Использование технологии портфолио в профессиональном саморазвитии педагога ДОО

Разделы: Общепедагогические технологии


Новые  социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой  в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение Федерального государственного образовательного стандарта повлекли за собой значительные преобразования в системе дошкольного образования. Происходящие изменения повлекли, в свою очередь, за собой необходимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, работающих в системе дошкольного образования. Профессиональная компетентность воспитателя сегодня рассматривается как основа повышения эффективности образовательного процесса в дошкольной организации.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которое проявляется в сознательном и ответственном отношении педагога к результатам своей деятельности и постоянном стремлении к профессиональному росту и самосовершенствованию. Однако большинство воспитателей и педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций обнаруживают неспособность работать в режиме профессионального саморазвития. Результаты изучения личностных и профессиональных качеств педагогов (Е.И. Рогов и др.) свидетельствуют о наличии самых разных проблем: негибкости поведения, недостаточном уровне самоуважения, самопринятия, низком развитии познавательных интересов, креативности.

Причины этого скрыты, в значительной мере, в сфере обучения и переподготовки самих педагогов, в методической работе дошкольных образовательных организаций, где воспитателю отводится пассивная роль исполнителя социального заказа, «инструмента» для внедрения новых программ и педагогических технологий. В некоторых педагогических коллективах имеется позитивный опыт применения разнообразных форм, методов и средств методической работы с воспитателями по развитию их рефлексивных, коммуникативных и креативных способностей. В то же время необходимо отметить, что осуществляемая работа, как правило, не носит системного характера и как следствие не может оцениваться, как достаточно эффективная.

Названные обстоятельства указывают на необходимость изменения подходов к методической работе, решения проблемы иного целеполагания, направленного на поддержку профессионального саморазвития воспитателей ДОО; поиск современных технологий профессионального развития педагога, побуждающих к активности, оживанию интереса к личной педагогической практике и исследовательской деятельности.
Одной из таких современных технологий профессионального развития педагога выступает портфолио. Применение данной технологии позволяет педагогу отойти от формального накопления материалов, формирует умение планировать свое развитие, анализировать собственную деятельность. Создание своего имиджа как педагога-профессионала, владеющего методиками, современными инновационными технологиями, умеющего оформлять и представлять свой наработанный педагогический опыт – все это необходимо для успешного прохождения аттестации, для самопрезентации во взаимодействии и сотрудничестве с родителями воспитанников, для саморазвития, самообразования и повышения самооценки.

Рассмотрим создание и использование данной технологии в контексте профессионального развития педагога.

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов [8].

Существует много контекстов употребления слова «портфолио» в российской образовательной практике. Подходы к определению понятия «портфолио» и основные его модели описаны в работах Т.Г. Новиковой [6, 7]. Портфолио как способ оценивания уровня профессиональной компетентности прослеживается в диссертационных исследованиях Т.М. Барышовой (2009), Э.В. Максимовой (2007). Мы будем рассматривать портфолио как технологию, способствующую профессиональному развитию педагога.

Портфолио – современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности [8].

Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной [8].

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его профессиональной деятельности [6].

Использование портфолио многоцелевое:

  • Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста воспитателей детского сада.
  • Стратегическая цель — конструктивное изменение отношения воспитателя ДОО к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.
  • Тактическая цель — использование портфолио воспитателем ДОО как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития.

Таким образом, мы видим, что все уровни целеполагания отражают направленность на профессиональное саморазвитие, а значит, позволяют рассматривать портфолио как средство профессионального саморазвития.

Задачи создания, формирования и ведения портфолио могут быть следующими [1]:
– определить методологические основания для создания и использования портфолиокак формы аттестации воспитателя ДОО;
– установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности воспитателя ДОО в Портфолио;
– определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности воспитателя ДОО;
– создать модель способов фиксации достижений воспитателей детского сада.

В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио [1]:

  • Портфолио достижений (наибольший акцент сделан на документы, подтверждающие успехи в той или иной деятельности);
  • практико-ориентированный (в основе – анализ практической деятельности);
  • проблемно-ориентированный (в основе – решение проблемы);
  • тематический (в основе – анализ различных аспектов темы);
  • комплексный (содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио).

Можно различать типы портфолио [1], отличающиеся по способу обработки и презентации информации:

  • портфолио в бумажном варианте (папка-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе: распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.);
  • электронный вариант портфолио (набор документов, сформированных на компьютере: текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, иллюстративный материал, ссылки и пр.).

Таким образом, типы портфолио бывают:

  • портфолио презентационный (создается для представления при трудоустройстве, поступлении в учебные заведения, защиты опыта работы на совещании, в рамках работы ресурсных центров);
  • портфолио рефлексивный (раскрывает динамику личностного развития педагога, помогающий отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (учебного года, нескольких лет);
  • портфолио проблемно-исследовательский (связан с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции);
  • портфолио методический (содержит методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, которые созданы им самим).

Каков бы ни был вид или тип портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Структура и содержание портфолио [8]:

  • портрет – паспорт – персональный блок (раздел, раскрывающий личность владельца портфолио, Здесь могут быть размещены фотографии, автобиография, педагогическая концепция, информация и документы об увлечениях, интересах);
  • коллектор – индивидуальная образовательная карта (раздел, где собираются результаты, аттестаты и дипломы, информация об учреждении, его руководителе, свидетельства о прохождении курсов);
  • рабочие материалы (раздел, в котором владелец портфолиоформирует банк идей, выстраивает планы на будущее: программа деятельности, эссе, размышления; фиксирует полезную информацию: ссылки на ресурсы Интернет и литературные источники, высказывания философов, ученых и т.д.);
  • достижения, официальные документы (раздел, куда собираются все документы, подтверждающие наличие результатов деятельности: профессиональные достижения и достижения воспитанников - сертификаты и дипломы, отзывы, свидетельства о прохождении курсов, грамоты и т.д.).

И.В. Шоетовой в своей статье [5] рекомендует при формирования и ведения портфолио придерживаться следующих принципов:

  • непрерывность (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);
  • диагностика – прогностическая направленность (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров оценки профессиональной деятельности);
  • интеракция (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
  • научность (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного и системного подходов);
  • индивидуально-дифференцированная направленность (оценка уровня профессионализма в соответствии с требованиями результативности деятельности воспитателя ДОУ).

В работах С.А. Копыловой, Г.Н. Левашовой [2, 3] раскрыты методы формирования и ведения портфолио педагогом:

  • самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;
  • сравнительный анализ результатов деятельности воспитателя (воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
  • сбор документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя;
  • заполнение схем – таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения воспитателя;
  • оформление материалов портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма воспитателя дифференцированным квалификационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа – презентации, видеофильмы, текстовое, графическое оформление и прочее).

По мнению Е.В. Григоренко условия формирования и ведения портфолио могут быть следующими [4]:

  • Изучение нормативных документов Управления образования по использованию портфолио воспитателя ДОО как формы аттестации.
  • Целенаправленное обучение воспитателей и экспертов методике работы с портфолио с учетом специфики контингента обучаемых.
  • Информационно-методическое сопровождение и мониторинг реализации портфолио как формы аттестации.
  • Размещение электронного портфолио воспитателя детского сада на сайте образовательной организации.

Образовательная технология портфолио предполагает следующие этапы [8]:

Этап 1.  Мотивация и целеполагание по созданию портфолио

Практически вся деятельность по созданию и использованию портфолио строится в зависимости от поставленных в её рамках целей. Чем чётче проявлено основание необходимости создания портфолио, чем конкретнее  поставлены цели его использования, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. И, наоборот, если при работе на следующих этапах результаты отсутствуют или ниже запланированных, это является указанием на то, что работа по мотивации и целеполаганию была проведена некачественно.

Формы работы при этом могут быть разными. Например, рассмотрение перечисленных выше вопросов на заседании педагогов, на совещании при руководителе, на научно-методическом совете организации, на проектном семинаре.

Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио

Как уже указывалось выше, структура портфолио должна быть адекватна целям его создания и использования. Поэтому каждый раз при разработке структуры портфолио под конкретное предназначение, нужно не только использовать знания об уже имеющихся в культуре типовых, прошедших успешную апробацию структурах, но и подключать собственное творчество и гибкость мышления.
Предпочтительными формами работы на этом этапе являются все те, которые предполагают совместную деятельность по поиску, обсуждению и разработке проекта структуры будущего портфолио. Это, например, проектные семинары, на которых должна быть обеспечена возможность для использования таких внешних ресурсов, как поиск в Internet, участие экспертов и консультантов, знакомых с практикой использования портфолио.

Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов портфолио

Теперь, исходя из разработанной на предыдущем этапе проекта структуры, необходимо наметить организационный план работы, обеспечивающей  поиск, сбор и оформление необходимых материалов. План должен содержать сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. Это может быть индивидуальный или групповой план.
На этом этапе могут обнаружиться избыточность разработанной ранее структуры и некоторые ограничения, связанные со сроками, возможностью достать какие-то материалы и т.д. Поэтому до начала сбора материалов уместна корректировка первоначального проекта структуры будущего портфолио.
Прежде чем приступать к непосредственному сбору и оформлению материалов по разработанной структуре, необходимо определиться с требованиями к качеству создаваемого продукта. Тем более, что работа по пониманию системы оценивания, ещё более конкретизирует на какой результат направлена вся деятельность в рамках портфолио-технологии.
При выработке критериев для оценивания материалов портфолио  необходимо придерживаться трёх основных принципов [8] (Приложение 1, таблица 1).

Этап 4. Сбор и оформление материалов

Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе. Сбор материалов осуществляется в соответствии с составленным на предыдущем этапе планом.

При оформлении материалов портфолио необходимо удерживать такие основные задачи, как:

  • привлечь внимание, вызвать доверие и желание знакомиться с материалами портфолио тех, кому они  предназначены;
  • передать все сведения, содержащиеся в портфолио наиболее понятным образом (структура, язык, наглядность, доказательность);
  • представить информацию, обеспечив в её содержании и форме,  доказательства её достоверности.

Для выполнения этих задач необходимо ответить на вопросы:

  • Кто будет знакомиться с материалами? К каким профессиональным и неформальным сообществам они относятся?
  • С чем у них могут быть связаны ожидания по содержанию и оформлению материалов?
  • Каковы правила оформления и требования к его качеству, принятые в этих сообществах?

При ответе на эти вопросы могут понадобиться дополнительная информация и умения.

Поэтому здесь уместно проявление образовательных потребностей и формирование заказа на консультационное и тренинговое сопровождение.

В ответ на сформированный заказ целесообразно проведение консультаций и тренингов.

С появлением практической деятельности, необходимо введение рефлексии. Её суть в фиксации успехов и трудностей, проявленных в практике. Ведь именно их следствием являются те первые промежуточные результаты, с которых начинается движение к достижению целей портфолио-технологии.

Рефлексия строится вокруг выяснения так называемых точек опоры – уже имеющихся знаний, умений, навыков, которые позволяют добиваться успехов в рамках портфолио-технологии и точек роста – дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов.

Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет:

  • зафиксировать особенности движения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности;
  • через осознание полученной практики перевести её в опыт, которым можно пользоваться в дальнейшем;
  • на основе полученного выше, делать выводы и своевременно корректировать последующую деятельность, делая её более эффективной.

Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы как:

  • групповая и индивидуальная работа;
  • обсуждения на семинарских занятиях;
  • письменные работы (эссе, ответы на вопросы по методу неоконченных предложений, психологическое тестирование и т.п.).

Рефлексивное сопровождение деятельности на этом и всех последующих этапах портфолио-технологии строится аналогичным способом.

Этап 5. Презентация в рамках цели создания и использования

Презентация – это представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию.

Презентация является итоговым, но не финальным действием в рамках портфолио-технологии. Так как кроме готового портфолио-продукта в виде папки с материалами могут быть получены и другие результаты работы, не менее значимые для его владельца и других участников.

Этап 6. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности

Организация деятельности по оценке созданного портфолио является одним из важнейших этапов рассматриваемой технологии. В неё входит:
– разработка параметров и процедуры оценивания,
– различные формы работы по оцениванию портфолио и рефлексии деятельности по его созданию и использованию.

Предметом оценки может являться как сам созданный продукт (материалы, оформленные в печатном или электронном виде), так и результаты его использования.
В каждом конкретном случае создания и использования портфолио необходимо разрабатывать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его использования (Приложение 2).

Итоговая рефлексия суммирует все результаты, полученные в ходе поэтапной деятельности. Среди них, как ожидаемые результаты, так и образовательные эффекты, которые могут проявиться как незапланированные, но значимые дополнительные умения, навыки и психологические новообразования.

Кроме того, итоговая рефлексия может вывести её участников на необходимость продолжения работы в рамках портфолио-технологии. Либо для создания принципиально нового портфолио-продукта, либо для совершенствования уже созданного. В таком случае необходим переход на новый цикл, т.е. дальнейшее движение вновь задаётся через целеполагание на первом этапе деятельности.

Список литературы:

  1. Кейс-метод и технология портфолио в профессиональном образовании [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Н. В. Павельева; под общ.ред. Т. С. Пани­ной. – Кемерово: Изд-во ГОУ "КРИРПО", 2007. – 80 с.
  2. Копылова, С. А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога [Текст] / С. А. Копылова // Практика административной работы в школе. – 2006. – № 7. – С. 31-32.
  3. Левашова Г.Н. Формирование портфолио преподавателя [Текст] / Г.Н. Левашова, И.Н. Аляева, Л.Ф. Парубец // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 4, с. 12-19.
  4. Методические рекомендации по курсу / Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. Составитель: Григоренко Е.В., 2007.
  5. Методические рекомендации по формированию и ведению портфолио для педагогов дошкольных учреждений / Работа с дошкольниками. Составитель: Шоетова И.В., 2009.
  6. Новикова, Т. Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфо­лио [Текст] / Т. Г. Новикова// Педагогическая диагностика. – 2006. – № 2. – С. 59-72.
  7. Новикова, Т. Г. Портфолио в зарубежной практике [Текст] / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотова // Вопросы образования. – 2004. – №3. – С. 201-238.
  8. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Педагогический поиск, 2001.