Цели: Создать проект парка по представлению.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимать значение слов «лесопарк», «садово-парковое искусство»;
- знать названия профессий, связанных с уходом за растениями в городских условиях (ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник), и инструментов, необходимых для ухода за садово-парковым хозяйством;
- сочетать различные виды материалов при составлении объёмной композиции (макет городского парка)
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач,
- формирование умения достигать результата, используя общие усилия,
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные:
- овладение умением творческого видения с позиций художника: умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать,
- умение перерабатывать полученную информацию,
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления, аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя,
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом,
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
Личностные:
- формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии,
- развитие познавательного интереса к окружающему миру, природе в целом.
Ход урока:
1. Организационный момент
– Прозвенел звонок, начинается урок! Поприветствуйте друг друга и улыбнитесь соседу по парте. С хорошим настроением приступим к работе.
2. Погружение в тему урока на эмоционально-эстетическом уровне.
Родина
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З.Александрова)
– Ребята, какие образы возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово «Родина»?
– Большинство людей вспоминает свою малую родину – место, где человек родился и вырос. Город Краснотурьинск – наша малая родина.
– Каким бы вы хотели видеть наш родной Краснотурьинск через несколько лет? (Красивым, современным, с парками и детскими спортивными площадками, утопающим в зелени, экологически чистым.)
– Краснотурьинск это город заводов, фабрик и широких улиц, трудолюбивых людей, открытых лиц и солнечных улыбок. Город настоящего и будущего.
– Сегодня Краснотурьинск – это тишина и уют старых кварталов, простор и энергия новых микрорайонов, прохлада тенистых аллей…
– И наша общая задача не только сохранить его таким, каким мы получили его в наследство от своих дедов – самым лучшим городом на Земле, но и сделать его еще красивее, ярче, уютней.
– Как в любом городе, у нас тоже есть бульвары, скверы, красивые клумбы. Они словно зеленые островки, в которых зеленеет трава, растут деревья, поют птицы. Только все устроено по-другому, по-особому. Давайте вспомним, есть ли в нашем городе такие места отдыха.
– Как вы считаете, где еще можно отдыхать?
– А что такое сквер, бульвар?
Сквер – небольшой общественный сад, чаще всего посреди городской площади (Приложение 1. Слайд).
Бульвар – в старину городской вал, затем – аллея посреди улицы; широкая улица, обсаженная деревьями
– А как вы думаете, чем отличается парк от сквера? Это одно и то же?
Парк – большой декоративный сад, роща с дорожками для гуляний, с площадками для игр (озелененная открытая территория, предназначенная для отдыха).
Традиция создания парков очень древняя. Парки создавались при дворцах и замках для охот, развлечений знати, уединения
Когда-то давно, когда архитекторы создавали красивые дворцы, замки они старались украсить территорию, которая прилегала к зданию. Архитектор работал совместно с садовником, чтобы создать неповторимый стиль и атмосферу в парке. Раньше каждый парк был частным владением, и только гости, приглашенные хозяином дворца, могли прогуливаться по живописным дорожкам и аллеям парка.
Создатели современных парков тоже стремятся к красоте и своеобразию. Красивые парки – это тоже произведения искусства. Парки бывают разные по характеру и целям.
– А какие парки бывают?
Ответы детей: исторический, аттракционов, детский, спортивный….
Оказавшись в парке, вы, например, можете увидеть дорожки, посыпанные цветным песком, клумбы и газоны самой невероятной формы, деревья с необычайной стрижкой в форме шара или пирамиды, полюбоваться красотой фонтана или мраморных скульптур. Человек как бы подчиняет себе природу, изменяет ее. Вот почему о парках говорят «зеленое строительство».
Следующий вид парков предназначен для детей – парк аттракционов. В парке аттракционов можно увидеть парковую скульптуру в виде сказочных персонажей, мультипликационных сказочных животных.
Почти в каждом городе и селе есть монумент воинам, павшим в боях за Родину. Мемориальное сооружение почти всегда окружено зеленью – цветниками, группами деревьев. Но организация ландшафта здесь отличается от парков, планировка имеет более строгий, геометрический характер. Аллея, ведущая к мемориалу, прямая, широкая, а не причудливая, извилистая, как в парке для отдыха. Разные цели – разные средства выразительности.
Человек не может жить без природы, поэтому в своих городах люди создают «искусственные леса» – парки.
– А в нашем городе есть такой парк отдыха?
– Давайте подумаем, чему мы посвятили свой урок?
– Попробуйте сформулировать тему урока.
3. Объявление темы, целей и задач урока
– Предлагаею каждой группе создать мини-проект «Парк – будущего». В парке должно быть очень уютно. Надо продумать, пофантазировать: какой будет парк, где расположить в нем дорожки, скамейки, фонтаны, высадить деревья и кустарники, чтобы при взгляде сверху, мы увидели бы удачную композицию.
– Над проектом парка должен работать целый коллектив. Труд этих специалистов должен быть согласован, чтобы в итоге получился хороший, красивый парк.
4. Творческая работа по группам
– По вашему желанию вы разделились на группы, творческие мастерские, где в каждой мастерской будут:
1. Художники-архитекторы. (Проектировщики)
2. Специалисты по ландшафтному дизайну (озеленением): рисование деревьев, изготовление цветов из цветной бумаги)
3. Художники-конструкторы (создание ажурных оград, скамейки, фонтаны, фонари)
4. Скульпторы.
(Учитель организует работу в группах. Дети работают по плану, самостоятельно распределяют обязанности. В ходе самостоятельной работы учитель наблюдает за действиями учащихся, контролируя соблюдение правил техники безопасности)
5. Планирование художественной деятельности
– Составим план вашей работы над проектом:
- Определить, какие объекты будут на вашем проекте, их предназначение.
- Найти композиционное решение (гармоничное расположение сооружений).
- Выбрать из предложенных материалов те, которые больше вам подходят.
- Защитить проект.
– Оценка ваших проектов будет проводиться по следующим критериям: аккуратность, эстетичность, композиционное решение, оригинальность. (Критерии оценки проектов вывешены на доске.)
– Повторим правила безопасной работы с инструментами на уроке труда.
6. Правила безопасной работы на уроке:
- с ножницами;
- с пластилином;
- с клеем.
7. Фиминутка
8. Групповая творческая деятельность учащихся. Звучание музыки
– Когда хорошее настроение в парке? (Когда звучит красивая музыка)
– В парках, где отдыхают люди, всегда звучит прекрасная музыка.
– И в наших парках будет звучать музыка.
Выполнение самостоятельной работы (проектов) осуществляется группами обучающихся, педагог оказывает консультативную помощь.
9. Защита проектов. Обсуждение работ, обмен впечатлениями и мнениями о работе над проектом
– Представители каждой группы у доски демонстрируют и защищают свои мини-проекты. Проходит обсуждение, обмен впечатлениями и мнениями о том, что удалось, что не получилось.
10. Подведение итогов урока
– Ребята, выполненные вами проекты – хороший подарок городу. Каждая группа создала замечательный образ Краснотурьинска в будущем.
– Надеюсь, что когда вы станете взрослыми, то сделаете все, чтобы претворить в жизнь ваши мечты о счастливом будущем нашего города.
11. Рефлексия
– Какие навыки вы приобрели, выполняя проект, как они помогут вам преуспеть в других заданиях?
– Что бы вы изменили, если бы мы повторили урок?
– Что было для вас в этой работе самым трудным, самым лёгким, самым интересным в работе над
проектом?
– Что больше всего понравилось?
– Выбери рисунок – соответствие вашему настроению: