Процесс игровой интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в группу неспециализированного дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273 юридически закрепил возможность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещать неспециализированные дошкольные учреждения. В связи с этим возникла необходимость изучения процесса интеграции детей с ОВЗ в коллектив сверстников, не имеющих особенностей в развитии. В первую очередь мной был изучен опыт коллег по данному вопросу. Хочется отметить, что в литературе наиболее представлен опыт зарубежных педагогов. Так весьма полезной оказалась книга У.Хаймлих и Д. Хёльтерсхинкен “Играем вместе. Интегративные игровые процессы в обычном детском саду”.

Начиная работу с ребенком с ОВЗ следует внимательно изучить его семейную ситуацию, особенности его развития, анамнез. Изначально познакомиться с родителями в отсутствии ребенка. Это необходимо, чтобы родители могли рассказать о личностных особенностях ребенка, рассказать о своих ожиданиях, решить формальные вопросы. Самый ответственный шаг – это очное знакомство с ребенком, установление с ним контакта. Не стоит надеяться, что только одна первая встреча позволит установить положительный и прочный контакт между педагогом и ребенком с ОВЗ

Интегративные процессы возникают в основном во время свободных игр. Дети сами очень хорошо умеют создавать общность в игре. Роль воспитателя заключается в том, чтобы обеспечивать условия для таких игр. В специальной педагогике центральное место занимают индивидуальные занятия с детьми, а в рамках интегративного подхода наблюдение за ребенком и работа с ним может проходить без его отрыва от остальной группы. Это осуществляется благодаря играм, в которых могут принимать участие все дети, каждый в меру своих возможностей.

Самый первый и важный момент переход к посещению детского сада от постоянного совместного пребывания с родителями дома. Важно “перекинуть мостик” между одним периодом жизни к другому. Это важно для всех детей, но особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Установление контакта между сотрудниками ДОУ и ребенком один из важных шагов на пути к интеграции, которая становится возможной именно благодаря общению.

Трудности, которые могут возникнуть. Ребенок с ОВЗ часто использует для установления контакта с другими детьми все возможности. Наряду с позитивными способами налаживания контакта (легкие прикосновения, касания, объятия) дети могут использовать и агрессивные варианты (плевки, удары, дерганье за волосы и т.п.). При этом попытки контакта со стороны других детей часто допускаются лишь весьма ограниченно, могут использовать совершенно разнообразные средства защиты от безобидного ухода, до кусания и толкания.

В совместной игровой деятельности дети с ОВЗ могут испортить результат работы других детей, например, неловким движением вместо дальнейшего строительства башни, разрушить то, что уже построили другие дети. Здесь очень важна позиция воспитателя, которая изначально должна быть наблюдательная, если со стороны обычных детей посыпятся упреки в адрес ребенка и никто из сверстников не заступится за него, тогда следует включится воспитателю и объяснить, что данный ребенок пока только учится строить башни. Что через этот этап все проходили и … тоже может научиться это делать, если вы будите играть все вместе. Как показывает практика раз от разу дети привыкают к особенностям своих сверстников и перестают агрессивно реагировать на их неудачи. Даже наоборот пытаются помочь им. Но здесь очень важен момент, чтобы сверстники не стали делать все за ребенка с ОВЗ, а научились помогать и терпеливо ждать, давая возможность ему самому выполнить то или иное действие.

У.Хаймлих и Д. Хёльтерсхинкен отмечают, что условно всех детей с ОВЗ можно разделить на 4 группы на основании того, как у них протекает сближение с окружающими:

- спонтанное установление контакта, характерно для детей, обладающих способностью инициировать общение с окружающими. При этом уровень развития речи может быть любым. Показательным является то, что такие дети спонтанно, не смущаясь ищут контакта с окружающими: кто-то телесного (объятия, прикосновения и т.п.), кто-то игрового взаимодействия, а кто-то и вербального (в силу своих речевых возможностей).

- агрессивное установление контакта, это наиболее деструктивный вариант установления контакта, т.к. другие дети либо боятся агрессивных детей, либо отвечают им тем же. Когда в группе детского сада возникает конфликтная ситуация, связанная с агрессией, то во многом от педагогической чуткости зависит смогут ли участники конфликта вынести из нее урок и получить положительный опыт.

-пассивно-наблюдательное установление контакта, характерна определенная сдержанность, но желание контакта есть. Как правило такие дети принимают предложения других детей поиграть, но при этом не всегда в состоянии спонтанно выразить себя. Они с удовольствием дают вовлечь себя в уже начатые игры, но сами не идут по пути прямого, активного сближения.

- замедленное установление контакта, собственная активность ребенка проявляется с наименьшей силой, дети в первую очередь сконцентрированы на себе и своих переживаниях. Здесь возможны игровые контакты, но по прошествии длительного периода времени. Как правило такой тип установления контакта при положительных тенденциях переходит в пассивно-наблюдательный.

Несмотря на разнообразие нарушений и особенностей в развитии, которые могут быть у воспитанника с ОВЗ их объединяет ведущий вид деятельности – игра, а значит интегративные процессы должны в первую очередь проходить через игру. Ключевую роль здесь играет воспитатель и специалисты (педагог-психолог, дефектолог, логопед и т.п.). К особому ребенку можно относиться так же, как и к обычному. При всей заботе, при всех добрых намерениях особому ребенку нужно дать возможность развивать дремлющие в нем способности – развивать их в игре, в процессе его собственной деятельности. И на первый план здесь выходит доступность окружающей воспитанника среды. Причем универсальных рекомендаций здесь быть не может, все зависит от вида нарушений конкретного ребенка. Например, при нарушениях в опорно-двигательном аппарате воспитанник вынужден большую часть времени проводить сидя, лежа, ползая на четвереньках или по пластунски, значит игры и игрушки должны находится в зоне доступности, чтобы ему не приходилось каждый раз обращаться за посторонней помощью, чтобы взять интересующий предмет.

На начальной стадии воспитатель принимает активную роль в игровом процессе воспитанников с ОВЗ: руководит его участием в игре, стимулирует игровую активность. Следующим шагом является последовательное и бережное отстранение. Стадия “сопровождения” на которой воспитанники получают возможность поиграть самостоятельно, но с неназойливым присутствием взрослого. Это улучшает игровое и социальное поведение, стимулирует воспитанников с особенностями в развитии начать играть в общие игры, предполагающие партнерские отношения.

Вопрос, который возникал практически у каждого воспитателя, в чьей группе есть особый ребенок: “Есть ли специализированные игрушки для такого ребенка?”. Ответ оказался прост. Игрушки должны быть как можно более универсальными. Еще они должны подходить детям с различной степенью развития сенсомоторных способностей и будет просто замечательно, если они будут стимулировать двустороннее установление контакта.

Выбор и использование игровых средств в интегративных группах не может производиться по единому шаблону. Решение принимает воспитатель в соответствии с актуальной стадией развития конкретного ребенка. Так же хорошо себя зарекомендовали самодельные игрушки – от пенопластовых модулей (помещенных в чехлы) для строительства до кукольного театра.

Таким образом, весь процесс интеграции ребенка с ОВЗ можно представить следующей схемой.