпа Осиповича Лыкова из всех достижений современной цивилизации?
Ответ: Прозрачный полиэтиленовый пакет (“Господи, что измыслили – стекло, а мнется!”)
К раствору некоего лекарства прилили насыщенный, но слабый раствор соли. Выпал желтоватый осадок, вскоре почерневший. Как вы считаете, какие вещества были взяты?
Ответ: К раствору хлорида брома прилили раствор нитрата серебра, при этом выпадает нерастворимый осадок желтого цвета хлорида брома:
CaBr2 + 2 AgNO3 = 2 AgBr + Ca(NO3)2
Затем полученный осадок темнеет на свету.
Газ, полученный в химической лаборатории, обесцвечивает влажную лакмусовую бумажку, продукт взаимодействия его с другим газом окрашивает влажную лакмусовую бумажку. Что это за газы?
Это вещество неразрывно связано с морем. Это явилось компонентом панциря воинов в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Что это?
Ответ: Это соль, которой в частности пропитывали панцирь воинов в Древней Греции.
В XVIII – XIX веках в России это химическое вещество называли “соляной спирт”, “морская кислота”. В 1790 году русский химик Э.Г. Лаксман ввел для этого вещества название, которым мы пользуемся и по сей день. Приведите современное название этого вещества.
Ответ: HCl – хлороводород, его раствор в воде известен под названием соляной кислоты.
17 февраля 1880 года в Зимнем дворце взорвалась бомба. Неудачное (пятое) покушение на жизнь Александра II организовал революционер – народоволец Степан Халтурин. Ему удалось устроиться во дворец столяром и поселиться в одном из подвальных помещений, расположенных под царской столовой. Рассчитывая осуществить взрыв в тот момент, когда царь будет находиться в столовой, Халтурин сумел в несколько приемов пронести в свою комнату нечто. Взрыв прогремел, но царь в этот день опоздал к обеду. Это нечто – изобретение Альфреда Нобеля. Оно прославило его на весь мир как злого гения и сделало мультимилли онером. Назовите это нечто.
Ответ: Это был динамит.
Структура этого вещества аналогична структуре алмаза. Его используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливает многие металлы из оксидов. Второй по распространенности элементов на Земле. Входит в состав речного песка. Назовите этот элемент.
Ответ: Это кремний.
К 1841 году в лаборатории Монетного двора в Санкт-Петербурге скопилось довольно много отходов от производства монет. Профессор химии Казанского университета Карл Клаус обнаружил в них до 10% платины и небольшие количества палладия и осмия, а также еще один новый металл, с которым химик поступил, как истинный патриот. Какой это металл?
Ответ: Это был рутений.
Этот металл известен человеку примерно 7 тысяч лет. С его помощью соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из него изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Он очень музыкален, к тому же умеет исцелять. Без него у человека разви вается малокровие и слабость. Что это за металл?
Ответ: Это металл – медь.
Известно, несколько видов “обыкновенных химических грелок”. Устройство их очень простое: обычно это два пакета (маленький и большой) из водонепроницае мого и химически стойкого материала (пленки, ткани). Внутри маленького пакета вещество или смесь веществ. Что нужно сделать, чтобы грелка начала работать?
Ответ: В нее надо добавить немного воды и перемешать содержимое пакета. Потом маленький пакет закрывают, вставляют в большой пакет и еще раз тщательно укупоривают; теперь грелкой можно пользоваться. Одна из разновидностей грелок заполнена совершенно сухой смесью железной (или алюминиевой) стружкой с солями меди (например, CuCl2), может храниться довольно долго, а при добавлении воды температура сразу же повышается почти до 1000 градусов Цельсия за счет теплоты реакции.
В архиве пожарной части города Бенд (США) хранится запись о пожаре, который был вызван снегом. Как вы считаете, возможно ли это?
Ответ: Возле стены здания находилась яма с негашеной известью. При ее гашении снегом выделилась теплота, достаточная для воспламенения горючих материалов:
CaO + H2O = Ca(OH)2 + Q
Во время лабораторной работы загорелись кусочки магния. Их пытались залить водой, но произошел взрыв, и пламя усилилось. Тогда стали засыпать чашку с горящим магнием песком, но горение не прекратилось. Как потушить пламя в этом случае?
Ответ: Горящий магний засыпают большим количеством сухого графита.
В одном царстве жил капризный царь, захотел он выкрасить весь дворец в белый цвет и позвал мастера. Выслушал мастер и спрашивает: “Где же я такой краски возьму, чтобы не портилась и на весь дворец хватило?” Рассердился царь и дал мастеру сутки сроку. Взял мастер металлическую пластину с крыши, растворил ее в желудочной микстуре (3%-ный раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой, выпал осадок белоснежный. Но, видно, не рассчитал, и исчез осадок. В другой раз аккуратнее он был. Получил осадок и отделил, потом на печке прокалил его. Так и получил он знатную краску, царь остался доволен.
Опишите химические превращения, которые проделал мастер.
Ответ: На самом деле осуществлялась цепочка превращений
Zn —> ZnCL2 —> Zn(OH)2 —> ZnO
Шел солдат по полю, решил сделать привал, письмо написать родным, да нечем.
Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал этим камешком письмо, да поспать решил. Бросил камешек в огонь – тот вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил; водица текла тяжелая, известковая.
Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла – там уж белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камешек, провел им по белому валуну, глядь – а он рисует. Удивился солдат и пошел дальше. Объясните, что за чудеса происходили с химической точки зрения.
Ответ: На самом деле шла цепочка химических превращений
С —> СО2 —> H2CO3 —> CaCO3
15 Аптекарский огород на Вороньем острове в Петербурге, положивший начало созданию Ботанического сада и Ботанического института, был заложен по указу Петра I от 17 февраля 1714 года в целях введения в культуру полезных растений, особенно лекарственных. В 30-е годы XVIII столетия здесь выращивали до 300 видов лекарственных растений, снабжая лекарственным сырьем аптеки, а также осуществляли частичную переработку некоторых растений на лекарства. Вот описание одного из таких растений: “Многолетнее сорное растение, листья супротивные, черешковые, яйцевидноланцетовидной формы, по краю крупно-зубчатые. Растет в затемненных местах, оврагах, у дорог, вблизи жилья. Листья, помещенные в молоко, предохраняют его от скисания. Свежие мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. Из волокон этого растения можно изготовить сети, которые не гниют в воде, а из корней получить желтый краситель.
Листья же – неистощимая основа для фантазии хозяйки по приготовлению здоровой и полезной пищи”. Мы с детства знаем это растение по сказке Г.Х. Ан дерсена, личный же опыт общения с ним для многих оказывается плачевным.
Какое вещество, содержащееся в этом растении, способно довести до слез?
Ответ: В волосках крапивы содержится муравьиная кислота HCOOH.
16. Представьте себе залитую тропическим солнцем базарную площадь старинного восточного города. Она полна разноязычного говора. Торговцы из разных стран обмениваются товарами: оружием, зерном, глиняной посудой, медом и вином, шелком и жемчугом. На особом каменном возвышении продаются рабы. Это закованные в цепи пленники, захваченные во время военных набегов и грабежей, или люди, проведшие в рабстве уже много лет. Но на одном месте бойко идет торговля этим веществом. Многие выменивают это вещество на оружие или на редкое в то время стекло, и часто за это вещество отдают самых лучших рабов – ремесленников. Что это за вещество?
Ответ: Это вещество - хлорид натрия NaCl (поваренная соль).
17. Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов – китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки – ладан, в Китае – корень женьшеня, в середине 19 века – свечной воск, в 20-е годы прошлого столетия – асфальт. Основа современной подобной продукции – млечный сок некоторых южных деревьев, остальное – добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африки – мускуса, Востока – хризантемы, розы и сирени, Европы – мяты.
В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений.
Какая это продукция? Из чего изготавливается в настоящее время?
Ответ: Жевательная резинка; каучук. Натуральный каучук получают из млечного сока дерева гевеи, которое произрастает в Бразилии. В нашей стране нет природных источников получения натурального каучука, поэтому были предложены способы получения синтетического каучука (из изопрена – изопреновый, из дивинила – дивиниловый).
Какую техническую задачу знаменитый американский изобретатель Томас Алва.
Эдисон назвал сплошным вымыслом и с трудом допускал, что решение такой проблемы в России когда-нибудь увенчается успехом и при этом глубоко ошибался? В чем же был неправ Т.Эдисон?
Ответ: В 1928 году С.В. Лебедев синтезировал синтетический каучук полимеризацией 1,3-бутадиена под действием натрия.
Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение – это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец – эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неогра ничены. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные. Что это за вещество?
Ответ: Элементы – натрий Na и хлор Cl. Вещество - NaCl хлорид натрия (поваренная соль).
На одной из площадей Лондона установлен памятник ученому-химику. Он изображен с лупой в руках, с помощью которой он собирает пучок солнечных лучей. Какое событие увековечено в памяти людей этой скульптурой?
Ответ: Этот памятник установлен английскому ученому Джозефу Пристли (он первым открыл кислород) и увековечил открытие кислорода.
22 апреля 1915 года мир узнал о новом виде оружия – химическом. Вблизи города Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 тонн этого газа. Армия Атланты за несколько минут потеряла 5000 солдат.
О каком газе идет речь?
Ответ: Это газ - хлор Cl2
С давних времен при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой это вещество. Что это было за вещество и почему?
Ответ: Неизвестное вещество – сахар C12H22O11 (сахароза). Еще в прошлом веке было подмечено, что сахар способен обезвреживать цианиды, так как при взаимодействии, например, глюкозы с синильной кислотой образуются нетоксичные соединения.
Рыжие лесные муравьи обладают феромоном тревоги – кислотой, которая одновременно служит оружием. Установите его структурную формулу, если вещество разлагается при нагревании, дает реакцию “серебряного зеркала”.
Ответ: Это вещество – муравьиная кислота HCOOН
В состав облепихового масла входят ненасыщенные соединения. У них низкие температуры плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими, а клюква, рябина, брусника превращаются в твердые замороженные комочки. Одним из основных компонентов является вещество состава C17H33COOH, которое обесцвечивает бромную воду, при этерификации образует с глицерином жидкий жир. Назовите это вещество.
Ответ: Олеиновая кислота - C17H33COOH
Швейцарский ученый (математик, физик, астроном, механик) переехал в Россию В 1726 году для работы в Петербургской Академии наук. Он получил письмо от М.В. Ломоносова, в котором автор сформулировал важное открытие, дав ему образное сравнение: “Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования”. О каком открытии идет речь?
Ответ: Закон сохранения массы веществ гласит: “Масса веществ, вступивших вреакцию равна массе веществ, образующихся в результате реакции”.
В 1889 году в знак признания особых заслуг русскому ученому в Лондоне были преподнесены алюминиевые весы. Назвать ученого, объяснить, почему в качестве подарка были выбраны именно весы, и почему алюминиевые?
Ответ: Д.И. Менделеев – первый директор палаты мер и весов (1893 год), ныне ВНИИ. Алюминий был только что получен электролитически и высоко ценился.
В 1959 году в городе Волгограде вступил в строй алюминиевый завод. Как вы считаете, почему именно этот город был выбран местом строительства этого завода?
Ответ: Производство алюминия требует больших затрат электроэнергии, а в Волгограде есть дешевый источник электроэнергии – Волжская ГЭС.
Также способствует “оживлению” урока применение химических сказок, особенно на начальном этапе изучения как неорганической, так и неорганической химии. Вот, например, сказка “Кислород”.
Сказка “Кислород”.
Речь пойдет об одном городе, населенном необычными жителями. Необычными они были потому, что могли жить и поодиночке, и семьями, причем семей у них могло быть несколько.
Жил в этом городе один важный господин. Он был очень гордый: идет по улице – под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит. Но, несмотря на свою гордость, когда ему нужно было, он всегда мог найти с жителями города контакт, и легче всего с одинокими. С ними он со всеми перезнакомился: с одними это не составило труда, с другими требовалась специальная подготовка. И после каждого контакта с важным господином жители изменялись до такой степени, что их невозможно было узнать. Они жили в ожидании очередного прихода гостя.
Однажды, после посещения им одной знатной дамы, она так изменилась, что ее никто не смог узнать: ее красота исчезла, и она вся почернела. Вдобавок ее уволили с работы, так как она уже не справлялась со своими обязанностями. И только экстрасенс смог восстановить ее первоначальное состояние.
Жители были в панике.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей, было сообщение о том, что важный господин хочет встретиться с экстрасенсом. Он так и сказал: “Иду на гремучее дело”.
Жители всполошились: они поняли, что речь идет о покушении на экстрасенса, и приняли единственно правильное решение – идти в полицию.
На важного господина было заведено уголовное дело.
Задание. Ребята, проведите свое расследование и ответьте на следующие вопросы.
1. Кто является “важным господином”?
2. Кто такие “одинокие жители” и их “семьи”?
3. Что означает слово “контакт”?
4. О какой знатной даме идет речь?
5. Что с ней произошло?
6. Кто такой “экстрасенс”?
7. Что означает “гремучее дело”?
8. Как “экстрасенс” смог восстановить первоначальное состояние “знатной дамы”?
Считаю, что такие уроки формируют положительное отношение и вызывают интерес у учащихся к предмету, создают психологически комфортную и увлекательную обстановку, в которой усвоение учебного материала происходит непроизвольно.