Конспект интегрированного занятия по декоративно-прикладному творчеству для обучающихся с ОВЗ "Кактус и Кº"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Пояснительная записка

Цель проведения настоящего занятия – развитие у школьников 10–14 лет с ОВЗ познавательной и творческой активности через продуктивную деятельность по созданию предмета интерьера в технике сухого валяния (фильцевания). Данное занятие предназначено для школьников с различными ОВЗ – оно доступно и слабовидящим, и слабослышащим школьникам, и школьникам с нарушениями опорно-двигательного аппарата; школьникам с интеллектуальными нарушениями оно позволит эмоционально воспринять материал по биологии и усвоить его.

Достижение поставленной цели педагогом, несомненно, имеет практическую значимость для школьников – в процессе изучения одного объекта с т. зр. науки (ботаники) и декоративно-прикладного творчества (в качестве модели для творческого воспроизведения) обучающиеся с ОВЗ получают эмоционально окрашенные знания об окружающем мире, а их прикладное творчество приобретает связь с окружающим миром, что позволит школьникам обучаться с удовольствием и получать прочные результаты обучения.

Задачи занятия таковы:

1) обучающая: познакомить школьников с видовым разнообразием растений – суккулентов, в т.ч. – кактусов, с материалами и техниками валяния, которые необходимы для создания художественного образа кактуса;

2) развивающая: развивать у школьников восприятие (прежде всего – зрительное, осязательное), произвольные внимание и память, воображение, мелкую ручную моторику и связную речь;

3) воспитательная: воспитывать у школьников бережное отношение к окружающему миру, аккуратность и опрятность, стремление к взаимопомощи, щедрость; формировать эстетические чувства, художественный вкус.

Конспект данного занятия с прилагаемыми презентациями 1 и 2 является примером интеграции одной учебной дисциплины (биологии) в другую (технологию), возможно его проведение и в качестве внеклассного мероприятия. Обучающиеся детского объединения “Клуб “Улыбка” МБОУДО “Детская эколого-биологическая станция” успешно проводят его в качестве мастер-класса для людей с ОВЗ разного возраста.

Конспект внеклассного занятия

Оборудование (для педагога и группы из 10 человек):

  • Виртуальная экскурсия “Познакомьтесь с суккулентами!”
  • Виртуальный мастер-класс “Кактус и К?”.
  • Карточка “Найди кактус!” - 11 шт.
  • Буклет “Суккуленты” - 10 шт.
  • Комплект тактильных мешочком – 11 шт.
  • Коллекция суккулентов зимнего сада, учебной теплицы и т.п.
  • Ножницы – 11 шт.
  • Напёрсток – 11 шт.
  • Губка/ щётка – мат для валяния – 11 шт.
  • Игла для валяния грубая, № 36 – 22 шт.
  • Шерсть овечья для валяния (кардочёсанная/ гребенная лента), зелёная – 50 г.
  • Набор игл для ручного шитья “Огни маяка” (для слабовидящих) – 6.
  • Нитки х/ б. “Ромашка”, белые, зелёные – 1 бобина.
  • Пластилин, пачка, 6 цв. – 2.
  • Вторсырьё (банки, стаканы и т.п.)
  • Бисер, бусины и т.п.
  • ПК, медиа-проектор, экран.

Школьники сидят за индивидуальными партами. Материалы для творчества находятся на столе педагога. Педагог раздаёт их ученикам после упражнения с тактильными мешочками.

Ход занятия

I. Организационный этап.

Педагог:

- Здравствуйте! Среди растений, окружающих вас сегодня, есть удивительные создания природы. Про такие растения говорят: “Колюч, а не ёж.” Конечно, мы говорим о...

Школьники:

- О кактусах!

Педагог:

- Верно! Кактусы – лесные и пустынные растения, листья которых превратились в иглы, чтобы беречь драгоценную воду – ведь с игл она почти не испаряется! И сегодня мы познакомимся с разными видами кактусов, чтобы сделать свой неповторимый кактус из шерсти – такой кактус останется с вами навсегда!

2. Этап активизации познавательных процессов, мотивации деятельности.

Педагог:

- Итак, мы отправляемся в путешествие в страну суккулентов – кактусов и их родственников! (Педагог демонстрирует и комментирует презентацию 1).

Педагог:

- А сейчас выберем кактусы, которые сегодня будут позировать нам! (Каждый ребёнок выбирает из имеющейся коллекции кактус, ставит его на парту; педагог проводит фронтальный опрос, прося школьников назвать вид кактуса, описать его форму и окраску; например: “Мой кактус называется эхинокактус. Он похож на шар. Он тёмно-зелёный”. Такое описание необходимо для выбора шерсти и последующей работы с формой изделия. Поможет в выполнении задания карточка “Найди кактус!” (“Приложение 1”)).

- Возьмите в руки мешочки с шишками? Сколько шишек в ваших мешочках? (Дети ощупывают тактильные мешочки, считают шишки (сосновые или др.) и проводят самомасссаж ладоней и пальцев). Мы готовы к работе! (Педагог выдаёт каждому ученику комплект материалов для творчества). Внимание на экран!

3. Этап изучения и закрепления нового материала.

Педагог, попеременно обращая внимание учеников на экран с презентацией 2 и свою работу (которую он выполняет в ходе занятия), проводит мастер-класс “Кактус и К?”. В связи с тем, что в ходе занятия используются иглы разного назначения (для валяния, для ручного шитья), данный мастер-класс не рекомендуется проводить с обучающимися, имеющими РАС, т. к. возможные уколы иглами приведут к негативной эмоциональной реакции.

4. Итоговый этап.

Педагог:

- Какие замечательные кактусы получились! Вспомните, где должны стоять кактусы?

Школьники:

- Они должны стоять на светлом подоконнике!

Педагог:

- Давайте поставим туда наши кактусы? (Дети расставляют изделия на светлом подоконнике.)

Педагог:

- Чудесный кактусарий! Сегодня мы – молодцы! Если вы хотите узнать о кактусах ещё больше, дома прочитайте буклет (“Приложение 2”). Он поможет нам на следующем занятии!

5. Уборка рабочих мест.

Список рекомендуемой литературы

Коррекционная педагогика:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е. а. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
  3. Выготский Л. С. Основы дефектологии/ Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
  4. Дмитриева В. Г. Энциклопедия современных развивающих методик: от 0 до 6 лет/ В. Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.
  5. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому/ М. Монтессори. – М.: Карапуз, 2009. – 272 с.
  6. Основы специальной психологии/ Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
  7. Специальная педагогика/ Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

Декоративно-прикладное творчество, валяние:

  1. Зайцева А. А. Подарки из войлока: традиционные техники валяния/ А. А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.
  2. Курчак Е. В., Заец Л. И. Забавные самоделки из шерсти./ Е. В. Курчак, Л. И. Заец. – М.: Эксмо, 2013. – 64 с.
  3. Расина Е. Г. Валяние. Практичные и забавные вещи/ Е. Г. Расина. – М.: Олма-медиа-групп, 2010. – 32 с.