Предмет: математика (40 минут)
Класс: 2
Цель: учить выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в столбик,
Задачи:
- формировать умение записывать действие в столбик; продолжить работу по формированию вычислительных навыков,
- развивать мыслительные операции, умение применять полученные знания на практике, умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку;
- воспитывать интерес к математике, умение действовать активно на протяжении всего урока.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для групповой работы, кленовые листья разных цветов.
Этапы работы | Содержание этапа | ||
1. Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задача: создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные. |
Слайд №1 (Солнышко с лучами) - Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность. - В жизни человека большую роль играет настроение. С радостным настроением легко получаются любые дела. И наоборот, когда плохое настроение, все “валится из рук”. Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения. |
||
2. Изучение учебного материала А) Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сложение и вычитание с переходом через разряд, Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сложения и вычитания с переходом через разряд, создание ситуации для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. |
Слайд №2 Как хорошо уметь
считать . Прочитайте, что написала
второклассница Наташа из города Сызрани. Умеете вы считать? Что значит хорошо считать? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте перенесёмся в школу позапрошлого века. Слайд №3 школа Рачинского На уроке в народной школе. Один ученик из этих учеников, когда вырос рассказал о своей любимой школе , о своём любимом уроке этой картиной. Имя художника Богданов – Бельский. Чем она отличается от нашей? Как называется этот урок? Какое задание выполняют ученики? Умеете ли вы считать устно? Вывод: Уметь считать устно – это уметь думать, рассуждать, объяснять. Как получить ответ. 1.Устный счет. ( на доске) 7+7=...-9=...+7=...-8=...+9=...+7=...+10=... (7+7=14-9=5+7=12-8=4+9=13+7=20+10=30) - Что можно сказать о получившемся числе? (двузначное, круглое, четное число |
||
Б) Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. |
1. Внимательно посмотрите на числа. - Что между ними общего? Какое число лишнее? (Эти числа двузначные, за исключением числа 8, оно однозначное) 5, 50, 45, 40, 35; 28, 23, 18, 13, 8; 36, 32, 28, 24, 20; 82, 77, 72, 67, 2. - В чём сходство между рядами? (Во всех рядах числа уменьшаются на одно и то же число) - Какой из рядов “лишний”? (В третьем ряду числа уменьшаются на 4, в остальных – на 5; во втором ряду есть однозначное число, а в остальных - нет; в четвёртом ряду есть число, записанное одинаковыми числами, а в остальных - нет). - Назовите в четвёртом ряду самое большое и самое маленькое число (82, 62) - На сколько 82 больше 62? (на 20) - На сколько меньше? (тоже на 20) - Расскажите, что вы знаете о числе 82? (это двузначное число, оно состоит из 8 десятков и двух единиц) - Что получится, если 62 увеличить на 4? (66) - Сложите 62 и 30 (92) (здесь сделать рисунок прибавления чисел) - Cегодня 3 декабря начало зимы, но у нас ещё осень - На ум приходят строчки А.С. Пушкина Унылая пора! Очей очарованье! - Какой в этом году была осень для вас? - Чем она вас радовала? |
||
В) Открытие новых знаний Цель: обсудить проект решения учебной задачи и составить алгоритм записи в столбик Методы: учебный диалог, моделирование |
Слайд №4 2. Картинка с изображение осени, нарисованная с помощью геометрических фигур. - Посмотрите на картинку. Что можете о ней сказать? - Какие мысли приходят на ум? - Сколько и каких геометрических фигур вы насчитали? (треугольников -.., ломанных -.., ромбов -.., прямоугольников -.., прямых -..) - Осень вам прислала последний подарок. (музыка) и за одно зарядка По классу разбросаны листья, пройдитесь и поднимите тот листик, который соответствует вашему настроению. |
||
3. Закрепление учебного материала Цель: учиться выполнять действия в столбик. Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения записи в столбик. Задачи: - развитие умения выполнять действия в столбик; - развивать умение работать в группе и самостоятельно; - развивать способность сверять свою работу с образцом и самостоятельно и объективно её оценивать. Методы: репродуктивные |
- Ребята, а у кого листочек оказался с
сюрпризом? Давайте повесим эти листочки на доску. На доске: 62. 36. 53. 76. 23. 56. 98. - Какое задание вы можете предложить? (расположить в порядке возрастания, убывания; представить в виде суммы разрядных слагаемых, сумма цифр) - Выберите то задание, которое вам понравилось. Взаимопроверка тетрадей. - А я хочу вам предложить найти значение суммы 2 самых маленьких чисел. (один ученик у доски решает выражение с пошаговым объяснением) 23+36=(20+3)+(30+6)=(20+30)+(3+6)=50+9=59 - Найдем разность 98 и 45 (второй ученик у доски решает выражение с пошаговым объяснением) 98-45=(90+8)-(40+5)=(90-40)+(8-5)=50+3=53 Учебник стр. 72 № 152 Катя и Женя как решили? Перепиши в тетрадь и ответь на вопросы. |
||
4. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса |
Вопросы по слайду. - С какой проблемой сталкиваемся при решении выражений? (длинная запись) - Итак, что нам нужно научиться делать? (учиться делать короткую запись) - Я хочу показать вам короткую запись на доске. Слайд№6
- Сравните новую запись в столбик с записью в строчку? Какая из записей вам нравиться больше? - А кто догадался, почему мы так долго выполняли действия по цепочке? |
||
5. Домашнее задание Цель: закрепить умение выполнять действия в столбик. |
Составляли алгоритм записи в
столбик Под руководством учителя формулируется алгоритм письменных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел:
Слайд №7
- Мы решили учебную задачу? Составили алгоритм записи в столбик. - Давайте наше открытие проверим в действии. Откройте учебник с. 72 №152 (3) или на доске решают
Вычислить выражения в столбик (действия выполняются у доски с комментированием) - Как расположены числа в выражениях? - Где стоят знаки действий? - Чем заменен знак равно? Физминутка для глаз. Слайд на доске “Снежинки” - Ребята, один ум хорошо, а вместе работать лучше и веселей. Работа в группах. Дети берут с подноса по одному жетону (круг, ромб, треугольник, квадрат) и рассаживаются по группам. Каждой группе предстоит измерить длину ломанной. (Вспомнить правила работы в группе, каждая группа называет по одному правилу) Слайд№ 8 - Выберите одну ломанную, длину которой будете измерять. - Почему ломанные разные, а результаты одни? Математика-наука точная, действия выполняются по алгоритму. Давайте вернемся к теме урока, когда учились складывать в столбик. Слайд №9 - Посмотрите на запись. - Что вы видите? - Со всем ли вы согласитесь? - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Кто хочет узнать, почему нельзя записывать “как хочется”? - На следующем уроке мы с вами и разберемся, почему так нельзя записывать.
(для комиссии сделать оценку работы) Слайд №10 Д/з. № 167 стр. 78 Слайд № 11 Спасибо! Молодцы! |