Вид урока: рисование по представлению, с использованием изображений наглядного материала.
Тип урока: комбинированный урок
Тема: Фантазийное рисование
Цель урока: развитие образного мышления у детей, посредством знакомства с творчеством художников различных направлений, существующих во Франции в конце XIX – начале XX века.
Задачи:
- развитие наблюдательности у детей и умений анализировать увиденное;
- формирование навыков изображения на основе объективного восприятия окружающего мира;
- развитие воображения, художественного вкуса;
- развить эстетическое восприятие действительности;
- научить последовательно вести работу;
- приобрести навыки работы гуашью, путем смешивания различных оттенков;
- формирование интереса к изучению произведений искусства и классической музыки.
Задание: Придумать и нарисовать фантазийное осеннее дерево, используя, различные приемы нанесения красочного слоя на бумагу, посредством знакомства с творческой манерой исполнения пейзажных композиций французскими художниками.
Материалы:
- Для учащихся: листы белой бумаги (формат А-3), краски гуашь 12 цветов, кисти тонкие и средние круглые и плоские ( можно щетина или синтетика), палитра ,карандаш В-2 или В., ластик, баночка для воды, салфетки для рук, мольберты.
- Для преподавателя: наглядный ряд – репродукции произведений художников Франции конца. 19 века. (Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог, Поль Синьяк, Эдуард Мане); музыкальный ряд: П.И. Чайковский отрывки из произведений и из цикла «Времена года»; стол, компьютер.
План урока:
1. Организационный момент (5 мин.)
2. Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом – просмотр репродукций работ художников, и объяснение творческого задания (15 мин.)
3. Подготовительный этап работы нанесение рисунка карандашом, композиция в листе (20 мин.)
4. Творческая (индивидуальная) практическая деятельность учащихся красками на заданную тему, используя палитру и различные приемы нанесения краски на бумагу (40мин)
5. Просмотр и обсуждение работ (5 мин.)
Занятие в соответствии с расписанием, рассчитано на 2 учебных часа по 40 минут с одним 10 минутным перерывом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Подготовить ребят к работе на уроке.
– Здравствуйте ребята! Расставьте мольберты так, чтобы было видно изображение на мониторе компьютера. Подготовьте краски, наберите воду и приготовьтесь слушать!
2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала
– Сегодня Мы с вами познакомимся с одним очень известным персонажем, которого Вы все хорошо знаете и видите каждый день, но может быть даже не подозреваете какое это загадочное и удивительное, и, конечно же сказочно-волшебное существо! Как Вы думаете, Кто это? И как это не удивительно звучит, объектом знакомства для нас будет всем известное «дерево». Деревья окружают нас повсюду всю жизнь, но они имеют свой характер и свои особенности. Об этом сегодня у нас и пойдет разговор. Вы знаете много литературных произведений, где герой дерево! Но сегодня мы с Вами будем рисовать дерево – вашего давнего друга: мимо которого быть может Вы ходите в школу или ветки которого стучат в окно каждый день, или то, которое встречает Вас каждый день у калитки дома. Приготовьте бумагу, краски, палитру кисти и начнем рисовать.
3. Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом, объяснение сути задания
Ребятам показываются репродукции картин некоторых французским художников 19 века, где главным героем в их произведениях стало дерево! Это репродукции с картин К. Моне, П. Сезанна, Ван Гога, П. Синьяка. (Приложение 1). Рассматривая эти картины, мы замечаем, что особенно красивы деревья осенью, когда присутствуют разнообразные желто-оранжевые, бордово-коричневые, красноватые краски и каждый художник по- своему решает для себя красоту дерева. И цветовое решение может быть очень разное – это может быть насыщенная цветовая гамма, или приглушенная, лирично-грустная или мажорно – веселая. Вы знаете, что краски делятся на теплые и холодные, а еще они могут или дружить между собой или сориться и эти непростые отношения мы с Вами попробуем нарисовать, исследуя наше дерево.
Рассматривая картины художников, обращаем внимание на пластическое решение деревьев. Так, у Сезанна – (рисунок 1) это могучее кряжистое дерево, нарисованное продольными и квадратными мазками, которые создают перетекание одного цвета в другой;
– у Ван Гога (рисунок 2) дерево витиеватое, колышущееся на ветру с наклоненными ветками и мазки у него – это линии, которые прерываются, создавая нервный ритм, мятущееся движение передает состояние неустойчивости, какой-то зыбкости, а цвет контрастный, звонкий и радостный;
– у Поля Синьяка (рисунок 3)спокойное, величавое дерево, которое представляет свою красоту всеми цветами радуги, чем – то напоминает сложную мозаику ( «пуантилизм» так называют это течение в живописи);
– у Клода Моне, (рисунок 4) рисунок дерева это перетекание одного цвета в другой, при помощи вибрирующего мазка, который создает сиюминутное впечатление необыкновенную игру цвета и света, показывает нам удивительно тонкие и романтичные сочетания красок в изображении деревьев – олив
Можно подвести итог:
Породы деревьев разные: тополя и оливы, кипарисы и дубы, липы и сосны , каждый художник в своей картине пытается через нарисованное дерево передать свое отношение к миру, к миру прекрасному, который его окружает, передать свое любование окружающей его природой поделиться этой красотой с нами зрителями.
4. Самостоятельная работа
Предлагается вспомнить какие породы деревьев ребята знают – дети называют: береза, дуб, клен, яблоня, тополь, липа, ветла, сосна, ива, ель и др., так же вспоминаем как деревья растут – снизу вверх, начиная с корней, могучего ствол ветки и еще маленькие веточки и листья. Выстраиваем композицию, так чтобы дерево не было слишком крупным, но и не мелким, все размещаем в листе, прорисовывая линию соединения земли и неба – горизонт. Приступаем к работе сначала карандашом, намечая композицию, а потом, вымешивая краски, пишем сначала небо, а потом на его фоне дерево, ведя работу с верхнего края листа, последним пишется земля с упавшими на нее разноцветными листьями.
Начинается творческий процесс. Звучит тихая мелодия, которая создает определенную атмосферу для работы в классе.
5. Этап усвоения новых знаний
Учащиеся придумывают свое дерево, используя свои наблюдения от прогулок по лесу, парку, скверу, но и добавляя собственно придуманные элементы, размещая дерево в пространстве, намечая линию горизонта, землю и небо.
Формат работ А-3. Время исполнения работы – (55 мин.) после 40 минут работы – перемена 10 минут.
Работа выполняется гуашевыми красками, с использованием палитры. Этап закрепления навыков работы с палитрой, смешивая различные оттенки, используя белую краску.
Выбрана техника исполнения гуашью, так как ее проще исправить, если возникают какие-либо неточности и ошибки при выполнении работ, и именно гуашь дает возможность составления различных оттенков цвета, придумывая многочисленные варианты.
Прослушивание музыки создает определенное настроение, и в рисунках возникает волшебство и очарование, различные цветовые настроения. А просмотр репродукций художников настроил учащихся на различные стилистические поиски в решении композиции, в передаче цветового строя работы, использование разных приемов нанесения мазков на бумагу, используя разнообразные фактуры.
6. Этап обобщения и систематизации новых знаний
В конце занятия проводим просмотр с обсуждением работ с подведением итогов. На просмотре, особенно ярко виден разный характер и сказочность деревьев на рисунках ребят. Работы получились яркими, нарядными, выразительными и очень разными по колористическому решению, очень индивидуальными, с особым настроением в каждом рисунке. Каждый постарался выразить свое отношение к изображению на рисунке, свое видение красоты изображаемого дерева, попробовал определенный тип смешения красок, разную фактуру мазка, выбрал свое придуманное собственное колористическое решение, и все вместе сложилось в определенную мозаику цветовых находок от светлых голубых, нежно желтых до фиолетово-красных звучных и мажорных! И выстроился хоровод удивительно прекрасных деревьев. Ребят охватило радостное настроение от полученного результата. (Приложение 2)