Урок составлен на основе программы развивающего обучения русскому языку в начальной школе, автор В.В. Репкин, Е.В. Восторгова
Цель урока: выделить и исследовать новую часть речи.
Педагогические задачи:
- Создать условия для открытия нового знания учащимися;
- Обучать детей выделять имя числительное среди слов в предложении.
- Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.
- Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
- Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
- Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
Тип урока: постановка и решение частной задачи.
Оборудование: мультимедийные средства, таблица частей речи, листы А-4, маркеры (по количеству групп), учебник по русскому языку, 4 класс, автор В.В. Репкин, Е.В.Восторгова.
План урока:
- Создание ситуации успеха.
- Создание ситуации интеллектуального конфликта.
- Постановка частной задачи.
- Анализ условий частной задачи и ее решение.
- Организация групповой работы. Обсуждение результатов групповой работы.
- Составление коллективного плана работы.
- Моделирование.
- Итоговая рефлексия
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Создание ситуации успеха.
Задание № 1
У: Ребята, посмотрите на таблицу. Как она называется?
Таблица “Самостоятельные части речи”
Части речи | Лексическое значение | Грамматическое значение | Вопрос |
Имя существительное | Называет предмет | Ч., П., Р. | Кто? Что? |
Имя прилагательное | Называет признак предмета | Ч., П., Р. | Какой? |
Глагол | Называет действие предмета | Ч., Вр., Р., или Л. | Что делать? |
Д: Части речи.
У: Что мы знаем о частях речи?
У.: Дома, я просила вас написать мини – сочинение от имени изученных частей речи.
Я – Существительное
Я – Прилагательное
Я – Глагол
У.: Проверим как вам удалось в сочинении охарактеризовать каждую из изученных частей речи.
(Заслушиваются детские мини-сочинения на заданную тему.)
У.: Спасибо, ребята, эта работа помогла вам еще раз вспомнить все, что вы знаете об изученных частях речи.
Задание № 2
У.: Спишите предложение, записанное на доске:
/ Плюкатая страюшка кидела ба серене. /
(Предложение заранее записано на доске)
У.: Выделите части речи.
(Один ученик работает у доски)
У.: Рассмотрите запись. Если у вас возникли вопросы, задайте их.
(Задают вопросы ученику, работающему у доски)
Д.: Как ты действовал, чтобы определить части речи?
(Определял грамматические значения каждого слова, вспоминал наборы таких значений)
Д.: А почему ты не пользовался вопросами?
(Вопросы не всегда помогают)
У.: Кто действовал точно так же?
У.: -У кого получилось выполнить задание без ошибок?
- Кому было легко?
- Как вы думаете, зачем я предложила выполнить эти задания?
(Д.: Чтобы мы повторили все, что знаем о частях речи, а потом потренировались их выделять на непонятных словах)
У.: Почему я давала слова, у которых лексическое значение отсутствует, ведь работать с понятными словами быстрее и легче?
(Но ведь так интереснее)
У.: Я дала это предложение, чтобы убедиться в том, что вы действительно умеете пользоваться способом определения частей речи.
У.: Все ли мы знаем о частях речи?
Послушаем персонажей нашего учебника. Послушаем внимательно.
(Фрагмент видеослайда № 1)
(слайд №2)
У.: Думаю, что со следующим заданием вы справитесь с легкостью потому, что все слова в новом предложении имеют лексическое значение.
II. Создание ситуации интеллектуального конфликта (слайд №3)
У.: Запишите предложение, определите части речи:
(Над крышей летают пять голубей.)
Задание выполняется самостоятельно.
У.: Что случилось? Есть проблема?
(Дети объясняют свои сомнения)
У.: Хорошо, давайте сначала проверим, как вы выделили известные части речи, а потом вернемся к нашей проблеме.
(Один ученик выходит к доске и надписывает названия частей речи.)
У: Проверим правильность выполненной работы. (слайд № 4)
III. Постановка частной задачи.
У.: Сформулируйте, пожалуйста, четко проблему, с которой вы столкнулись.
Д.: Мы не можем определить, к какой части речи относится слово “пять”.
У.: Поставьте над этим словом вопросительный знак. (слайд № 4)
IV. Анализ условий частной задачи и ее решение.
Организация групповой работы.
У.: Как мы будем действовать?
Д.: Надо понаблюдать за этим словом.
У.: Хорошо. На три минуты соберитесь в группы и составьте план дальнейшей работы.
V. Обсуждение результатов групповой работы.
(Ребята выполняют работу в группах на листах А4, записывая план работы над новой частью речи).
Например:
1 группа:
1. Найти грамматическое значение
2. Поставить вопрос.
3. Придумать задание.
2 группа:
1. Определить средства грамматической связи.
2. Поставить вопрос
3. Определить лексическое значение.
3 группа:
1. Определить грамматическое значение.
2. Поставить вопрос.
3. Определить, это имя или глагол.
4. Узнать, как пишется.
У.: Прочитайте внимательно все планы. Похожи они между собой?
Д.: Планы похожи между собой.
У.: Выберите план, которым мы будем пользоваться вместе.
Д.: Так не получится. В каждой группе есть такой пункт, который больше ни у кого не встречается. А без него нельзя работать.
У.: Давайте составим общий план.
IV. Составление коллективного плана работы.
В результате обсуждения получается такой план: (слайд №5)
1. Определить средства грамматической связи.
2. Поставить вопрос.
3. Придумать название
4. Узнать, как пишется.
V. Моделирование.
У.: Раз у нас теперь есть план действий, соберитесь в группы и исследуйте слово “пять”. Зафиксируйте результат своей работы, используя модель слова.
(Запись работы на листах формата А4)
У.: Что вам удалось выяснить?
Д.: Мы выяснили, что все-таки это новая часть речи. У него только одно средство грамматической связи. Это падеж. Теперь мы точно знаем, что это какое-то имя.
У.: Вы определили вопрос, на который отвечает эта часть речи?
Д.: Сколько?
У.: Какое лексическое значение у этого слова? На что оно указывает?
Д.: Сколько голубей летало?
У.: Как сказать об этом по-другому?
Д.: Какое количество голубей летало?
У.: Совершенно верно. Лексическое значение этой части речи – называть количество.
У.: Как же назвать эту часть речи?
(Дети высказывают свои версии.)
У.: Вы угадали. Эта часть речи называется имя числительное. (слайд № 6)
У.: Дополним нашу таблицу частей речи.
(Дети заполняют таблицу у себя на партах и на доске.)
Физминутка
Отдохнем от серьезной работы и отгадаем загадки. ответами на которые будут имена числительные.
Загадки про числительные (на листах)
- Сколько человек одного не ждут?
- Сколько раз надо отмерить, чтобы потом отрезать?
- Сколько чертят чертят чертеж, причем чрезвычайно чисто?
- Какой месяц в году предпоследний?
- Какое числительное в названии сказки, главный герой которой волк – притворщик?
- Волшебное числительное многих сказок.
- Какое числительное входит в название фильма о белых собачках с черными пятнами?
- Сколько попугаев в одном питоне?
У.: В русских народных пословицах и поговорках часто использовались имена числительные.
А вы знаете такие пословицы и поговорки?
У.: Запишите в тетрадь пословицы и поговорки, записанные у вас на листочках. Найдите в тексте имена числительные. Подчеркните их.
(дети выполняют работу)
Проверим работу. (слайд№ 7)
V. Домашнее задание. (слайд №8)
Вспомните и запишите в тетрадь как можно больше названий литературных произведений, в названии которых есть имена числительные.
У.: Посмотрите как интересно у нас получилось: имя существительное называет предмет, имя прилагательное называет признак предмета, глагол называет действие предмета, а имя числительное называет количество предметов.
Хорошо предмет устроился, все части речи ему служат! Вы согласны с моим утверждением?
Д.: А может и не все. Мы же не все части речи знаем.
У.: Ребята, кто может подвести итог урока?
VI. Итоговая рефлексия. (слайд №9)
- Какое открытие сделали сегодня на уроке?
- Кому было легко и интересно работать над проблемой урока?
- В чем испытывали затруднения?
- За что вы можете похвалить себя?
Используемая литература.
- Деятельностный подход к обучению в начальной школе Е.И.Матвеева, И.Е. Патрикеева// Серия “Новые образовательные стандарты” - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 176 с.
- Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 288 с.
- Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 2. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 160 с.
- Некрасова Т.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса (Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова) Программа В.В.Репкина и др.: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. – 2-е изд. М.: Вита-Пресс, 2012.- 192 с.