Общее грамматическое значение имен числительных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Урок составлен на основе программы развивающего обучения русскому языку в начальной школе, автор В.В. Репкин, Е.В. Восторгова

Цель урока: выделить и исследовать новую часть речи.

Педагогические задачи:

  • Создать условия для открытия нового знания учащимися;
  • Обучать детей выделять имя числительное среди слов в предложении.
  • Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.
  • Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
  • Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
  • Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)

Тип урока: постановка и решение частной задачи.

Оборудование: мультимедийные средства, таблица частей речи, листы А-4, маркеры (по количеству групп), учебник по русскому языку, 4 класс, автор В.В. Репкин, Е.В.Восторгова.

План урока:

  1. Создание ситуации успеха.
  2. Создание ситуации интеллектуального конфликта.
  3. Постановка частной задачи.
  4. Анализ условий частной задачи и ее решение.
  5. Организация групповой работы. Обсуждение результатов групповой работы.
  6. Составление коллективного плана работы.
  7. Моделирование.
  8. Итоговая рефлексия
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Создание ситуации успеха.

Задание № 1

У: Ребята, посмотрите на таблицу. Как она называется?

Таблица “Самостоятельные части речи”

Части речи Лексическое значение Грамматическое значение Вопрос
Имя существительное Называет предмет Ч., П., Р. Кто? Что?
Имя прилагательное Называет признак предмета Ч., П., Р. Какой?
Глагол Называет действие предмета Ч., Вр., Р., или Л. Что делать?

Д: Части речи.

У: Что мы знаем о частях речи?

У.: Дома, я просила вас написать мини – сочинение от имени изученных частей речи.

Я – Существительное

Я – Прилагательное

Я – Глагол

У.: Проверим как вам удалось в сочинении охарактеризовать каждую из изученных частей речи.

(Заслушиваются детские мини-сочинения на заданную тему.)

У.: Спасибо, ребята, эта работа помогла вам еще раз вспомнить все, что вы знаете об изученных частях речи.

Задание № 2

У.: Спишите предложение, записанное на доске:

/ Плюкатая страюшка кидела ба серене. /

(Предложение заранее записано на доске)

У.: Выделите части речи.

(Один ученик работает у доски)

У.: Рассмотрите запись. Если у вас возникли вопросы, задайте их.

(Задают вопросы ученику, работающему у доски)

Д.: Как ты действовал, чтобы определить части речи?

(Определял грамматические значения каждого слова, вспоминал наборы таких значений)

Д.: А почему ты не пользовался вопросами?

(Вопросы не всегда помогают)

У.: Кто действовал точно так же?

У.: -У кого получилось выполнить задание без ошибок?

- Кому было легко?

- Как вы думаете, зачем я предложила выполнить эти задания?

(Д.: Чтобы мы повторили все, что знаем о частях речи, а потом потренировались их выделять на непонятных словах)

У.: Почему я давала слова, у которых лексическое значение отсутствует, ведь работать с понятными словами быстрее и легче?

(Но ведь так интереснее)

У.: Я дала это предложение, чтобы убедиться в том, что вы действительно умеете пользоваться способом определения частей речи.

У.: Все ли мы знаем о частях речи?

Послушаем персонажей нашего учебника. Послушаем внимательно.

(Фрагмент видеослайда № 1)

Презентация.

(слайд №2)

У.: Думаю, что со следующим заданием вы справитесь с легкостью потому, что все слова в новом предложении имеют лексическое значение.

II. Создание ситуации интеллектуального конфликта (слайд №3)

У.: Запишите предложение, определите части речи:

(Над крышей летают пять голубей.)

Задание выполняется самостоятельно.

У.: Что случилось? Есть проблема?

(Дети объясняют свои сомнения)

У.: Хорошо, давайте сначала проверим, как вы выделили известные части речи, а потом вернемся к нашей проблеме.

(Один ученик выходит к доске и надписывает названия частей речи.)

У: Проверим правильность выполненной работы. (слайд № 4)

III. Постановка частной задачи.

У.: Сформулируйте, пожалуйста, четко проблему, с которой вы столкнулись.

Д.: Мы не можем определить, к какой части речи относится слово “пять”.

У.: Поставьте над этим словом вопросительный знак. (слайд № 4)

IV. Анализ условий частной задачи и ее решение.

Организация групповой работы.

У.: Как мы будем действовать?

Д.: Надо понаблюдать за этим словом.

У.: Хорошо. На три минуты соберитесь в группы и составьте план дальнейшей работы.

V. Обсуждение результатов групповой работы.

(Ребята выполняют работу в группах на листах А4, записывая план работы над новой частью речи).

Например:

1 группа:

1. Найти грамматическое значение

2. Поставить вопрос.

3. Придумать задание.

2 группа:

1. Определить средства грамматической связи.

2. Поставить вопрос

3. Определить лексическое значение.

3 группа:

1. Определить грамматическое значение.

2. Поставить вопрос.

3. Определить, это имя или глагол.

4. Узнать, как пишется.

У.: Прочитайте внимательно все планы. Похожи они между собой?

Д.: Планы похожи между собой.

У.: Выберите план, которым мы будем пользоваться вместе.

Д.: Так не получится. В каждой группе есть такой пункт, который больше ни у кого не встречается. А без него нельзя работать.

У.: Давайте составим общий план.

IV. Составление коллективного плана работы.

В результате обсуждения получается такой план: (слайд №5)

1. Определить средства грамматической связи.

2. Поставить вопрос.

3. Придумать название

4. Узнать, как пишется.

V. Моделирование.

У.: Раз у нас теперь есть план действий, соберитесь в группы и исследуйте слово “пять”. Зафиксируйте результат своей работы, используя модель слова.

(Запись работы на листах формата А4)

У.: Что вам удалось выяснить?

Д.: Мы выяснили, что все-таки это новая часть речи. У него только одно средство грамматической связи. Это падеж. Теперь мы точно знаем, что это какое-то имя.

У.: Вы определили вопрос, на который отвечает эта часть речи?

Д.: Сколько?

У.: Какое лексическое значение у этого слова? На что оно указывает?

Д.: Сколько голубей летало?

У.: Как сказать об этом по-другому?

Д.: Какое количество голубей летало?

У.: Совершенно верно. Лексическое значение этой части речи – называть количество.

У.: Как же назвать эту часть речи?

(Дети высказывают свои версии.)

У.: Вы угадали. Эта часть речи называется имя числительное. (слайд № 6)

У.: Дополним нашу таблицу частей речи.

(Дети заполняют таблицу у себя на партах и на доске.)

Физминутка

Отдохнем от серьезной работы и отгадаем загадки. ответами на которые будут имена числительные.

Загадки про числительные (на листах)

  1. Сколько человек одного не ждут?
  2. Сколько раз надо отмерить, чтобы потом отрезать?
  3. Сколько чертят чертят чертеж, причем чрезвычайно чисто?
  4. Какой месяц в году предпоследний?
  5. Какое числительное в названии сказки, главный герой которой волк – притворщик?
  6. Волшебное числительное многих сказок.
  7. Какое числительное входит в название фильма о белых собачках с черными пятнами?
  8. Сколько попугаев в одном питоне?

У.: В русских народных пословицах и поговорках часто использовались имена числительные.

А вы знаете такие пословицы и поговорки?

У.: Запишите в тетрадь пословицы и поговорки, записанные у вас на листочках. Найдите в тексте имена числительные. Подчеркните их.

(дети выполняют работу)

Проверим работу. (слайд№ 7)

V. Домашнее задание. (слайд №8)

Вспомните и запишите в тетрадь как можно больше названий литературных произведений, в названии которых есть имена числительные.

У.: Посмотрите как интересно у нас получилось: имя существительное называет предмет, имя прилагательное называет признак предмета, глагол называет действие предмета, а имя числительное называет количество предметов.

Хорошо предмет устроился, все части речи ему служат! Вы согласны с моим утверждением?

Д.: А может и не все. Мы же не все части речи знаем.

У.: Ребята, кто может подвести итог урока?

VI. Итоговая рефлексия. (слайд №9)

  1. Какое открытие сделали сегодня на уроке?
  2. Кому было легко и интересно работать над проблемой урока?
  3. В чем испытывали затруднения?
  4. За что вы можете похвалить себя?

Используемая литература.

  1. Деятельностный подход к обучению в начальной школе Е.И.Матвеева, И.Е. Патрикеева// Серия “Новые образовательные стандарты” - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 176 с.
  2. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 288 с.
  3. Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 2. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 160 с.
  4. Некрасова Т.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса (Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова) Программа В.В.Репкина и др.: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. – 2-е изд. М.: Вита-Пресс, 2012.- 192 с.