Урок окружающего мира на тему "Правила вежливости". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


УМК

«Школа России»

Учебник:

А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 кл.: Москва «Просвещение» 2011г.

Цель:

Формировать навыки культуры общения и поведения во взаимоотношениях с людьми.

Задачи:

  • Расширить знания о правилах вежливости при общении со сверстниками и взрослыми.
  • Воспитать в детях чувство бережного отношения друг к другу.
  • Развивать оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Планируемые результаты:

– учащиеся научатся использовать «вежливые слова» в общении с другими людьми;
– обсуждать вопросы о культуре поведения.

Формирование УУД:

Личностные:
– проявлять способность сохранить доброжелательное отношение друг к другу;
– уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;
регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре; находить общее решение; уметь аргументировать своё предложение.
Предметные:
– знание о группах «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.

Используемые технологии:

ИКТ, здоровьесберегающие, игровая

Тип урока

Открытие новых знаний

Формы работы учащихся

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Оборудование:

Презентация, карточки с вопросами, листочки с пословицами, учебник, рабочая тетрадь, рабочее место учителя с ПК

Содержание урока

Этап урока, время

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД по каждому заданию

Оборудование

1. Организационный этап

М  – словесный

 

 

 

 

2. Актуализация знаний

М  – практический (выполнение упражнений)

– Ребята, вспомните о чём мы говорили на прошлом уроке?
– Какие правила  поведения в школе вы знаете?
– Чтобы проверить как вы усвоили правила поведения в школе выполним небольшой тест.

 

 

 

 

Учащиеся выполняют тест №36  «В школе»

Метапредметные УУД:
познавательные:
– уметь использовать полученные знания для решения поставленных задач

Сборника тестов по предмету «Окружающий мир»

3. Самоопределение к деятельности

М – словесный (рассказ)

 

 

 

 

 

 

М – словесный
(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

М – наглядный (демонстрация)

Ку-ка-реку!!! На заборе,
Прокричал будильник Боре.
Солнце встанет, он разбудит,
А зайдет, кричать не будет.
Про него пишу стишок,
Тот будильник? (Петушок)
Ребята, как приветствует нас петушок с утра?
– А какие слова мы говорим друг другу для приветствия?

– Какое слово чаще всех мы употребляем, когда приветствуем друг друга?

– А знаете ли вы, от какого слова произошло слово «здравствуйте»

– Давайте подведём итог вместе. Слово «здравствуйте» мы говорим друг другу, чтобы пожелать друг другу здоровья.

– Какие ещё «вежливые слова Вы знаете?

– Ребята, посмотрите внимательно на доску, прочтём ещё раз эти слова вместе.

– Эти слова ещё называют «волшебными». А какое волшебство может творить каждое из них?

– Предположите о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

– Откроем стр.52 учебника и прочитаем тему урока и задачи.

 

 

 

 

Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас, рад приветствовать вас.

 

 

 – Здравствуйте.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы записываются на доске при помощи учителя, если необходимо.

 

Читают хором.

Рассуждения детей

 

 

О вежливости..

 

Желающий читает вслух.

Метапредметные УУД:
познавательные:
– уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на других уроках;
– уметь систематизировать и преобразовывать информацию;
регулятивные:
– уметь планировать свою деятельность;
– осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
– высказывать своё предположение;
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 

4. Работа по теме урока

М – словесный (беседа)

1. Работа по учебнику

– На стр.52 есть картинки. Давайте поиграем и «оживим» их с помощью «вежливых слов»

Работа в парах.

Метапредметные УУД:
познавательные:
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
коммуникативные:
– уметь работать в паре;
– находить общее решение;

 

 

М – практический
(упражнение)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

 

 –Давайте обсудим, что вы написали в тетради.

С.34 № 1 и 2
Самостоятельное выполнение работы.
Слушаются желающие, происходит обсуждение между ребятами.

Предметные УУД:
– формирование знаний о группах «вежливых» слов,
– приобретение навыков культуры общения и поведения

 

 

М – словесный (беседа)

3. Игра «Вежливые загадки»

– Щеночек Филя во дворе гулял, Вдруг старичка бульдога повстречал. Прошу Вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?

 – Вот идет болонка Жулька,
Модница, воображулька…
А навстречу – кавалер,
Симпатичный скотчтерьер.
Отгадаете иль нет:
Скажет первым кто «привет»?

 

 

– щенок Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших.

 

 

– скотч-терьер, ведь он мужчина, а мужчины первыми приветствуют знакомых женщин.

Предметные УУД:
– формирование знаний о группах «вежливых» слов,
– приобретение навыков культуры общения и поведения

 

 

М – словесный
(беседа)
(объяснение)

 

 

 

 

 

 

 

М – наглядный
(демонстрация)

М – словесный
(беседа)

 

 

5. Дискуссия, работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок на с.53. Прочитайте разговор Рыжика и Попугая. Нравится ли вам такой разговор? Как вы считаете, как нужно разговаривать по телефону?

– Ребята, давайте попробуем составить
примерную схему разговора по телефону.

– Давайте попробуем разыграть следующую ситуацию.
«Вы хотите поговорить со своей подругой, а трубку взяла бабушка. Вашей подруги нет дома. Как вы будете разговаривать, если хотите, чтобы ваша подруга вам перезвонила, когда вернется домой?»

Учащиеся обсуждают ситуацию. Делается коллективный вывод, что разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго.

 

  1. Приветствие
  2. Представление.
  3. Объяснение цели своего звонка или сам разговор.
  4. Благодарность.
  5. Прощание

Учащиеся работают в парах. Затем представляют свои диалоги на обсуждение одноклассников.

Предметные УУД:
– приобретение навыков культуры общения и поведения

 

 

М – практический
(упражнение)

6. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 3 с.34-35 (самостоятельно)

ПредметныеУУД:
– формирование знаний о группах «вежливых» слов;
Личностные УУД:
– уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

5. Физкультминутка

 

Приложение 1

 

 

 

6. Продолжение работы по теме урока.

М –словесный
(беседа)
(объяснение)

7. Дискуссия. Работа по учебнику

– Прочитайте текст «Волшебные поступки» на с.54. Объясните понятия «культура поведения»

– Ребята, давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте, а поможет нам в этом забавная песенка.
Включается фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…»
Приложение 2

– Теперь давайте рассмотрим рисунки на с.55. Расскажите о поведении мальчиков и девочек.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 Ответ учащихся.

 

 

 

 

Ответ учащихся

 

Метапредметные УУД
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме;
– слушать и понимать речь других;
– уметь аргументировать своё предложение.
регулятивные:
– осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
– высказывать своё предположение;

 

 

М – словесный
(беседа)
(дискуссия)

8. Конкурс «Самый вежливый»

– Итак, мы делимся на три команды. Каждая команда получает карточку с заданием. Вы должны определить ошибки и рассказать, как правильно надо было поступить в той или иной ситуации.
Приложение 3

Учащиеся делятся на команды (три команды по количеству рядов). Получают карточку и знакомятся со своей задачей. Обсуждают в группе и выбирают того, кто будет озвучивать их решение.

Личностные УУД:
проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Метапредметные УУД
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– слушать и понимать речь других;
– уметь работать в группе; 

 

 

 

9. Работа с пословицами

– Сейчас вы будете работать в парах. У каждого на парте карточка с пословицей. Прочтите, обсудите смысл и расскажите, как вы ее понимаете.
Приложение 4

Пословицы даны на отдельных карточках.
После обсуждения, учащиеся объясняют смысл своей пословицы.
Учитель предлагает одноклассникам оценить правильность ответа с помощью поднятой руки в случае согласия с объяснением.

Метапредметные УУД:
познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре;

 

7. Рефлексия

М – практический
(применение полученных знаний)
М – словесный
(объяснение)

10. Экзамен на вежливость

Учитель предлагает сдать экзамен каждому желающему учащемуся. Для этого используются заранее приготовленные билеты.
Приложение 5

Учащиеся по очереди вытаскивают вопросы  и отвечают на них.

Личностные УУД:
– анализировать свою деятельность
Метапредметные УУД:
познавательные:
– находить ответы на вопросы используя знания, полученные на уроке.
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 

8. Подведение итогов урока

М – словесный
(беседа)

– Прочитаем ещё раз задачи урока. Всё ли мы выполнили?
– Что вам особенно понравилось делать сегодня?

 

Ответы учащихся.

Личностные УУД:
– умение проводить самооценку своей деятельности
Метапредметные УУД
регулятивные:
– осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;
– высказывать своё предположение;