Сегодня человечество достигло такого уровня увеличения роста информационных ресурсов, что люди испытывают глубочайшие потрясения, тревогу и невозможность восприятия информации человеком. В ежедневно увеличивающемся новом потоке информации ориентироваться становится все сложнее, что порождает информационный «кризис». Поэтому в условиях информационного кризиса необходимо искать новые пути по освоению информации. В настоящее время к выпускникам школ предъявляются высокие требования – необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего, им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, они должны ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности. Приходится постоянно искать пути запоминания и быстрого усваивания больших объемов информации. Ученик должен научиться работать с информацией, предоставлять ее в наглядной логической форме. Детей достаточно хорошо можно научить упорядочивать, систематизировать информацию, представлять ее в виде схемы, таблицы, графика.
Для того, чтобы ученики были успешными в своей будущей жизнедеятельности, их надо учить учиться, уметь обобщать изученное, мыслить, отделять главное от общего, анализировать. Ученик должен уметь работать над текстом, излагать его суть коротко, логично. Для этого у школьников нужно формировать навыки перевода информации из текстовой формы в табличную. Таблица «З-Х-У» – один из способов графической организации материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно заполняют столбики «Знаю» и «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, составление содержания граф. (Приложение 1)
Чтобы сформировать навык работ с текстом в виде домашнего задания учащимся может быть предложен и такой способ структурирования текста как оформление его в таблицу. (Приложение 2)
В некоторых случаях процедура конспектирования может быть заменена графической разметкой текста. К формам такой разметки относятся подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками. Прием осуществляется в несколько этапов.
1 этап. Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что им уже известно;
– знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом тьютор (лектор) может давать свои комментарии по ходу чтения.
3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V |
+ |
– |
? |
|
|
|
|
4 этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Ученик должен уметь систематизировать полученные знания, выполняя простые задания, этому может научиться. Например: «Сравните свойства водорода и кислорода, напишите в отдельных столбиках их отличительные и похожие свойства».
Отличительные свойства | Похожие свойства |
|
|
Или же использовать для этого диаграмму Венна. Нужно, что ученик работал самостоятельно и таблицы, схемы он строил сам. Учитель во время работы выполняет ориентировочную функцию. При самостоятельной работе учащиеся приобретают те умения, которые им необходимы в будущей профессиональной и жизнедеятельности.
Систематизированное структурирование это – основа поиска креативных решений и проявлений творческих способностей по химии. Правильно выполненная схематизация учебного материала отражает логику изучаемого вопроса и отображается графически, с помощью рисунка. Составляя графические схемы ученики выявляют причинно-следственные связи между понятиями и явлениями, еще раз убеждаются в целостности окружающего мира. Приемы перевода учебных текстов в схемы помогают ученику прояснить связи между понятиями, сделать их более точными. (Презентация. Слайд 3) Изображая процесс взаимодействия азотной кислоты с металлами графически он открывает суть происходящего и надолго запоминает его: чем активнее металл, тем глубже восстанавливаются ионы азота. (Слайд 4) При уменьшении активности металла, нитраты становятся непрочными и разлагаются полностью.
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. При изучении темы: «Химические свойства серной кислоты» по ходу урока ученик составляет схему. На этапе обобщение и систематизирование знаний ученик дополняет схему, а на этапе закрепления уточняет и закрепляет полученные знания. Схема помогает ученику организовать мышления. Учитель легко видит недостатки и положительные черты его работы, вовремя устраняет недостатки. (Слайд 5)
Таблицы являются самыми простыми графическими изображениями материала. При изучении материала составление таблиц и диаграмм помогают учащимся развить память, мышления. Сравнивая данные ученик глубже вникает в теоретический материал. При обобщении темы «Углеводороды» использует таблицы, диаграмм и графиков, которые он строил и составлял самостоятельно во время изучения отдельных темм. (Слайд 6) Это помогает учащемуся лучше проанализировать изученное, сделать обобщения и выводы. Ученик глубже разбирается в изучаемом материале и легко его запоминает, переводит в систему полученные знания. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Учебную информацию можно визуально представлять многими способами. В форме графов, блок-схем, таблиц, опорных конспектов, логико-смысловых моделей, карт памяти.
Во время работы однообразным текстом мозг теряет остроту восприятия и плохо запоминает, не формируются ассоциации между важными ключевыми понятиями, а значит не происходит творческий подход к обработке и запоминанию информации. Работая с логико-графическими схемами ученик легко справляется с огромным потоком информации и становится более уверенным в себе.
Освоив рациональную работу с информацией, человек успешнее конкурирует в современном мире, творчески и критично обрабатывая и эффективно используя любую информацию.
«Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает как научиться тому, как следует учиться.»
Литература:
1. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании.
2. А. П. Егидес. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются.
3. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебн.-метод. пособие М.; Мирос, 2002.
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя / М: Просвещение, 2011.