Цель: В ходе практической работы и наблюдений познакомить обучающихся с понятиями “равенство”, “неравенство”.
Задачи:
- Ввести в лексикон детей понятия “равенство”, “неравенство”. Учить детей составлять правильные равенства и неравенства, правильно их читать.
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать числа и числовые выражения с помощью знаков >,<,=. Содействовать развитию у школьников умений общаться, умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
- Воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
II. Устный счёт.
1. Игра “Помоги Незнайке найти свой вагон”: на доске вагончики, номера их перепутаны. Поставьте их по порядку.
2. Работа с кассой цифр.
- Покажите ответ:
На крыльце сидит щенок, греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один и уселся рядом с ним.
Сколько стало всех щенят, тех, что на крыльце
сидят? (2)
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
Колючий ёж по лесу шёл, на обед грибы нашёл,
Два – под берёзой, один – у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? (3)
Шесть весёлых медвежат за малиной в лес спешат.
Но один малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (5)
3. Игра “Засели домики”:
(Два ученика выходят к доске, записывают состав чисел 3 и 5)
III. Подготовка к восприятию учебного материала. Постановка цели урока.
- Сравните числа 3 и 5. Что о них можно сказать? Как это показать с помощью знаков?
(С помощью карточек на доске дети составляют запись 3 < 5)
- Откройте учебники на с.49. Найдите задание с куклами(текст читает учитель).
- Сколько у Лены кукол? (2).
- Сколько у Веры кукол? (3).
- Что надо найти в задаче? (Сколько всего кукол у Лены и Веры).
- Как ответить на вопрос? Что за запись получится (С помощью карточек на доске дети составляют запись 2 + 3 = 5).
- Как назвать получившиеся записи? (Дети высказывают своё мнение)
- Сегодня мы будем говорить о равенствах и неравенствах.
Музыкальная физкультминутка.
IV. Освоение нового материала.
1. Знакомимся с понятиями “равенство”, “неравенство” (работаем с электронным приложением к учебнику, выполняем задания)
2. Учимся записывать равенства и неравенства (работа в парах):
- Положите слева 4 красных квадрата, справа 3 синих квадрата. Какую запись можно составить? (4 > 3). Запишите в тетрадь.
- Уберите один красный квадрат. Какую теперь запись составим?(3 = 3) . Запишите.
- Уберите один синий квадрат, остальные положите рядом с красными квадратами. Какие записи составим? (3 + 2 = 5, 3 > 2, 2 < 3). Запишите.
V. Первичное закрепление.
Работа в тетради на печатной основе с.19: выполняется задание “Вставь нужный знак”. Взаимопроверка (ученики в парах обмениваются тетрадями и сравнивают свои результаты: если ученик считает, что задание выполнено верно, он ставит +).
VI. Самопроверка.
На с.48 учебника дети распознают равенства и неравенства, среди них находят неверные, предлагают варианты правильной записи.
VII. Подведение итогов.
- С какими математическими выражениями мы познакомились сегодня на уроке?
- Как отличить равенство от неравенства?
- Как сравнить число и выражение?
Вы сегодня старались и у многих всё получилось.
VIII. Рефлексия.
- А теперь покажите мне, пожалуйста, с каким настроением вы уходите с урока.
- Если все получалось и вы довольны собой, нарисуйте улыбку.
- Если недовольны собой и у вас ничего не получалось, нарисуйте грустного человечка.
- Поднимите свои рисунки. У нас много улыбок, а это значит, что мы все на уроке потрудились очень хорошо и еще сможем многое.
- Спасибо за работу на уроке!