Открытый урок по физике по теме «Расчёт плотности вещества» 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

  • Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема тел при решении задач; отработка навыков самостоятельной работы учащихся с таблицей;
  • Развивающая: развитие навыков практической работы, проведения сравнения; развитие речи, внимания, памяти, логического и креативного мышления;
  • Воспитательная: воспитание уверенности в себе, этики групповой работы; формирование положительного эмоционального отношения и интереса к предмету.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Оборудование:

№ п/п Название Количество, шт.
1 Компьютер 1
2 Мультимедийный проектор 1
3 Мультимедийная презентация (Приложение 2) 1
4 Экран 1
5 Сосуд с холодной водой (с синей маркировкой) 1
6 Сосуд с горячей водой (с красной маркировкой) 1
7 Термометр демонстрационный спиртовой 1
8 Раздаточный материал к физическому диктанту (Приложение 3) 20
9 Магнитофон 1
10 Удлинитель 1
11 Диск с записью музыкальной композиции Ennio Moricone – Chi Mai (Theme from Professional) 1
12 Сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цветов по 30
13 Продукты питания прямоугольной формы в упаковке с указанием массы, деревянные кубики их разных сортов древесины, набор овощей и фруктов. 15
14 Заготовка таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”, “Плотность древесины”, “Плотность овощей и фруктов” 30
15 Линейка 15
16 Микрокалькулятор 15
17 Лоток для оборудования 7
18 Текст разноуровневого домашнего задания (Приложение 4) 30

Оформление: на доске написана дата и тема урока, сделана заготовка таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”, на обратной стороне доски представлены ответы к физическому диктанту для каждого из двух вариантов.

Подготовка к уроку: на демонстрационном столе учителя находятся сосуд с холодной водой, сосуд с горячей водой, термометр демонстрационный спиртовой, плакаты к физическому диктанту, тексты разноуровневого домашнего задания. В доступном месте для учителя находится магнитофон, лотки с оборудованием для практической работы, в каждом из которых находятся твёрдые продукты питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы (2 шт.), линейки (2 шт.), микрокалькуляторы (2 шт.), заготовки таблицы “Плотности некоторых продуктов питания” (5 шт.). Набор деревянных кубиков изготовленных из разных пород деревьев по (2 шт.). Лоток с овощами и фруктами, по (2 шт.). Включен компьютер, настроен мультимедийный проектор. На партах лежат сигнальные карточки для учащихся.

План урока

№ п/п Этап урока Стадия урока Время, мин
1 Постановка цели урока Вызов 2
2 Проверка знаний, их актуализация Активизация мыслительной деятельности 8
3 Постановка проблемы. Практическая работа “Определение плотности продуктов питания” “ Плотности древесины”, “Плотности овощей и фруктов” Осмысление 8
4 Здоровье сберегающая пауза Расслабление 2
5 Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации Восприятие 8
6 Закрепление знаний Повторение 7
7 Подведение итогов. Рефлексия Рефлексия 4
8 Задание на дом Заключение 1

Ход урока

1 этап урока: Постановка цели урока (стадия вызова)

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Учитель: озвучивает тему урока, эпиграф к уроку (слайд 1).

Сегодня мы продолжим рассмотрение вопроса о плотности вещества, а девизом урока нам послужат слова великого Рене Декарта “Я мыслю, следовательно, я существую” (слайд 2)

Приглашает одного из учеников провести демонстрационный эксперимент перед всем классом. Предлагает ему опустить резервуар спиртового демонстрационного термометра сначала в сосуд с горячей водой, затем в сосуд с холодной водой. Проводит фронтальную беседу с учащимися, связанную с экспериментом по следующим вопросам:

  1. Что показывает термометр при погружении его резервуара в сосуд с горячей водой? (Ответ: рост температуры).
  2. Как изменилась средняя скорость движения молекул спирта? (Ответ: средняя скорость движения молекул спирта увеличилась, так как увеличилась температура вещества).
  3. Как изменился при этом объём спирта? (Ответ: объем спирта увеличился, так как повысится уровень столба спирта в трубке из-за увеличения расстояния между молекулами).
  4. Изменилась ли масса спирта в резервуаре термометра? (Ответ: масса не изменилась, так как резервуар термометра герметичен).
  5. Изменилась ли при этом плотность спирта? (Ответ: плотность спирта уменьшилась, так как уменьшилось число частиц в единице объёма вследствие расширения вещества).
  6. Что показывает термометр при погружении его резервуара в сосуд с холодной водой? (Ответ: уменьшение температуры).
  7. Как изменилась средняя скорость движения молекул спирта? (Ответ: средняя скорость движения молекул спирта уменьшилась, так как уменьшилась температура вещества).
  8. Как изменился при этом объём спирта? (Ответ: объем спирта уменьшился, так как снизился уровень столба спирта в трубке из-за уменьшения расстояния между молекулами).
  9. Изменилась ли масса спирта в резервуаре термометра? (Ответ: масса не изменилась, так как резервуар термометра герметичен).
  10. Изменилась ли при этом плотность спирта? (Ответ: плотность спирта увеличилась, так как увеличилось число частиц в единице объёма вследствие сжатия вещества).

Подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, отмечают недостаточность знаний о данной величине, формулируют цель урока и записывают в тетрадях тему урока.

2 этап урока: Проверка знаний, их актуализация (стадия активизации мыслительной деятельности)

Актуализация знаний осуществляется в форме проверки выполнения заданий в виде физического диктанта и взаимопроверки.

Учитель проводит физический диктант (Приложение 3) с музыкальным сопровождением в форме фронтальной письменной работы с целью проверки усвоения понятия плотность вещества, знания учащимися обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема. Физический диктант включает 10 заданий для каждого из 2-х вариантов и рассчитан на 8 минут (включая взаимопроверку). Задания диктантов предлагаются на плакатах в виде цветных рисунков, схем и по своей структуре являются программами отбора. По окончании диктанта учитель демонстрирует правильные ответы, открыв классную доску с обратной стороны, и предлагает осуществить взаимопроверку в парах, озвучивает критерии оценивания. Просит осуществить обратную связь через сигнальные карточки красного (“5”), желтого (“4”) или зеленого (“3”) цвета. Обращает внимание на вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся.

Учащиеся выполняют задания физического диктанта. В парах осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки в тетрадях. По просьбе учителя поднимают сигнальную карточку.

3 этап урока: Постановка проблемы. Практическая работа “Определение плотности продуктов питания” (стадия осмысления)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. А как же ее рассчитать? Как рассчитать плотность древесины?

Учитель предлагает образовать группы по четыре человека (повернуться к учащимся за соседнюю парту). Озвучивает эпиграф к практической работе:

“Одна свеча избу лишь слабо освещала;

Зажгли другую – что ж?

Изба светлее стала.

Правдивы древнего речения слова:

Ум хорошо, а лучше два”. (слайд 3).

Учитель выдает каждой группе лоток со следующим оборудованием:

– твёрдый продукт питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы (2 шт.);

– набор деревянных кубиков (2 шт.);

– набор овощей и фруктов (2 шт.);

– приборы (весы, линейку, мензурку, калькулятор)

заготовка таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”,

“Плотность древесины”, “Плотность овощей и фруктов”.

Учитель даёт задание провести коллективное исследование: “Определение плотности веществ”. Координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и записывает полученные результаты в таблицу на доске, демонстрируя результат коллективного исследования.

Учащиеся обсуждают проблему в группах, выдвигают гипотезы. Обсуждают гипотезы между группами. По обдуманному плану определяют плотность предложенных продуктов питания (масса вещества указана на упаковке; объем определяют умножением длины, ширины и высоты прямоугольника; погрешностью при измерениях пренебрегают; плотность рассчитывают делением массы на объём с помощью микрокалькулятора, переводят единицы измерения плотности в систему СИ). Расчеты отражают в тетради. По просьбе учителя озвучивают полученные результаты, заполняют заготовку таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”.

Плотности некоторых продуктов питания

№ п/п Название Плотность
г/см3 кг/м3
1 Кисель “Клубника”    
2 Сахар-рафинад    
3 Конфета “Коровка”, суфле    
4 Шоколад “Путешествие”, горький    
5 Кубик бульонный “ маги”    

Плотность древесины при 12 % влажности

№ п/п Название Плотность
г/см3 кг/м3
1 Лиственница    
2 Сосна    
3 Ель    
4 Липа    
5 Ясень    

Плотность овощей и фруктов

№ п/п Название Плотность
г/см3 кг/м3
1 Картофель    
2 Морковь    
3 Груша    
4 Яблоко    
5 Свекла    

4 этап урока: Здоровье сберегающая пауза (стадия расслабления)

Учитель просит учащихся развернуться за свои парты и предлагает комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений гимнастики для глаз под руководством учителя.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 раза.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторить 4 раза.

Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 раза.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4 раза.

В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 2 раза.

5 этап урока: Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации (стадия восприятия)

Учитель вновь предлагает продолжить работу в группах по полученным таблицам. Озвучивает задание № 1 творческого характера: Составить как можно больше качественных задач, пользуясь данными таблиц “Плотности некоторых продуктов питания”, “Плотность древесины”, “Плотность овощей и фруктов”. Координирует взаимодействие групп при обсуждении результатов работы.

Учащиеся работают с таблицей в группах, анализируют её данные, сравнивают, делают выводы, конструируют качественные вопросы и ответы на них. Задают вопросы другим группам, отвечают на вопросы других групп.

Возможные качественные задачи:

– Какой из указанных продуктов питания имеет наибольшую плотность?

– Какой из указанных продуктов питания имеет наименьшую плотность?

– Какие из указанных продуктов питания имеют одинаковую плотность?

– Что означает, что плотность ... вещества рана ... кг/м3?

– На сколько различаются плотности ...продуктов питания?

– Во сколько раз различаются плотности ... продуктов питания? и т.д.

Учитель предлагает задание №2 творческого характера: Пользуясь данными таблиц составить и оформить в тетради расчетную задачу. Координирует взаимодействие групп при обсуждении текстов задач.

Учащиеся работают с таблицами в группах, производят поиск, оценку, отбор данных, формулируют условие расчетной задачи и решают её в тетрадях. Озвучивают тексты задач. Выбирают наиболее интересную задачу.

6 этап урока: Закрепление знаний (стадия повторения)

Учитель демонстрирует программированные задания (программы отбора, программы группировки), представленные в мультимедийной презентации (слайды 4-12).

Желающие учащиеся поднимают руку и устно отвечают на вопросы заданий.

7 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия (стадия рефлексии)

Вопросы учителя к учащимся:

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Что вы поняли?

3) Чему вы научились?

4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек.

Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (работал на “5”), желтого (работал на “4”), зеленого (работал на “3”) цвета.

Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал.

8 этап урока: Задание на дом (заключительная стадия)

Учитель: Мы коснулись лишь некоторых моментов в этой теме. Впереди вас ждут новые открытия. Для тех, кто хочет узнать ещё больше, предлагаю обратиться к литературе:

– Енохович А. С. Справочник по физике. – М.: Просвещение, 1990;

– Энциклопедия “Я познаю мир”. – М.: Астрель, 2004.

Даёт задание на дом, выдаёт раздаточный материал с разноуровневыми заданиями для учащихся, делает краткие пояснения.

Учащиеся записывают его в дневник, забирают с собой раздаточный материал (Приложение 4).

Приложение 1

Приложение5

Источники.

1. Ильина Н. В. Тематический контроль по физике. Зачеты 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2000. – 48 с.

2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебн.-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 112с.

3. Марон А. Е., Марон Е. А. Физика. 7 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.

4. Павленко Н. И., Павленко К. П. Тестовые задания по физике. 7 класс. – М.: Школьная Пресса, 2003. -64 с.

5. Пеннер Д. И. Худайбердиев А. Программированные задания по физике для 6-7 классов средней школы. Дидактический материал. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

6. Чеботарева А. В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6-7 классах: Дидакт. материал. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.-158 с.